Конспект урока по математике для 11 класса «Решение показательных неравенств»
Организация и стимулирование учебно – познавательной деятельности школьников
В своей работе, каждый учитель, встречается с проблемами:
огромная пропасть между знанием учащимися правил и умением их применять на практике;
организация самостоятельной работы учащихся;
как научить учащихся видеть свои пробелы и выстраивать работу по их устранению.
Все эти проблемы связываю, прежде всего, с отсутствием механизма посредством которого:
- ученик может научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, анализировать ее, развивать умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять свои учебные дефициты и выстраивать работу по их устранению.
- учитель получит возможность следить, как возникают умения и навыки, вовремя выявить затруднения и помочь.
Этой цели могут служить неконтролирующие контрольные работы.
Приведу пример вертикальной неконтролирующей контрольной работы (далее НКР) . Рассмотрим пример:
Решить неравенство 4 х -2,7 > 164Проводим анализ каждого шага выполнения этого задания, определяем, какие знания и умения должны быть сформированы у учащихся.
Для того, чтобы выполнить это задание ученику необходимо владеть знаниями теоретического материала как минимум семи тем и уметь применять их на практике.
Каждый ученик получает карточку с текстом неконтролирующей контрольной работы (далее НКР), выполняет задания, вписывает результаты в столбец с ответами. Необходимо отметить важность «самостоятельности» работы для успешного овладения темы. Оценки за работу не ставятся т. к. предназначение работы: выявление индивидуальных дефицитов, которые могут помешать учащемуся в освоении темы. Каждое умение развивается через усвоение и приобретение микроумения.
1 2 3 4
Материал какого класса использован Название темы, в которой изучалось требуемое знание Задания с данными, соответствующими уровню того класса, в котором эта тема изучалась Ответ
5 Сложение и вычитание десятичных дробей Выполните действие:
3 – 1,6 6 Алгебраическая сумма и ее свойства Найдите значение выражения: - 6 + 4,8; 7 Что такое степень с натуральным показателем Найдите х, если
А) х4=16,
Б) х2= 25,
В) х4=81,
Г) х3=27 8 Свойства числовых неравенств Решите неравенство:
х + 4,6 < - 1,8 8 Степень с отрицательным целым показателем Представьте числа 9, 27, 1, 13 в виде степени числа 3 11 Показательные неравенства Представьте обе части неравенства в виде степени с одинаковым основанием 2х > 1811 Показательная функция, ее свойства и график Замените показательное неравенство равносильным ему линейным :А) 22х – 4 > 64,
Б) 0,5 3x < 0,5 8 Составляя задания НКР учителю важно помнить, что недооценка специального продумывания заданий работы, неполнота их планирования может привести к недостаточной «оценке» дефицитов учащегося.
Учитель составляет табло учета, в котором отмечает «+» правильно выполненное задание, а «-» - неправильное.
№ задания
ФИО 1 2 3 4 5 6 7
А Б
Катя + + + - ---- + + -
Маша + + - + +++- - + -
Коля + + + - ++-- + + -
По данным таблицы сразу видно, какие вопросы западают у всех и поэтому нужна консультация классу в целом. Можно сформировать группы или пары из учеников с одинаково допущенными ошибками.
По результатам табло учета ученик оформляет план своей работы в виде таблицы, в которой заполняет 1 и 2 колонки.
1 2 3 4 5 6
Класс, в котором изучалось «дефицитное» знание Название темы, в которой изучалось «дефицитное» знание На примере нашей темы для Кати таблица может выглядеть следующим образом
1 2 3 4 5 6
Класс, в котором изучалось «дефицитное» знание Название темы, в которой изучалось «дефицитное» знание Задание, проверяющее наличие «дефицитного» знания Ответ
Задание, проверяющее умение применить «дефицитное» знания Ответ
8 Свойства числовых неравенств Правило переноса слагаемых 11 Показательная функция, ее свойства и график :Свойства функции при a > 1,
0 < a < 1 Составление плана дальнейшей работы формирует у школьников способности быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их.
В плане учитель заполняет 3 и 5 колонки — вписывает задания. Выполнение которых даст возможность и ученику и учителю видеть реализацию этого плана.
Таким образом, НКР дает возможность учителю следить, как возникают умения и навыки, вовремя выявить затруднения и помочь.
Ребенку НКР помогает:
а) видеть личное развитие;
б) дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы;
г) выработать потребность в организации своего труда;
служит средством содержательной оценки, помогает формированию самостоятельности и ответственности.
Фрагмент учебного занятия с использованием НКР
Цель урока. Выявление индивидуальных учебных дефицитов знаний учащихся по теме «Решение показательных неравенств»
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Продукт
1.Установочно- мотивационный
(определение целей и задач урока) Настрой на выполнение работы: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем письменную работу по теме «Решение показательных неравенств». Работа необычна тем, что отметку за нее ставить не будем. Предназначение работы: выявить пробелы конкретного ученика, по материалу основной и старшей школы, которые могут помешать сдать ЕГЭ по математике».
Озвучивает обязательные требования к выполнению работы:
1.индивидуально;
2. честно;
3. самостоятельно. Слушает и задает вопросы 2. Раздача дидактического материала учащимся - Вы получили тексты работы, посмотрите внимательно! (Приложение1) Знакомится с текстом работы 3. Алгоритм проведения Знакомит с порядком работы с данным дидактическим материалом «Обратите внимание, работа состоит из 4-х столбцов: Материал какого класса использован; Название темы, в которой изучалось требуемое знание; Задания с данными, соответствующими уровню того класса, в котором эта тема изучалась; Ответ.
Ваша задача: записать ответ в столбец 4 для каждого примера. Получает установку. Задают вопросы на понимание содержания таблицы 4.Контроль Проверяет работы по мере их выполнения и заносит результаты в табло учета (приложение 2) Выполняет работу.
Результаты выполнения
5. Заполнение таблицы дефицитов Объясняет, как заполнять таблицу индивидуальных дефицитов «Заполните 1 и 2 столбцы таблицы, вписав класс, в котором изучалась тема, вызвавшая затруднение и саму тему» (Приложение 3) Заполняет таблицу индивидуальных дефицитов знаний Индивидуальная таблица дефицитов знаний
6. Индивидуальная работа Контролирует и оказывает помощь 1. Берет НКР по другой теме (если нет пробелов);
2.Работают с таблицами индивидуальных дефицитов (в паре, в группе, индивидуально), выбирая из общего плана ликвидации пробелов пункты соответствующие его дефицитам
7. Планирование домашнего задания Ребята, так как каждый из вас находится на разных этапах выполнения НКР, домашнее задание планируете самостоятельно