Сообщение на ШМО УМК Русский язык 5-9 кл.под ред.Е.А.Быстровой,УМК Литература 5-9кл.авторы Г.С.Меркин,С.А.Зинин


УМК «Русский язык. 5-9 классы»
Под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой Учебники по русскому языку под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. и имеют продолжение в ИОС «Инновационная школа» (10-11 классы), УМК «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной. Все указанные учебники успешно прошли экспертизу Министерства образования и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Авторы линии учебников Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева, опираясь на традиции в создании учебной литературы, в то же время учли утверждающиеся сегодня тенденции в обновлении методического аппарата учебника, содержания предмета для достижения новых целей обучения:
● воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
● совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
● освоение знаний о предмете «Русский язык», его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку:
● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
● формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;● усвоение системы знаний о русском языке;
● формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Использование УМК «Русский язык» издательства «Русское слово» обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативно-деятельностный подход определяет предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
УМК базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: дидактических — личностно-ориентированном и деятельностном; лингводидактическом — сознательно (когнитивно)-коммуникативном.
В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс русского языка в 5–9 классах составляет содержательные линии, формирующие:
— коммуникативную компетенцию;
— лингвистическую и языковую компетенции;
— культуроведческую компетенцию.
В учебники включены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, элементы истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся представителях.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, формирующее представление о родном языке как национально-культурном феномене, раскрывающее связь языка с историей и культурой русского народа, последовательно и целенаправленно реализуется при изучении каждого раздела программы.
Содержание школьного курса излагается в учебниках следующим образом.
В 5 классе изучается фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь.
Учебники 6-7 классов имеют в целом морфологическую направленность.
В 8-9 классах проводится системное изучение синтаксиса.
Таким образом, логика изучения материала вполне традиционная. Что же нового в этих учебниках? Новое – в подходах, в организации теоретического материала, в методическом аппарате учебников. Известно, что учащиеся испытывают затруднения в усвоении теоретических знаний о языке. Чтобы преодолеть эту ситуацию, авторы учебника используют форму беседы с учеником, вводят тексты объясняющего характера, говорят на доступном для пятиклассника языке. Теоретические сведения излагаются поэтапно, с выделением микротем под цифрами I. II и т.д. с соответствующим закреплением каждой из них в упражнениях.Авторы предлагают такую организацию учебно-познавательной деятельности, при которой ученик становится субъектом познавательного процесса. Это значит, что от коллективной деятельности начального этапа обучения, выполняемой под руководством учителя, уже в 5 классе учащиеся переходят к индивидуальной речемыслительной деятельности.
Для формирования аналитических умений, для достижения предметных и метапредметных результатов обучения ведется целенаправленная работа с описаниями способов действий. Эти описания даны в рубрике «Рассуждайте так» и, по сути, фиксируют результат образования на уровне основных учебных действий. Метапредметная направленность учебника реализована и в рефлексивном компоненте. Система вопросов и заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа, способность к рефлексии, разнообразна и направлена на осознание задачи, последовательности деятельности, значимости изучаемого материала и т.д.
В учебнике по-новому представлен речевой аспект курса. Учебник 5 класса начинается со специального раздела «Речь», который организует всю дальнейшую работу по формированию коммуникативной компетенции. В нем даны речеведческие понятия, которые являются теоретической основой изучения связной речи и получают раскрытие во всех последующих темах.
В рубрике «Читаем, говорим, пишем» дается материал для специальных уроков развития речи. Авторы считают, что сам учебный процесс должен быть приближен к условиям естественного общения, вся система работы должна вызывать у учащихся необходимость общения, потребность в нем, учить ему. Поэтому так широко в учебнике используются коммуникативные упражнения. Их характеризует прежде всего коммуникативная целевая установка. Например, вместо привычных заданий типа: «Спишите», «Откройте скобки», «Вставьте…» - введены установки, формирующие мотивы общения: сравните, докажите, продолжите, возразите, предложите и т.д. Важной характеристикой коммуникативности курса является широкое включение в учебник текстов. Значительное место занимают тексты, позволяющие ощутить неповторимость русской культуры, ее традиций и ценностей, обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание школьников (рубрики «Русский язык в мире других языков», «Знаете ли вы, что…»).
Включение в учебник текстов учебно-научной, художественной, публицистической литературы, фрагментов изучаемых произведений литературы, текстов из учебников по другим предметам позволяет видеть язык как полифункциональное явление.
Очень важно, что обучение родному языку проводится на фоне информационного пространства мира детства. Произведения детской литературы, близкой учащимся этого возраста, отвечающей опыту общения их в реальной жизни; тексты проблемного характера, материалы детских журналов – все это, по мнению авторов, делает учебную книгу привлекательной, яркой.
В учебно-методический комплект входят:
Программа курса;
Рабочая программа;
Учебник;
Рабочие тетради для учащихся;
Текущий и итоговый контроль;
Книга для учителя;
Мультимедийное приложение к учебнику;
Электронная версия учебника.
УМК «Литература. 5-9 классы»
Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. ЧалмаевУчебники соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г., Примерной программе и принадлежат к завершенной линии учебников. Они представляют собой систему с 5 по 9 класс, продолженную на старшей ступени обучения («Литература. 10-11 классы» С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, В.И. Сахарова, ИОС «Инновационная школа» (10-11 классы).
Все указанные учебники успешно прошли экспертизу Министерства образования и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Преемственность содержания и методического аппарата учебников достигается путем формирования системы знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых социальных компетенций на основе ряда сквозных содержательных линий: роль книги в человеческой жизни, взаимодействие писателя и читателя, творчество как способ постижения мира, литература и история, литературный процесс.
Учебники соответствуют возрастным особенностям учащихся; написаны живым и доступным языком, рассуждения подкреплены примерами, учитывающими читательский и жизненный опыт учащихся. В учебниках отсутствуют спорные и недостоверные сведения, избыточный фактический материал.
Содержание учебников имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, воспитывает патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, народу, родной культуре и языку. Учебники отличает поликультурность, учет этнического многообразия населения России, что необходимо для воспитания толерантности, развития способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу. В частности, повышенное внимание уделено литературе народов России (например, в учебнике 7 класса даны произведения Г. Тукая, М. Карима, К. Кулиева, Р. Гамзатова). Учебники способствуют координации семьи и школы, включают взрослых в образовательный процесс, позволяют актуализировать семейные традиции, устанавливают сотрудничество детей и взрослых в решении учебных задач.
Вопросы и задания учебников учитывают индивидуальные интересы и особенности учащихся, способствуют развитию умений работать с информацией, развитию критического мышления, овладению приемами смыслового чтения, анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, формированию умения учиться, организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Особый акцент в методическом аппарате учебников сделан на метапредметности – заданиях, предполагающих формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД отражены в вопросах дискуссионного характера, требующих формулировки и отстаивания своей нравственно-эстетической позиции по одной из проблем, поставленных в произведении; познавательные – в заданиях по созданию собственного развернутого высказывания на определенную тему, в разных видах работы с текстом (анализ, составление плана, разные виды пересказа, заучивание наизусть, поиск ключевых слов, выделение главной мысли, определение художественных средств и т.п.).
Коммуникативные УУД нашли отражение в организации индивидуальной проектной работы и коллективной исследовательской деятельности. В учебниках 7 и 8 классов содержится рубрика «Исследовательский проект» (задания по сопоставлению произведений, сравнению двух редакций одного стихотворения и т.д.), в учебнике 9 класса – рубрика «Коллективные и индивидуальные проекты» (диапазон заданий: литературно-философское эссе, сопоставительный анализ, лексический, исторический, культуроведческий комментарий к произведению, электронные презентации, составление разных типов словарей, исследование исторической судьбы жанра, спектакли, киносценарии, запись выразительного чтения, составление альманаха-сборника, критического обзора, иллюстрированного путеводителя, подготовка теста-викторины, литературно-музыкальной композиции и т.д.). Данные рубрики, как и рубрика «Для вас, любознательные» (учебники 58 классов), призваны формировать интерес к углубленному изучению предмета, способствовать выбору литературы для профильного изучения в старшей школе.
Большое внимание уделяется проблеме самоконтроля, то есть выработке регулятивных УУД: в конце каждого учебника даны обобщающие итоговые вопросы и задания, помогающие самостоятельно осмыслить пройденный материал, сделать необходимые выводы, проверить и оценить свои знания, разобраться в собственных читательских предпочтениях, обобщить свои впечатления от знакомства с произведениями, не входящими в программу.
Постепенно, из года в год, формулировки итоговых вопросов все больше начинают напоминать темы для индивидуальных сообщений, рефератов и самостоятельных научных исследований, что обеспечивает преемственность с учебниками для 10-11 классов.
Серьезное внимание уделено формированию умений сопоставительного анализа. Литературоведческую компетенцию призваны формировать дополнительные сведения и задания, связанные с понятийным языком науки. Материал учебников предполагает знакомство с именами ученых-литературоведов не только на уровне биографических сведений, но и на уровне их исследовательских работ. За лингвистический аспект методического аппарата учебников отвечают дополнительные задания, связанные с подбором синонимов, выделением ключевых слов, выбором слов из предложенного ряда, наблюдениями за употреблением в художественном (чаще всего поэтическом) тексте определенных частей речи (например, глаголов в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы»), необходимостью найти стилистически окрашенные (например, просторечные) слова и объяснить их роль в художественном произведении. Той же цели служат задания, отсылающие к разным видам словарей, – в частности, к Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля. Самостоятельный поиск учащимися словарного значения малоизвестных, диалектных, устаревших слов в некоторых случаях может оказаться полезнее прямого комментирования этих слов в учебнике, поскольку развивает деятельностный подход и учит самостоятельности.
Реализации межпредметных связей в учебниках для 5-8 классов способствуют цветные вклейки с репродукциями полотен известных художников. Не являясь прямыми иллюстрациями изучаемых литературных произведений, эти картины развивают общекультурную компетенцию учащихся, позволяя проводить параллели между разными видами искусства, видеть общее и различное в мировоззрении и эстетике художников и писателей одной исторической эпохи и т.д. Уделено внимание портретам известных писателей как способу художественного осмысления личности. Материал цветных вклеек имеет методическую поддержку – к ним даны вопросы и задания, содержатся отсылки в основном тексте учебников.
Поэтапно вводится информация о важнейших особенностях разных видов и жанров изобразительного искусства: в 5 классе общая информация (пейзаж, портрет, батальная сцена, жанровая и т.д.), в 6 классе – миниатюра (в связи с воинскими повестями древнерусской литературы) и плакат (в связи с Великой Отечественной войной), в 7 классе – лубок (в связи с фольклором), в 8 классе – икона (в связи с жанром жития древнерусской литературы). Кроме того, самостоятельное осмысление иллюстративного содержания учебников предполагается в конце – среди итоговых вопросов и заданий есть те, которые обращают внимание учащихся на изобразительный ряд учебника в целом, предлагают выбрать наиболее понравившегося художника и сделать самостоятельное сообщение о его жизни и творчестве.
В учебнике для 9 класса помимо цветной вклейки с репродукциями живописных работ дана черно-белая вклейка с изображениями предметного быта изучаемой эпохи, интерьеров домов и квартир русских писателей, предметов крестьянской и дворянской повседневной жизни, что выполняет функцию своеобразного «зрительного» историко-культурного комментария к изучаемым литературным произведениям, показывая их связь с эпохой.
Внутрипредметные связи отражены в вопросах и заданиях, а также в темах для сообщений, рефератов и индивидуальных и коллективных проектов, направленных на повторение изученного материала, сохранение преемственности разных этапов изучения литературы.
При создании учебников учтены требования современной информационной среды. Работа с информацией учитывает Интернет как ее возможный источник (ссылки на официальные и проверенные временем сайты, посвященные творчеству и биографии писателей, литературным местам, музеям и т.п.). Некоторые задания предполагают работу на компьютере – в том числе и создание слайдовых презентаций.
В учебно-методический комплект входят:
Программа курса;
Рабочая программа;
Учебник;
Рабочие тетради для учащихся;
Текущий и итоговый контроль;
Книга для учителя;
Мультимедийное приложение к учебнику;
Электронная версия учебника.