Доклад на тему Как добиться быстрого чтения


Быстрое чтение – резервы, возможности, результаты.
Как показали исследования, многие учителя, особенно начальных классов, испытывают проблемы с чтением детей.
Оптимальным чтением считается темп разговорной речи, то есть от 120 до 150 слов в минуту. В этом темпе достигается лучшее понимание текста учащимися. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. Установлено, что холерики говорят и читают быстро, как и сангвиники, которые читают чуть медленнее. Флегматиков и холериков больше, чем меланхоликов. Флегматики и меланхолики читают медленнее на 20 -30 слов в минуту, чем сангвиники и холерики.
В.Зайцев выделил 8 резервов обучения чтению.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то , что мелькает, то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Тем более при низкой технике детей необходим час – полтора, чтобы прочитать коротенькую сказку. Это очень трудная для ребёнка работа, и в другой раз у ребёнка подавляется желание читать. Гораздо лучше, если домашняя подготовка будет проводиться тремя порциями по 5 минут, чем одна тренировка в течение полутора часа.
2. Жужжащее чтение. Сейчас нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 учеников. При жужжащем чтении, когда все читают одновременно вслух, каждый ученик читает 5 минут, не говоря уже об активности второго приёма и пассивного первого.
3. Третий резерв – ежеурочные пятиминутки чтения. Группа учителей из Монголии, которая приезжала к нам, рассказала, что монгольские дети читают по – русски лучше, чем наши русские дети. Никакой особой методики здесь нет. Просто у каждого ребёнка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок: чтение, пение, математика начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по – русски, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок. Что дают ежеурочные пятиминутки? 5.4.5=(5 минут за урок, 4 урока в день, 5 дней в неделю)- получается 100 минут в неделю дети тренируются в чтении.
4. Чтение перед сном.
Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Не зря говорится: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так , чтобы это было последним событием дня. В дворянских семьях всегда читали по вечерам – это было последним ярким впечатлением дня, укрепляло вкус к чтению.
5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это пятый резерв обучения чтению. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Большой успех будет, если фильм своим содержанием захватывает ребёнка: сказки, героические истории, мультипликационные фильмы. Следует заметить, что в диафильме 40 кадров – это 80 строчек; если ребёнок устанет, надо читать другому ребёнку ил взрослому. Хорошо бы просмотр диафильмов проводить перед сном. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок не любит читать, может быть приобщён с помощью режима щадящего чтения. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав до третьего – четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, связать всё все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемого зрительного диктанта, тексты которых разработал и предложил профессор И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если 1 предложение содержит всего 2 слова: «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. За это время оперативная память ребёнка развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 46 букв, то есть 8-9 слов. Теперь он легко клавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению гораздо быстрее.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются 6 предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений одного из наборов высвечено, лист подвинут вниз, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают молча это предложение и стараются запомнить (4 -7 сек.)
По истечению этого времени учитель стирает это предложение и предлагает ученикам записать его в тетради.
Если кто – то не запомнил предложение, учитель должен сказать: «Ну , хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить» - сказать это надо спокойно без раздражения. Затем открывается 2 предложение, дети читают и запоминают это предложение. Предложение стирается, дети записывают его в тетради. На 6 предложений должно уходить на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени. Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, не успели или не смогли запомнить предложение, на следующий день надо этот же набор повторить снова.
При необходимости набор надо повторить 3, 4 раз. Только после того, как все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
Итак, в среднем на каждый набор уходит по 3 дня. 18 наборов - это 54 дня. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии: зрительные диктанты должны писать ежедневно. Если их писать через день, то такая тренировка не даёт никакого результата. Обычно уже через месяц заметны сдвиги: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
Можно заимствовать из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три упражнения, которые оказались наиболее эффективными: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно. Ориентировать детей надо не на объём текста, а на определённое время, выделенное для чтения.
Многократное чтение проводится таким образом: после того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. Через минуту каждый ученик замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. Ученик снова замечает , до какого слова дочитал, сравнивает с результатом первого прочитанного прочтения. Естественно, во второй раз он прочёл на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у учащихся положительные эмоции, им хочется читать ещё раз. Однако более 3 раз не следует читать отрывок. Лучше изменить характер упражнения, поупражнять на этом отрывке артикуляционный аппарат. Это и есть чтение в темпе скороговорки. При этом чтении не следует обращать внимания на выразительность чтения, так как это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. Окончание слов при таком чтении должны чётко проговариваться. Упражнение должно длиться не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и говорим: «Теперь, ребята, снова читайте текст, но чуть медленнее, зато красиво и выразительно». Ребята прочитывают текст до конца и переходят на незнакомую часть текста (опять этот же отрывок). И вот здесь свершается чудо. Ребёнок, выработавший быстрый темп чтения на предложенном отрывке, при переходе на незнакомую часть текста, продолжает читать всё в том же повышенном темпе «полстрочки, строчка – его возможности хватает ненадолго). Но если проводить такие упражнения, темп чтения будет повышаться. Через 2 – 3 недели таких тренировок чтение заметно улучшиться. И последняя рекомендация. В конце урока многие учителя оставляют 3 -4 минуты времени для того , чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребёнок в течение одной минуты читает текст, пересчитывает слова и записывает результат себе в дневник. Уже через неделю, если сравнить запись, результат будет налицо. Это благотворно сказывается на отношении учеников и к тренировке. Но нельзя при этой работе учителю создавать отрицательные эмоции, чтобы не вызвать негативную аллергию у учащихся. Таким образом можно научить ребёнка читать бегло. Но этого мало. Надо, чтобы это умение отразилось в хорошей успеваемости детей.