Внеурочное занятие по математике в 5 классе по теме Старинные меры длины на Руси.
Внеурочное занятие по математике
в 5 классе по теме
"Старинные меры длины на Руси".
Цель мероприятия:
познакомить обучающихся с измерительной системой на Руси.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД: Формировать познавательный интерес к материалу.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему урока, работать по плану, уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, а также оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные УУД: Уметь выражать свои мысли полно и точно, уметь работать в группе, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать).
Познавательные УУД: Выделять познавательную цель, осуществлять сбор информации, классифицировать её, выбирать наиболее эффективный способ решения, прогнозировать результаты вычислений, уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: письма(4 цвета) и карточки с заданиями, таблица старинных мер длины, рисунки старинных мер длины, компьютер, фильм.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемый гости. Я рада приветствовать вас на нашем занятии внеурочной деятельности. А начнем мы его с хорошо знакомой вам детской игры, которая называется "прятки". Все знают, что такое "прятки"? Конечно никто из нас сегодня прятаться не будет. Задача каждого из вас найти спрятанное письмо в этом кабинете. Как только найдете его, вы садитесь обратно на свое место, будьте очень внимательны. (Дети ищут письма)
II. Постановка проблемы.
Давайте скорее откроем эти письма и узнаем, что же в них написано. Прочитайте, пожалуйста, наше послание.
"В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была принцесса. Её рост равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает юбку, длина которой 0,9 локтя. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 3 шага. Каждый день она гуляет по аллее, преодолевая расстояние равное100 косым саженям."
Скажите ребята, а почему наше сегодняшнее занятие мы начали именно с этого письма. В чем его особенность? (Дети высказывают свои идеи). А кто уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Дети называют тему урока, учитель оформляет доску темой занятия)
III. Расшифровка письма.
Для дальнейшей работы вам нужно разделиться на группы, а для этого нам помогут ваши конверты. Посмотрите на цвет вашего письма и ,взяв с собой стул, присядьте, пожалуйста, за тот стол, где стоит стакан, совпадающий по цвету с вашим конвертом. (Дети занимают свои места)
Разделившись на группы мы с вами должны перевести старинные единицы измерения, в современные. А поможет вам в этом справочный материал, в котором установлена связь между ними. Найдите таблицу, которая лежит у вас на столе. А теперь давайте подумаем, исходя из вашего письма, какие величины мы должны будем найти?
Справочная таблица старинных русских мер длины в современные единицы измерения.
Старинные меры Современные меры
Аршин 71 см
Вершок 4,5 см
Пядь 18 см
Локоть 42 см
Шаг 71 см
Косая сажень 248 см
Маховая сажень 176 см
А теперь давайте проверим ваши результаты. (Дети называют результаты перевода).
Рост = 155,5 см
Талия = 54 см
Длина юбки = 37,8 см
Прыжок с места = 213 см
Прогулка = 24800 см = 248 м
IV. Теоретическая часть.
Какие же вы молодцы! А теперь давайте подумаем, как же все эти измерения связаны с различными частями нашего тела. А поможет нам разобраться в этом вопросе волчонок Зубок и мышка Шуня. (Дети просматривают отрывок программы "Шишкин лес")
Итак, о каких мерах длины вы узнали? (Учитель оформляет на доске единицы, которые называют дети) А теперь, соотнесем название меры длины с его изображением на данных картинках. (Дети присоединяют названия единиц измерения к картинкам на доске)
V. Физкультминутка.
Давайте немножко отдохнем и разомнемся. Для этого все встанем и выстроимся в шахматном порядке в три шеренги.
VI. Практическая часть.
Итак, мы с вами отдохнули, а теперь выполним небольшое практическое задание. Для этого присядьте на свои места и загляните под стакан на вашем столе. Что же вы там нашли? Один из представителей каждой команды подойдите к доске и найдите картинку, на которой изображена ваша буква.
Давайте рассмотрим вторую таблицу, которая лежит на вашем столе. Что необходимо записать в первую строчку? Что запишем во второю? Из какой таблицы мы возьмем данный результат? Дальше выбрав один из необходимых инструментов, измерить у каждого из участников группы ту часть тела, которая изображена на вашем рисунке и запишите результаты измерений в таблицу. Работаем мы следующим образом, один человек выполняет измерения, второй записывает результаты, третий тот, кого измеряют. После чего вы меняетесь Когда все измерения будут выполнены, необходимо вычислить среднее значение, а давайте напомним друг другу а как же вычисляется средне арифметическое нескольких чисел? (Дети выполняют практическую часть).
Название меры длины ________________________________
Значение по таблице_____________ см
Среднее значение_______________ см
№ п/пФ.И. ученика Измерения длины, см
1. 2. 3. Вычисление:
Средняя длина = Общая длина: Кол-во учеников в группеКол - во учеников =
Общая длина =
Средняя длина =
А теперь давайте проверим ваши результаты. А как вы думаете, почему во всех случаях измерения получились меньше нормы? (Дети делают вывод, например: у взрослых руки и ноги длиннее, чем у детей)
Именно поэтому со временем люди придумали более точные меры длины одинаковые во всем мире. А какие стандартные единицы длины вы знаете? (Дети называют м, см, дм и т.д.)VII. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Сегодня на занятии мы славно потрудились. А теперь давайте подведем итог и оценим свою работу. Для этого я попрошу вас встать в полукруг и если:
- всё получалось - то поднимите руки вверх.
- не всё получалось, как бы хотелось – то вытяните руки в стороны.
- трудно выполнять задания - то скрестите руки перед собой.
VIII. Подведение итогов.
На следующем занятии мы с вами займемся проектной работой по данной теме для учеников начальных классов. Дома найти сказки, пословицы и поговорки в которых встречаются старинные меры длины.
Спасибо за работу. Все свободны.