Брошюра по педагогике Педагогические методы и приемы стимулирования и мотивации учащихся


Мотив – (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности: словесные наглядные и практические методы репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учащихся

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, как и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для се успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
5) Для формирования мотивации в первую очередь необходимо создать благоприятные и нормальные условия для протекания учебного процесса: 
создать или восстановить у учащихся общее положительное отношение к пребыванию в школе, конкретном классном коллективе, 
улучшить материальное обеспечение учебного процесса оборудованием (наглядными пособиями, техническими средствами), 
обеспечить необходимый минимум запаса знаний по данному учебному предмету,
вооружить учащихся основными практическими умениями и навыками учебного труда. 
6) Дополнительным источником поддержания интереса является поощрение (но не захваливание) учителем конечных и промежуточных результатов учебного труда школьников. В этих случаях накопление эмоциональной усталости от волевых усилий снимается положительными эмоциями удовлетворения.
7) Вызывает интерес у школьников моделирование, особенно переходы от графической модели к знаковой, от цифровой к буквенной и обратно.
8) Надежным средством повышения интереса к учению является формирование у школьников приемов самоконтроля, т. е. вовлечение школьника в процесс оценивания. 
9) Желательно на уроке после задания с большой долей занимательности не давать скучные задания, после творческой деятельности — репродуктивные задания, ибо они будут выполняться с меньшим интересом.