Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе


Тема: Телевизионная передача «Удивительные животные»
Программное содержание:
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их. Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?».
Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровьесберегающие технологии:  Гимнастика для глаз «Крошка Енот», физминутка «Дикие животные», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»
Программное обеспечение: аудиозапись (из мультипликационного фильма «Крошка Енот) сл. : М. Пляцковского, муз. : В. Шаинского, «Голоса леса» П. И. Чайковский, аудиосопровождение.
Ход игровой образовательной ситуации:
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, вы любите смотреть телевизор? А сами хотите попасть на телевидение? Нас пригласили принять участие телевизионной передаче «Удивительные животные». Вы согласны?
Дети: да.
Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроя:
 Восп – ль. Прошу  занять  места  в нашей  телестудии. Итак,  мы  начинаем  прямую телепередачу «Удивительные животные», в которой мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Ребята, и нас с вами пригласили поработать в телевизионной студии. Чтобы мы с вами имели право работать в телестудии надо стать журналистами. Ребята, кто из вас знает кто такой журналист? Какую работу он выполняет? Есть ли польза от журналистов? С какими трудностями сталкивается журналист в своей работе? Хотите стать журналистами?
Дети: да.
Сегодня нам необходимо провести журналистское расследование. Для этого надо стать журналистами. Вы готовы, коллеги? (детям крепятся бейджики с картинками дикого и домашнего животного). Я, Наталья Викторовна, стану вашим научным руководителем. Нам необходимо разделиться на две группы. Одна группа журналистов будет изучать жизнь диких животных и отправится в командировку в Кавказский биосферный заповедник, а другая группа отправится в станицу Андрюки, на домашнее подворье.
Одна группа детей получает задание рассмотреть животных, обитающих в Кавказском Биосферном заповеднике и сгруппировать животных по типу питания: травоядные и хищники.
Вторая группа идет к макету хозяйственного двора и получает задание распределить животных в две группы: животные, которые приносят пользу человеку и животные, которых человек держит ради удовольствия.
Затем группы возвращаются в телестудию и рассказывают телезрителям как они выполнили свое задание.
Воспитатель: Наш постоянный телезритель Инна Ивановна Безродная на сайт нашей телепередачи прислала вопрос: «Как животные стали домашними?».
- на этот вопрос мы подготовили ответ и сейчас мы его посмотрим. (презентация).
Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете?
(Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, корова - тур, кошка - рысь и т. д.) – Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу - мультминутку для глаз.
Гимнастика для глаз «Крошка енот» с музыкальным сопровождением:
Воспитатель: Посмотрим на крошку енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтоб не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо ещё на одного из друзей Енота. Следим глазками за облаками. Закроем и откроем глаза.
Воспитатель: что-то мы засиделись с вами, надо бы размяться.
Физкультминутка «Дикие животные»
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие к животным в лес. Проводится физкультминутка с имитацией движений:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь руки вверх,
Шевелитесь, пальчики
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики
Крадемся тихо на носках
Так лисы бродят по лесочку
Волк озирается кругом
И мы головки повернем
Теперь садимся тише, тише
Притихнем словно мыши
Ходил медведь по лесу
Топтался и рычал
Хотел он очень меда
А где найти не знал
(Педагог просит детей занять свои места)
Воспитатель: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть - осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телестудию, и поговорим о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются в студии).
Коллеги, кто напомнит тему нашей телепередачи? Правильно, «Удивительные животные». Сейчас я, ваш научный руководитель, подготовила несколько интересных фактов о диких и домашних животных. И мы проведем небольшую викторину, чтобы узнать, кто из журналистов лучше знает о жизни животных.
Викторина:
Челюсти этого животного не могут двигаться в стороны. (кошка)
В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова)
Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка)
Это животное стало первым другом человека. (Собака)
У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц)
Это животное никогда не охотится рядом со своим жилищем? (волк).
Это животное может выжить, даже упав с 12 –го этажа? (кошка)
Это животное может обходиться без воды дольше всех? (крыса)
Игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» с использованием ТСО (аудиозапись).
Воспитатель: А сейчас - живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом - от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения).
Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).
Заключительная часть:
(Игра «Посмотри и скажи»Воспитатель: И подводя итоги нашей передачи, надо сказать: домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они:(дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки, изображённые на экране)
- не умеют строить себе жилье,
- самостоятельно добывать для себя пищу,
- защищаться от врагов.
не забудем о диких животных:
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Создание ситуации ожидания:
Воспитатель: На этом наша передача познавательного характера подошла к концу. Уважаемые коллеги, какие темы для следующей телепередачи вы хотели бы нам предложить?
Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Алёнушка» поселка Псебай Муниципального образования Мостовский район.
Конспект игровой образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: Телевизионная передача «Удивительные животные»
Образовательная область: Познавательное развитие
Разработал воспитатель
Белова Наталья Викторовна
2016
Конспект занятия по коммуникации «Телевизионная передача «Удивительные животные» Фамилия Имя Отчество: Сафронова Наталья Викторовна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ «Солнышко» п. Синеборска Адрес: Красноярский край Шушенский район п. Синеборск ул. Мира 6 Стаж работы: 1г. 10 мес 2 Аннотация: Ситуации активизирующего общения и непосредственно- образовательная деятельность с детьми в детском саду после внедрения ФГТ (Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы) заменила проводимые ранее занятия. Поэтому в данный вид деятельности стало вводиться больше игровых моментов, игр. Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками телепередачи «Удивительные животные». Программное содержание: Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы. Задачи: Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных; закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных. Развивающие: Развивать связную речь; вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: дубовый, кленовый, березовый, лесная тропинка); воображение, любознательность, память и мышление детей. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества; совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду. Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный. Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция. Предварительная работа: Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике». Игровые ситуации по правилам обращения с животными. Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», гимнастика для глаз «Крошка Енот», физминутка «Лисонька - лиса», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» Оформление: тропинка здоровья «лесная тропинка» (деревья, грибы, цветы); скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «Удивительные животные»». Аппаратное обеспечение: магнитофон. Программное обеспечение: аудиозапись (из мультипликационного фильма «Крошка Енот) сл. : М. Пляцковского, муз. : В. Шаинского, «Голоса леса» П. И. Чайковский, аудиосопровождение. Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области 3 «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми. Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Удивительные истории» Л. Е. Белоусова; «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б Егорова. Интернет ресурсы: http://ds82.ru/doshkolnik/4480.html http://viki.rdf.ru/item/1497/ http://viki.rdf.ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=10#list Ход занятия: Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами. Загадывание загадки: Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, Домашними бывают и помогают людям. - Кто они такие? Дети: Животные. Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Согласны? В путь! Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроя: - Коллеги, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре). Основная часть: Беседа с просмотром презентации Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете? (Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, корова - тур, кошка - рысь и т. д.) Воспитатель: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть - осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и поговорим о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются за рабочими столами). (Педагог выставляет перед детьми первую схему и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: где живут домашние животные? Где живут дикие животные?). 4 Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня - дикая природа, а для других - жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного - и домашнего, и дикого носит свое название. - Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу - мультминутку для глаз. Гимнастика для глаз «Крошка енот» с музыкальным сопровождением: Воспитатель: Посмотрим на крошку енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтоб не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо ещё на одного из друзей Енота. Следим глазками за облаками. Закроем и откроем глаза. (Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все предыдущие схемы остаются перед детьми.) Беседа с использованием схем: Воспитатель: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Вспомним, как называется жилище некоторых животных? (Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волклогово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога и т. п.) - Давайте вспомним, как могут выглядеть животные. (Педагог выставляет схему, обозначающую цвет.) Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти - дикие или домашние, почему? (Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет) Игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» с использованием ТСО (аудиозапись). Воспитатель: А сейчас - живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом - от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения). Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения). Составление рассказов по схемам: Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, и размером. Эта схема подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров). (Далее педагог выставляет еще одну схему.) Воспитатель: Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части, - какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться. Воспитатель: Расскажите телезрителям о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т. д. ? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема: (Далее педагог выставляет еще схему.) 5 Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.) Физкультминутка «Лисонька-лиса» с музыкальным сопровождением (ТСОаудиозапись) Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие к лисице в лес. Проводится физкультминутка с имитацией движений: У лисицы острый нос, У нее пушистый хвост, Шуба рыжая лисы Несказанной красоты. Лиса важно похаживает, Шубу пышную поглаживает. Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу - подкрадусь, И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу. (И.С. Лопухина) (Педагог просит детей занять свои места) Игра «Расскажи о себе» Воспитатель: Чтобы наша передача стала интересней для зрителей, каждый из вас озвучит кадры, представит себя каким-либо животным и расскажет о себе с помощью схем. (Каждый ребенок берет карточку с изображением животного) Рассказывать о животных вы будете по двое: один - о диком, а второй - о домашнем сравним их. Педагог задает по два вопроса: Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост. (Лиса) Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь) В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова) Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка) Это животное стало первым другом человека. (Собака) У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц) Дети, чьи картинки были отгадками на вопросы, выходят к схемам. Педагог спрашивает, кто из них начнет первым, предлагает использовать в речи следующую конструкцию высказывания: "У меня ..., а у меня ... ". Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни»: вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.). Ребята, а чем может пахнуть в деревне? (ответы детей) Воспитатель: глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты. Растущих вдоль забора. (2-3р.). Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»: Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию. «Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так 6 красиво!», - вздохнула лошадь. Сказано - сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка. А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», - говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», - вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?»- заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», - ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами. Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где ? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье. Заключительная часть: Игра «Посмотри и скажи» Воспитатель: Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки, изображённые на экране) - не умеют строить себе жилье, - самостоятельно добывать для себя пищу, - защищаться от врагов. И подводя итоги нашей передачи, не забудем о диких животных: - они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека, - лишены привычных условий жизни, - требуют много мясной пищи, - образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека. Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа. Создание ситуации ожидания: Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей). - Спасибо за участие в передаче «Удивительные животные», а вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.
ема: « Наши удивительные животные».
Интеграция: Познание, коммуникация, социализация.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Познание: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных: кошка, собака, кролик, лошадь, корова, овца, лошадь, свинья, рысь, волк, заяц, медведь, лиса. Дать понятие, что у домашних животных есть дикие сородичи: собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь, овца-баран аркар, лошадь — тарпан, гусь-серый гусь. Знакомить детей с различными климатическими зонами: тундра, пустыня, тайга, тропический лес, степь, саванна, лес умеренных широт, горы. Продолжать знакомить детей с многообразием животных различных климатических зон: верблюд, скорпион, носорог, песец, белый медведь, северный олень, благородный олень, лось, тигр, дикобраз, суслик. Формировать представления о том, что человек – часть природы и должен беречь и охранять и защищать животных. (Познание).
Коммуникация: Расширять словарный запас: сородичи, саванна, тундра, пустыня, тайга, тропический лес, степь, лес умеренных широт, горы, верблюд, скорпион, носорог, песец, белый медведь, северный олень, благородный олень, лось, тигр, дикобраз, суслик. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Социализация: Формировать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду, создавать эмоционально-положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам…..
2. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?».
3. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
4. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
5. Просмотр мультфильма « Кошка. Которая гуляет сама по себе».
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз «Крошка Енот», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»
Оформление: тропинка здоровья «лесная тропинка» (деревья, грибы, цветы); скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «Удивительные животные»».Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Воспитатель Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие?
Дети: Животные.
Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Согласны?
В путь!
Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» — создание эмоционально-положительного настроя:
Воспитатель- Коллеги, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре).
Беседа с просмотром презентации( см. приложение).
Воспитатель : Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете?
Педагог на презентации слайдов показывает домашнее животное, а дети – дикого предка: собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь, овца-баран аркар, лошадь- тарпан, гусь-серый гусь.Воспитатель: Итак, благодаря вмешательству Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и продолжим говорить о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются за рабочими столами).
Воспитатель: Чем отличаются домашние и дикие животные? (Домашние животные — не умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя пищу, защищаться от врагов, и он о них заботится; а дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека, лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни ) не совпадает с образом жизни человека.Педагог выставляет перед детьми карту, на которой изображены саванна, тайга, тундра, тропический лес, степь, пустыня, лес умеренных широт. и просит их прокомментировать ее: тундра — фиолетовый, тайга- синий, лес умеренных широт – зеленый, пустыня – желтый, степь – оранжевый , саванна – светло-коричневый, горы- коричневый, тропический лес – светло- зеленый .Воспитатель: Давайте расселим диких животных в места их обитания.Воспитатель: Дикие животные живут в различных климатических зонах: саванна, тайга, тундра, тропический лес, степь, пустыня, лес умеренных широт.Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.Воспитатель. У каждого животного своя окраска, как вы думаете, от чего она зависит? (Окраска животного позволяет незаметно подкрасться и внезапно овладеть добычей. Есть животные меняющие окраску посезонно. Это животные северной зоны и северной части умеренной зоны. У песца в тундре зимний белый наряд сменяется летом на темный, буроватый. Зимний белый мех зайца-беляка сменяется на лето буровато-серым мехом. Обыкновенная белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. (Зимой шубка становится серой, а на ушах появляются кисточки.). Сезонная смена скрывающей окраски — еще одно подтверждение ее приспособительного значения. Разнообразная окраска и форма животных — это результат естественного отбора, борьбы за жизнь. Благодаря им вид сохраняет свое существование.Воспитатель: Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему? Весенняя линька – естественный процесс обновления волосяного покрова у диких животных. Обычно то же самое происходит и у домашних питомцев с той только разницей, что домашним животным сезонные изменения не так очевидны, как диким (они живут при электрическом свете, отопительных приборах), поэтому и «режим» сезонной линьки у них может сбиваться.Воспитатель — Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу – мультминутку для глаз.Гимнастика для глаз «Крошка енот» с музыкальным сопровождением:Воспитатель: Посмотрим на крошку енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтоб не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо ещё на одного из друзей Енота. Следим глазками за облаками. Закроем и откроем глаза.Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все предыдущие схемы остаются перед детьми.Игра с использованием слайд-шоу » Чей дом?»( см.приложение).Воспитатель.: Вспомним, как называется жилище некоторых животных?(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, волк- логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога, лиса-нора, бобр- хатка.)Воспитатель: А сейчас – живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения). Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом,Воспитатель. А еще они отличаются и размером.На первом столе лежит большой квадрат, на втором столе лежит средний, на третьем лежит маленький. Дети выполняют задание на классификацию животных по величине (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров).(Далее педагог выставляет еще одну схему.)Воспитатель: Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.).Воспитатель: Расскажите телезрителям о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки)Воспитатель выставляет еще одну схему, она поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.Создание ситуации ожидания:Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Мы много узнали о диких и домашних животных. А сейчас я вас приглашаю в музыкальный зал где мы узнаем зачем животным нужны хвосты.