Образовательная программа Роспись по дереву




Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Роспись по дереву»
художественная направленность

Возраст обучающихся – 7-14 лет
Срок реализации программы –11 недель


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время все чаще мы обращается к народному искусству, к памятникам декоративно-прикладного творчества, что связано в первую очередь с непреходящим значением для современников этого живого родника. Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Мы отдаём дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, напоенные спокойствием и простотой.
Программа имеет художественную направленность. Народное искусство глубоко традиционно и самобытно. Его образы, сюжеты, орнаменты, технические приёмы и формы предметов возникли очень давно и сохранились до нашего времени. Это живая преемственность, когда новое поколение усваивает наследие предыдущего, выбирая лишь понятное, вызывающее интерес, побуждающее к творчеству. Для того чтобы сохранить это наследие, доставшееся нам от старых мастеров, важно копирование, повторение обучающимися как отдельных элементов, так и целых композиций. Работая над росписями, дети соприкасаются с жизнью далеких предков: с их традициями, укладом жизни, обращая внимание на быт, костюм, орудия труда, предметы интерьера, убранство жилища, архитектуру, природные мотивы и т.д.
В настоящее время многими исследователями доказано, что огромную роль в эстетическом воспитании детей играют произведения народного искусства, поскольку они оказывают благотворное влияние на развитие фантазии, образного мышления и активизацию процесса детского творчества. Родственность мироощущения, отражение его в творчестве народных мастеров поражают декоративностью и красочностью создаваемых ими образов, радуют особым чувством ритма, любовью к узорчатости орнамента.
Актуальность данной программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях народного искусства; она открывает пути познания народного творчества, приобщает к духовным традициям России. Происходит обучение «искусству через искусство», что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Программа позволяет освоить все виды кистевой и графической росписи, что представляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
В этом ее новизна и отличие от других подобных программ (в существующих программах обучение ведется по определённому виду росписи, например, «Городецкая роспись», «Северная роспись» и пр.). В программу входят узоры Хохломская роспись, «Дымковской игрушки», русская матрёшка. Такие темы подобраны не случайно. Виды росписи выстроены в такой последовательности, что предыдущая является базой для овладения следующей. Росписи рассматриваются не только с целью постижения академических основ кистевого мастерства, но и с целью познания народных традиций.
Цель программы – формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций русской национальной росписи и умения реализовать на практике свои художественные замыслы.
Задачи программы
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с традиционными видами росписи по дереву (по регионам России) и их местом в декоративно-прикладном искусстве;
- раскрыть обучающимся значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;
- научить техническим приёмам кистевой и графической росписи;
- научить реализовать свой творческий потенциал.
Развивающие:
- развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать интерес к творческому познанию и самовыражению.
Воспитательные:
- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
- воспитать интерес и любовь к росписи по дереву как виду художественного творчества;
- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств.
Содержание программы дает обучающимся представление обо всех традиционных видах росписи по дереву, формирует умения и навыки по техническому исполнению росписи, а также воспитывает творческое отношение к работе. Развитие ребёнка на занятиях идет через овладение конкретными приёмами практической деятельности, т.е. зачатками мастерства, в результате создаются необходимые предпосылки для его творческого саморазвития.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
В группе занимаются дети разного возраста, младшие видят работы более высокого уровня исполнения старших, они уже знают к чему надо стремиться и чего они могут достичь, прилежно трудясь над росписью. Взаимопомощь необходима и важна – на её основе складывается коллектив единомышленников.
Количество обучающихся в объединении – 12 чел.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 11 недель обучения. Общая продолжительность реализации программы составляет 66 часов.
Формы и режим занятий.
Формы работы с детьми предлагаются по принципу творческой мастерской. Одновременно могут заниматься дети разного возраста по принципу народной педагогики: «от старшего к младшему». Этим создаётся комфортная атмосфера для развития личности ребёнка: расширяются, углубляются и дополняются базовые знания, даётся возможность удовлетворить интерес к познанию народного творчества, проявить и развить индивидуальные способности обучающихся.
При реализации программы используются следующие конкретные формы занятий:

· теоретические занятия: в доступной форме обучающиеся получают знания об особенностях и видах народного и декоративно-прикладного творчества;

· зарисовки образцов традиционных видов росписи и орнамента в альбоме и краткая запись названия росписи и значения символов;

· практическое выполнение заданий по изучаемой теме;

· анализ и оценка работы на каждом этапе её выполнения;

· индивидуальная творческая работа;

· использование различных видов и форм коллективной работы;

· знакомство с материалом на примере лучших образцов, выполненных детьми и составляющих методический и выставочный фон студии;

· участие в творческих мастерских, проведение мастер-классов;

· участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях;

· выезды на пленэр: зарисовки природных и архитектурных мотивов;

· Разнообразие форм и приёмов традиционных видов росписи по дереву (по региональному признаку, по технике исполнения) различной сложности, позволяет правильно выстроить систему образовательного ряда, учитывая подготовку детей.
За время обучения общая направленность тем не изменяется, но содержание обогащается новыми понятиями, приёмами, техниками и формами.
Обучение построено по принципу «от простого к сложному», импровизации новых композиций посредством копирования, повтора и варьирования на традиционной основе.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделия, обучающиеся постепенно переходят к более сложным приёмам росписи и к решению творческих задач.
Копирование на начальном этапе обучения не исключает создания возможностей для творческой самореализации обучающихся, многие темы посвящены развитию художественных способностей, знакомят с основами композиции, цветоведением, с элементами орнамента и т.д. Независимо от возраста выполнение различных видов росписи является единой базой, необходимой обучающимся в их дальнейшей работе. Поэтому разница в объёме полученных знаний и навыков заключается в выборе объёма выполнения и объёма работы детей разного возраста.
В пределах одного занятия виды деятельности меняются. Занятию по рисунку предшествует занятие по композиции, занятия живописью сменяются занятиями по изготовлению аппликаций из бумаги, нанесению рисунка предшествует обработка формы (деревянные изделия) и т.д. Это способствует удержанию внимания обучающихся, позволяет избежать переутомления.
В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый ребёнок может высказаться вслух. Доброжелательность, заинтересованность – необходимое условие, которое должно поддерживаться и педагогом, и родителями, и детьми разных возрастных групп. Старшие помогают младшим, делятся своим опытом.
Необходимо постоянно анализировать выполненные работы, разбирать ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, может быть, и хвалить больше, чем он заслуживает.
Режим занятий:
занятия проводятся 3раза в неделю по 2 часа, (продолжительность – 45 минут и 15 минут – перерыв);
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании обучения обучающиеся:
– будут знать основы техники безопасности при работе с красками, лаком;
– будут знать основные виды русского народного декоративно-прикладного искусства;
– овладеют основами композиции и цветоведения;
– освоят основные приёмы традиционных видов росписи.
Развитие личностных качеств обучающихся:
– терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;
– умение работать в коллективе;
– культура общения.

Проверка результатов обучения осуществляется посредством итоговой аттестации.
На протяжении всего процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей определять сюжеты, композиции своих работ, самостоятельность выполнения рефератов и практических работ.
Подготовительные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения, а в рефератах – по полноте и самостоятельности раскрытия выбранной темы.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



Теорет.
Практич.
Всего


Вводное занятие
2
-
2

1
Общие сведения по программе
6
15
21

1.1
Роспись по дереву как вид
декоративно-прикладного искусства
2
-
2

1.2
Графические и кистевые виды росписи
2
2
4

1.3
Виды орнаментов
1
4
5

1.4
Законы композиции
1
3
4

1.5
Основы цветоведения
1
2
3

1.6
Подготовка деревянных поверхностей
1
2
3

2
Хохломская роспись
2
4
6

2.1
Элементы хохломской росписи
2
4
6

3
Глиняная игрушка. Декорирование игрушки
2
8
10

3.1
Пластика глиняной игрушки
1
2
3

4
Узоры дымковской игрушки
1
2
3

4.1
Использование приёмов росписи
-
4
4

5
Русская матрёшка
10
17
27

5.1
История возникновения матрёшки.
2

1

5.2
Сергиево-Посадская игрушка
2
4
5

5.3
Семёновская матрёшка
2
4
5

5.4
Полхов-Майданская матрёшка
2
4
5

5.5
Композиция и роспись матрёшки
2
4
4


Итоговое занятие
-
2
2


Итого


66





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводное занятие.
Знакомство с группой. Материалы и оборудование, необходимые для занятий росписью. Техника безопасности при работе с красками, с наждачной бумагой, химическими веществами (лак).
Раздел 1. Общие сведения по программе.
Тема 1.1. Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства.
История возникновения и развития крестьянских росписей в различных областях России. Использование наглядных пособий и изделий, выполненных детьми, из фонда Студии декоративно-прикладного творчества.
Тема 1.2. Графические и кистевые виды росписи.
Постановка руки и кисти. Кистевые и графические элементы росписи, прорисовка их.
Практическая работа. Проведение полос различной толщины, кругов, спиралей, точек, волнистых линий, штрихов, капелек на листах бумаги. Работа над элементами росписей (листья, капли, веточки, завитки, окружность, лепестки и пр.). Освоение кистей разной толщины (№ № 2, 3, 4).
Тема 1.3. Виды орнаментов.
Орнаменты народов Севера России, Среднего Поволжья, Центральной России, Южных областей России, Урала, Крайнего Севера и пр. Семантика орнаментов (знаки неба, дождя, светил, стихий, растений, земли, охранительные знаки).
Практическая работа. Составление орнамента в круге, квадрате, полосе. Использование традиционных орнаментов.
Тема 1.4. Законы композиции.
Стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета.
Практическая работа. Составление простейших композиций из элементов росписи; эскиз росписи в круге и полосе.
Тема 1.5. Основы цветоведения.
Сведения о цвете. Цветовой спектр. Основные и дополнительные, холодные и теплые цвета. Контрастные – светлотный и цветовой, ахроматические и хроматические цвета.
Практическая работа. Составление световой полосы от светлого к тёмному.
Тема 1.6. Подготовка деревянных поверхностей.
Увлажнение, сушка, шлифовка, тонирование, приготовление краски для фона и покрытие поверхности краской. Лакировка готового расписного изделия.
Практическая работа. Подготовка изделия к лакировке.
Раздел 2.Хохломская роспись.
Из истории Хохломской росписи. Золотая Хохлома – одна из самых известных росписей в России. Виды Хохломской росписи: «фоновое» и «верховое» письмо. Специфика и особенности написания узора. Технология выполнения росписей. Особенности выполнения мазка. Использование наглядных пособий и изделий из фонда студии.
Тема 2.1. Элементы Хохломской росписи.
Прорисовка растительных элементов: травки, листья, цветы, плоды. Копирование элементов росписи мастеров (по материалам экспедиций в Нижегородскую область).
Практическая работа.Составление простой композиции из отдельных элементов Хохломской росписи; прорисовка эскиза и выполнение в материале изделия, лакировка.
Раздел 3. Глиняная игрушка. Декорирование игрушки.
Тема 3.1. Пластика глиняной игрушки.
Традиционные центры изготовления глиняной игрушки в России: Дымковская, Тверская, Абашевская, Хлудневская, Филимоновская и др. Их сходства и различия. Дымковская игрушка – самый известный игрушечный промысел в России: всегда жизнерадостные, весёлые и нарядные фигурки, вносящие в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.
Практическая работа. Работа с глиной. Лепка игрушки.
Тема 4. Узоры Дымковской игрушки.
Особенности декорирования Дымковской игрушки. Основные мотивы Дымковской росписи. Колорирование.
Практическая работа. Роспись Дымковской игрушки.
Тема 4.1. Использование приёмов росписи.
Обобщённость формы и умелое выявление характерных деталей: занимательность образа через преувеличения и заострение, передача характерных черт изображения птицы, зверя, человека при сохранении условности.
Практическая работа. Зарисовки орнамента, копирование овалов, кружков, розеток, полос, змеек, клеток. Использование для зарисовок, кроме кисти, штыриков (штампиков) разного диаметра.
Раздел 5. Русская матрёшка.
Тема 5.1. История возникновения матрёшки. Художественные центры росписи матрёшек в России.
Появление матрёшки в России. Японская, Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская матрёшка. Современные тенденции русской матрёшки. Собирательный сказочный стиль.
Тема 5.2. Сергиево-Посадская игрушка.
Традиционная Загорская игрушка. Её отличительные особенности. История и развитие промысла. Особенности формы, росписи, колорита.
Практическая работа. Зарисовка мелких и крупных цветков, гороха, «турецких огурцов», рисунков тканей (ситцы, Павлово-Посадские платки и др.). Составление орнамента с цветочным узором в полосе.
Тема 5.3. Семёновская матрёшка.
Отличительные особенности. Использование русских сказочных мотивов.
Практическая работа. Зарисовка фрагментов иллюстраций русских народных сказок (домашняя утварь, предметы рукоделия, игрушки, животные, птицы и пр.).
Тема 5.4. Полхов-Майданская матрёшка.
Отличительные особенности. Яркость красок и графичность рисунка. Особенности наложения слоев краски.
Практическая работа. Зарисовки растительных элементов.
Тема 5.5. Композиция и роспись матрёшки.
Практическая работа. Составление композиции из отдельных элементов для семейки из 3 штук, прорисовка эскизов, выполнение росписи матрешки на основе изучения традиционных видов росписи; лакировка.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы. Отчетная выставка. Обсуждение изделий, выполненных обучающимися.





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основной метод обучения по данной программе основан на инструктивном подходе к детям, где педагог играет роль консультанта. Влияние родителей, их мнение – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, особенно на первом году обучения. При доброжелательном, уважительном отношении к творчеству ребёнка, его личности, занятия приводят к «открытию» его души.
В основе методики обучения росписи по дереву лежит изучение народных художественных традиций:

· восприятие – всеми возможными средствами организация осознанного восприятия обучающимися учебного материала: посещение музеев, выставок, иллюстративный, наглядный материал, образцы росписи, работы из выставочного фонда студии;

· воспроизведение – копирование, повтор, варьирование на традиционной основе;

· творчество – создание собственной композиции и непосредственно выполнение изделия.
В процессе занятий большое место отводится применению учебно-наглядных пособий: технологические таблицы, иллюстративный, фото- и видеоматериал, подборка работ обучающихся по каждой теме (из фонда Студии декоративно-прикладного творчества), демонстрационный материал по каждому виду росписи, изделия народных мастеров.
Дидактический материал, используемый при реализации программы
– раздаточный материал «деревянные изделия» (12 шт.);
– раздаточный материал «Последовательность выполнения элементов хохломской росписи» (таблицы –12шт.);
– методическое пособие «Роспись Матрешки» (таблицы, деревянные изделия, глиняные заготовки»).
Условия реализации программы
Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое проветриваемое помещение, оборудованное столами с горизонтальными крышками, полками для хранения различных материалов и инструментов (деревянные заготовки; гуашевые краски; кисти беличьи и колонковые №№ 2-5, круглые; карандаши простые; ластик; банки для красок; бумага, лучше в папке; лаки; наждачная бумага; папки для хранения эскизов и раздаточного материала).








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

1.Дорожин Ю. «Хохлома. Примеры узоров и орнаментов.Плакат»
Издательство «Мозаика-Синтез»2013г.
2.Дорожин Ю.ИЗО Комплект «Дымковская игрушка»
Издательство «Мозаика-Синтез»2010г.художник иллюстратор В.Величкин.


Литература для педагога
1. Алан Д.Гир, Барри Л.Фристоун «лучшие узоры и декоративные мативы» Издательство «Владос» 2010 г.переводчик Е.Негур.
2.Величко Н. «Русская роспись»
Издательство












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915