Мастер-класс для учителей математики: «Дерзай, твори, ведь нет предела совершенству!»
Мастер-класс для учителей математики: «Дерзай, твори, ведь нет предела совершенству!»
Цель:
-привлечь внимание к обсуждению современных требований к профессионализму педагогических работников, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся;
-заинтересовать учителей идеей самообразования, поиском методов, средств, находок в этом направлении;
-дать импульс очному обсуждению данных вопросов
Задачи мастер - класса:
передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер - класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального опыта участниками мастер - класса.
1.Вводная часть.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Данную задачу невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса.
И здесь, наиболее адекватно использование элементов деятельностного подхода, включая такую инновацию, как развитие критического мышления.
2. Использование приема «Верные и неверные утверждения»
У каждого участника мастер - класса имеются карточки, в которых они должны указать, какие утверждения они считают верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (Верно. Неверно.)2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д.(Верно. Неверно.)3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (Верно. Неверно.)-На данном этапе вы высказали свое мнение. К этим же утверждениям мы вернемся в конце мастер - класса.
3.Использование приема «Ассоциация».
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание:
«---»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
-Давайте познакомимся с готовым определением того, что такое «творческий потенциал»:
«Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность».
- В этом определении очень часто встречается слово «творчество». Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово? Выразите каждую ассоциацию одним словом и запишите. (У каждого участника карточка для заполнения).
- Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Такие ситуации возникают у всех людей, в независимости от их образования, профессии или сферы деятельности.
4.Использование приема «Чтение с остановками»
-Что такое «творчество» мы выяснили. Теперь обратимся к определению потенциала.
Потенциал(от лат. - сила) - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
-Хочу предложить вам познакомиться с притчей.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
- Господи! Это Ты! - воскликнула она с радостью.
- Да, это Я, - ответил Бог.
- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.
- У меня можно купить все,- прозвучал ответ.
- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
-Как вы думаете, что было в коробочке? (После обсуждения открывается продолжение притчи).
- И это все?! - воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
- Да, это все,- ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Наклонности, способности и таланты – это семена, которые Вы получили от Бога. Посеять семена, ухаживать за ростками и получить урожай – Ваша миссия, цель и смысл жизни
-Мне кажется, что это и наша с вами профессиональная миссия! Мы должны создать такие условия, чтобы дети могли раскрыться, в полной мере использовать и развивать свой творческий потенциал.
-Об этом говорили и многие известные люди.
«Способности мало значат без возможностей» - французский полководец и государственный деятель Наполеон I (Бонапарт) (1769-1821);
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» - римский писатель, философ Луций Аней Сенека (4 до н.э.-65 н.э.);
«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности» - немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872);
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
5. Метод «Анаграммы»
Математические анаграммы я использую при усвоении математической терминологии. На уроке математики в 5 классе по теме «Площадь» может быть предложено задание следующего типа.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово: тдаракв, ьпщаолд , елосПри решении анаграммы учащиеся путем перестановки букв определяют первое слово «Квадрат». При нахождении лишнего слова определяют логическую закономерность, лежащую в основе подбора данных терминов, и, исходя из неё исключают логически несовместимое слово –«Село». После этого можно ребятам задать вопрос: «Как логически взаимосвязаны математические термины, представленные в этом задании?» Другой дидактической целью использования анаграмм может быть введение нового математического понятия. Например, перед введением понятия «функция» можно рассмотреть с ребятами следующее логическое задание.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово: уанирвене, Фнцукия, ЗдчаааРассуждения ребят могут быть следующими: исходные слова – «уравнение», «функция», «задача». Так как задачи могут решаться с помощью уравнений, то лишним будет слово «функция». Сразу возникает вопрос: «Что такое функция?». Таким образом, я перехожу к объяснению нового материала.
6. Интерактивная игра «Тридцать три»
Можно провести во время изучения темы «Признаки делимости на 3 и 9» в 5-м классе активизирует внимание, а также позволяет физически размяться. Правила просты. Мы начинаем считать по рядам; один ученик говорит – «один», второй-«два» и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (на пример 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны вместо того подпрыгнуть и хлопнуть в ладони. Тот, кто ошибся и произнёс вслух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова.
7. Применение мнемотехники на уроках математики
Основные приёмы:Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информацииРифмизацияЗапоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы) ,которые соединяются с запоминаемой информациейМетод Цицерона на пространственное воображениеМетод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти Метод запоминания цифрЗакономерностиЗнакомые числаВажнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора- воображение и ассоциация.
Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации, пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЕГЭ.Математика в стихахДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,Не надо никого тревожить.Нам надо данное числоНа эту дробь умножитьБИССЕКТРИСА-это крыса,Которая бегает по угламИ делит угол пополам.
8. Выводы.
-А теперь давайте вернемся к «Верным и неверным изречениям».
-Прочитайте их еще раз и скажите, кто из вас изменил свое первоначальное мнение?
-Так к какому выводу мы пришли?
Творческим потенциалом обладает каждый. Творить могут все, не зависимо от профессии, уровня материального достатка и возраста. Ограничений для раскрытия творческого потенциала не существует. Нужно лишь одно условие – стремление к развитию творческого потенциала своей личности.
9. Приём «Пометки на полях»
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали является новым;
«?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений.
10. Методический прием «Синквейн».
-Синквейн - быстрый инструмент для рефлексии. Он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
-А так как мы говорили о творчестве, о творческом потенциале учителя, то и темой синквейна будет учитель. (Участники составляют синквейны).
Учитель
Душевный, открытый
Любит, ищет, думает.
Много идей - мало времени.
Призвание.
Учитель
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага.
11. Заключение.
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш.Амонашвили
Приложения
1.Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:
-избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
-не допускать переутомления и учебных перегрузок;
-использовать стимуляцию познавательных интересов;
-стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
-специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
2.Методика развития творческих способностей должна опираться на следующие принципы:
-деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
- индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;
- последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
- поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;
- цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;
- психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
- сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.
3.Пять способов открыть ваш внутренний творческий потенциал:
1. Занимайтесь тем, что вас делает счастливым. У вас, возможно, уже есть идея о том, что бы вы могли создать собственными силами, иными словами, сделать творчески, но в то же время вы можете бояться неудачи, что осложняет и делает невозможной саму попытку. Но вы должны быть решительны – наиболее часто именно боязнь потерпеть неудачу заставляет человека опустить руки. Ничего страшного, если вы ошибетесь. Забудьте о суждениях посторонних. Вооружитесь кредо «Я живу всего лишь раз» и будьте отважны.
2. Никогда не останавливайтесь.
3. Не переставайте мыслить. Конечно же, человек и так никогда по-настоящему не приостанавливает мышление. Тем не менее, вы должны всегда вынашивать новые мысли, решения и идеи, необходимые особенно в повседневных ситуациях. Вы не должны просто признавать, что все идет своим чередом и предначертано судьбой или провидением – необходимо расширить ваше мышление, подарить ему свободу и позволить себе придумывать велосипед каждый день.
4. Вдохновение. Когда вы следуете тому, что действительно вдохновляет вас, ваш готовый к раскрытию творческий потенциал идет за вами по пятам.
5. Сохраняйте спокойствие. Избегайте ситуаций, при которых вы чувствуете себя слишком напряженно или тревожно. Если вы похожи на большинство людей, то, вероятно, любите осмыслять свои идеи в тишине, одиночестве и комфорте. Стресс может мешать вашим творческим планам, поэтому не забывайте делать перерывы, когда это необходимо. Творческий потенциал можно воспринимать как некоторую абстрактность, но если говорить привычным языком, то это набор способностей, которые не были воплощены в жизни. Он, этот набор, есть у каждого. Задача человека вовремя вспомнить о нем, не закопать в землю, и постараться этот набор раскрыть. Не спеша, по мере наличия возможностей, сил, времени и желания, но раскрыть, чтобы после не было горько от того, как много нового и светлого можно было бы привнести с помощью творчества в жизнь.
4. Использование приема «Верные и неверные утверждения»
Подчеркните какие утверждения вы считаете верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (верно/неверно)
2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. (верно/неверно)
3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (верно/неверно)
Использование приема «Верные и неверные утверждения»
Подчеркните какие утверждения вы считаете верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (верно/неверно)
2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. (верно/неверно)
3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (верно/неверно)
Использование приема «Верные и неверные утверждения»
Подчеркните какие утверждения вы считаете верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (верно/неверно)
2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. (верно/неверно)
3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (верно/неверно)
Использование приема «Верные и неверные утверждения»
Подчеркните какие утверждения вы считаете верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (верно/неверно)
2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. (верно/неверно)
3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (верно/неверно)
Использование приема «Верные и неверные утверждения»
Подчеркните какие утверждения вы считаете верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (верно/неверно)
2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. (верно/неверно)
3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (верно/неверно)
Использование приема «Верные и неверные утверждения»
Подчеркните какие утверждения вы считаете верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (верно/неверно)
2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. (верно/неверно)
3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (верно/неверно)
Использование приема «Ассоциация».
слово ассоциация
творчество Использование приема «Ассоциация».
слово ассоциация
творчество Использование приема «Ассоциация».
слово ассоциация
творчество Использование приема «Ассоциация».
слово ассоциация
творчество Использование приема «Ассоциация».
слово ассоциация
творчество
5. Математические синквейны
МатематикаТочная, красивая,
Учит, решает, развиваетДумать, решать - много знатьВажно
МатематикаЗанимательная, увлекательнаяCистематизирует, развивает, обогащаетЕё учить – ум точитьЦарица
Математика Развивающая, загадочная Мыслить, рассуждать, понимать Не зная математики, не знаешь ничего Царица наук!
Математика Интересная, великая Думать, спорить, доказывать В порядок ум приводит Гениально!
МатематикаНаука точнаяСижу, пишу, учуВолненье, напряженьеСложно!
МатематикаТочная, увлекательная,Думать, рассуждать, решатьУм свой развивать!Логика!
МатематикаЗагадочная, интереснаяМыслю, творю, решаюНапрягать мозги - это здорово!Наука!
МатематикаСерьёзная, занимательнаяУчим, доказываем, вычисляемМатематике почёт и уважение!Знание.
МатематикаСтрогая, логичнаяУчит думать, считать, рассуждать.Нам нравится наука сложнаяПолезно знать!
МатематикаНепознана, глубокаУвлекает, манит, забавляетиз кирпичиков - чисел мир собираетЗанимательно.
МатематикаСложная, точнаяПомогает,вычисляет, развиваетЛюбимый предмет -ужасно интересный,Полезно!
МатематикаСложная, весёлая.Решаю, считаю, черчу.Она - любимый мой урок.Точная!
МатематикаУвлекательная, познавательнаяРешает, считает, рассуждаетМатематика- царица наукВосхитительно!
МатематикаТочная, грамотная, умнаяУчит, решает, вычитаетШкольное расписание- любимый предметКлассно!
МатематикаЗанимательная, нужнаяДумаем, соображаем, решаемМой любимый урок - математикаОбожаю!
МатематикаТрудная, сложная, иногда- невозможнаястараться, не спотыкаться, думать, "вгрызаться"С делом не знаться- дураком остатьсяНадо!
МатематикаЗанятная, непонятная, но всё же приятнаяНе отступать, решать, считатьМаленькое дело лучше большого бездельяРабота!
МатематикаЗанимательная, поучительнаяРешает, заставляет, считаетУчиться, учиться, учитьсяЗдорово!
МатематикаТочная, развивающаяУчит, находит,помогаетМатематика - царица!Сила
Дробь-
Правильная, неправильная,
Делит, показывает, увлекает,
Помогает хорошо решать.
Число!
Число «пи»
Иррациональное, загадочное,
Увлекает, забавляет, измеряет.
Отношение длины к диаметру.
Загадочно!
Прямоугольник.
Важный, прямой.
Решать, доказывать, находить.
Имеет равные диагонали.
Параллелограмм.
Парабола,
Красивая, симметричная,
Строить, исследовать, находить.
График квадратичной функции.
Полезная!
Функция.
Возрастающая, убывающая.
Исследовать, решать, изучать.
Зависимость между переменной и аргументом.
Нужная.
Медиана
Важная, нужная.
Строить, чертить, находить.
Делит сторону пополам.
Полезная!
Биссектриса
Красивая, ровная.
Изображать, решать, думать.
Делит угол пополам.
Важно!
Высота
Строгая, ровная.
Доказывать, строить, вычислять.
Перпендикуляр к противоположной стороне.
Умение!
Теорема
Прямая, обратная.
Доказывать, изучать, запоминать.
Развивает логическое мышление.
Трудно!
Степень
Понятная, лёгкая.
Решать, вычислять, считать.
Произведение нескольких множителей.
Интересно!
.
Задача
Трудная, непонятная.
Думать, рассуждать, решать.
Развивает логическое мышление.
Получится!
Геометрия
Новая, важная
Доказывать, запоминать, рассуждать.
Наука о различных фигурах.
Сложная.
6. Математика в стихахДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,Не надо никого тревожить.Нам надо данное числоНа эту дробь умножитьБИССЕКТРИСА-это крыса,Которая бегает по угламИ делит угол пополам.МЕДИАНА- обезьяна,Лазает по сторонамИ делит их пополамВ треугольнике ВЫСОТА со сторонойСоставит угол нам прямой.Если ищем ШИРИНУ,Делим площадь на длину.Хочешь ты найти ДЛИНУ-Раздели на ширинуПравила раскрытия скобок:-(а+b) Минус Меняем знаки, Плюс-Переписываем без измененийПеред скобкой вижу плюс- ошибиться не боюсь.Знаки все я оставляю-Значит, правила я знаю. Минус повстречается-Будьте осторожны:Скобки раскрываются, знаки заменяютсяНа противоположные.Пи (число)Нужно только постаратьсяИ запомнить все, как есть:Три, четырнадцать, пятнадцать,Девяносто два и шестьПри решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых.3х+5=2х-10Проговариваем правило так: Знак равенства - это река. При переходе через реку с одного берега на другой, одежда у слагаемых намокает, значит надо ее сменить, то есть поменять знак.При решении неравенств, учащиеся затрудняются правильно показывать штриховкой промежутки. Знак неравенства дорисовываем до стрелки, которая показывает направление штриховки. Х5 ,Х 5, 5 . Либо держим перед грудью согнутую в локте руку. Локоть показывает направление штриховки.При построении точки на координатной плоскости, следует придерживаться такого правила: первоначально заходим в подъезд, а затем поднимаемся по лестнице (х; у)Правило, помогающее запомнить название осей координат :ось Ординат (при произношении буквы О движение губ показывает вертикальную ось, а при произношении буквы А- горизонтальную ось , ось Абцисс ).СИнус - прОтиволежащий катет к гипотенузеКОсинус- прИлежащий катет к гипотенузе. Замечаем чередование букв И-ОПри изучении правил приведения, учащиеся не запоминают сложное правило из учебника. Для запоминания порядка изменения названия функций: по вертикальной оси - утвердительно киваем головой, т.е. меняем( π/2; 3π/2),а по горизонтальной оси, отрицаем движением головы т.е. не меняем ( π,2π)Для запоминания значений синуса и косинуса углов 30˚,45˚,60˚-запоминаем числа: для синуса 1,2,3под знаком корня, а для косинуса 3,2,1 под знаком корня, везде в знаменателе 2, но т.к. √1=1 ,то у 1 знака корня нет.Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться играя.Но если с учёбой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье!