Приёмы мотивации, организации и стимулирования учебной деятельности учащихся.
Приёмы мотивации, организации и стимулирования учебной деятельности учащихся. Дудаль Е.В.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения
П.Я. Гальперин
Качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей ученика, его мотивации.
Народная мудрость гласит «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить», то же самое можно сказать и о процессе обучения «немотивированного ученика невозможно заставить учиться». Эта пословица говорит о том, что отношение учащихся к иностранным языкам может быть разным. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка; для другого учащегося, язык это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и часто намерен обвинить школьника в нежелании изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята по - другому учителем, который мыслит критически: для него это знак для решения вопроса «являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими запросам учащимся»? Cпособность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека.
Мне, как педагогу, хотелось бы остановиться на двух аспектах, влияющих на мотивацию учащихся изучению французского языка. Проблема мотивации в обучении возникает по каждому школьному предмету. И при изучении иностранного языка в школе присутствует всегда, особенно при обучении французскому языку, так как большинство родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком. Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение французского языка в нашей стране было широко распространено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что французский язык все больше вытесняется английским языком и теряет свой статус первого иностранного языка. Перед учителями французского языка встал вопрос: Как вообще должно строиться обучение французскому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению? И, на мой взгляд, здесь очень важно и необходимо вести активную просветительскую работу среди родителей, которые, в силу устойчивой тенденции к вытеснению английским языком других иностранных языков, рассматривают английский язык как более престижный, относясь к французскому языку как к второсортному. Поэтому важным этапом практического решения вопроса мотивации при обучении французскому языку в условиях средней школы является продуманная работа с родителями и учащимися с целью разъяснения роли разных иностранных языков с учетом местных условий. В своей работе, считаю необходимым разъяснять родителям культурные процессы, происходящие сегодня в мире, а также принципы современной языковой политики Европы, направленные на языковой плюрализм.
И второй момент важности такого аспекта как мотивация. Опыт показывает, что происходит её снижение от класса к классу. В самом начале, у учащихся 5-7 классов, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются, сталкиваясь с первыми трудностями. Ведь этот процесс предполагает период накопления материала, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. Уже в старших классах, становиться очевидным, что стремление изучать иностранный язык у учащихся значительно ослабевает. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, которая негативно влияет на мотивацию. А впоследствии, будучи взрослыми, сожалеют по поводу упущенной возможности изучения в гимназии двух иностранных языков. Нужно расценивать мотивацию как важнейшую составляющую процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, при этом иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Полностью убеждена, что учитель может повлиять на ситуацию создания мотивации, формируя предпосылки и основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации. Ученик способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен.. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.
Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Я с уверенностью могу сказать, что лишь увлечённый делом может увлечь других. Результаты практической деятельности убеждают, что обучение зависит от содержания учебного материала, способа и форм его подачи.
При подготовке к урокам, постоянно задумываешься о том, как бы эффективнее построить свои уроки, чтобы учащиеся свободно разговаривали на французском языке, какой метод подобрать, чтобы ученикам был интересен и сам материал, и способ его подачи. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.
Что же такое мотивация? Можно просто и ясно определить для себя, что такое мотивация. Мотивация – это то, что нами движет. В современной педагогической и психологической литературе выделяется два типа мотивации - внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация зависит от взаимодействия человека с окружающей его средой. Она основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. При внешней мотивации факторы, регулирующие поведение, не зависят от внутреннего «я» личности. Внешняя мотивация в процессе деятельности вызывает волнение, эмоциональную напряженность, а иногда и желание противодействовать. Внутренняя мотивация связана с самим процессом деятельности и не зависит от внешних обстоятельств, т.е. это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением. В основе внутренней мотивации находятся факторы, исходящие из самого внутреннего осознания личностью своего поведения, они не зависят от поощрений, кроме собственной активности. Внутренняя мотивация способствует получению удовольствия от работы, вызывает интерес, радостное возбуждение, повышает самоуважение личности.
Из всего сказанного, мне хотелось сделать следующий вывод: мотивация обучения школьника должна находиться в нем самом, без внешних обстоятельств. Необходимо, чтобы ребенок сам захотел сделать что-то и сделал это. Поэтому решающее значение в процессе обучения должно придаваться не внешнему нажиму - подсказкам, намёкам, требованиям, указаниям, понуканиям или даже принуждениям, а внутренним побудительным силам. Внутренняя мотивация направлена на качественное выполнение задания, в то время как внешняя - на количество.
Игра
Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся к изучению иностранного языка. Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, можно выделить:
- увлеченное преподавание,
- новизну учебного материала,
- использование новых и нетрадиционных форм обучения,
- проблемное обучение,
- обучение с компьютерной поддержкой,
- взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- показ достижений обучаемых,
- создание ситуаций успеха,
- соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
- создание положительного микроклимата в классе,
- доверие к ученику.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Я считаю, что обучение, тесно связанное с рисованием, с игрой, как раз и может стать одним из мостиков, соединяющих обучение в младшей школе и обучение в 5-7 классах.
Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, в 5-м классе, когда учащиеся начинают изучать французский язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как "играть", "строить", "фантазировать", "разгадывать загадки", которые предполагают игровые моменты на уроке.
Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником. Музыка это один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении французского языка. Песня вызывает большое желание изучать культуру иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей, активизируются грамматические конструкции, песни способствуют совершенствованию навыков произношения, содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.
Без всякого сомнения, наиболее эффективным способом повышения мотивации у учащихся сегодня является использование компьютерных и Интернет технологий.
Использование новых информационных технологий в преподавании французского языка, является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
На уроках использую:
а) презентации.. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.б) компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся.
с) электронные учебники. Они повышают наглядность и увлекательность урока. По-моему мнению, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей учащихся. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения иностранного языка.
С целью повышения мотивации учащихся к изучению дисциплины учитель должен систематически использовать ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.
Изучающие иностранный язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями на иностранном языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам. Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени on-line. Таким образом, я считаю, что применение ИКТ на уроках и во внеурочное время является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.
Опыт обучения иностранному языку позволяет сделать вывод – начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент, например, речевой зарядкой в форме диалога или другими способами введения в коммуникативную ситуацию урока. При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке.
В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Возникает проблема – как научить учащихся непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях.
Из личного опыта могу утверждать, что интерактивные методы и приемы обучения создают необходимые условия реального общения и мотивируют учащихся более свободно выражать свои мысли и чувства. Главная идея интерактивного обучения – это обучение во взаимодействие учителя и ученика. Но это значит не просто что-то делать вместе, а также учиться вместе. Это делает процесс изучения предмета более интересным. На своих уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работы, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, предлагаю работу с документами и различными источниками информации, использую творческие работы.
Я считаю, что целью применения интерактивных методов обучения является формирование мотивационного интереса к изучению французског языка, создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся. Главной задачей в организации урока, считаю сделать каждый урок интересным, занимательным и достигать того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.
Я пришла к выводу, что учащиеся на интерактивных уроках более старательные и активные, им не приходиться грустить. На мой взгляд, это такая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, при которой они оказываются втянутыми в процесс познания.
Как известно, чтение является одним из четырех основных видов учебно–речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Но далеко не секрет, что сегодня обучающиеся не любят читать. И тут перед нами, учителями, возникает вопрос: как сделать чтение текста на уроках иностранного языка интересным?
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучаемых работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
При соблюдении всех этапов работы над текстом я всегда стараюсь для уроков подбирать тексты, которые должны быть интересны и посильны учащимся, так как ограниченный жизненный опыт школьников должен приниматься во внимание. Поэтому очень часто на предтекстовом этапе использую следующие упражнения, как «Ассоциации и предположения». На текстовом этапе моим учащимся нравится такие упражнения, как «Puzzle». При обсуждении содержания текста для повышения мотивации к чтению применяю не просто вопросо-ответные упражнения, а приёмы «Реклама», «Придумай концовку текста!». Очень интерес учащимся такой приём чтения текста вслух, который используется часто в 5-7 классах для тренировки техники чтения, интонации, произношения, который я назвала «Encore ».
В интерактивном обучении каждый успешен, так как данные методы формируют способность мыслить неординарно, развивают умения выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, проявлять толерантность, видеть и по-своему решать проблемную ситуацию. Учащиеся перестали быть пассивными участниками учебного процесса и стали его активными участниками.
Современный урок должен быть коммуникативным и интересным, содействовать самореализации школьников, поэтому я стараюсь найти то новое, что даст возможность моим ученикам быть успешными в изучении французского языка. И в заключении, хотелось бы подчеркнуть, что при использовании современных технологий на уроках учителю необходимо верить, что каждый ученик сможет достигнуть высоких результатов. Ученик должен понимать, что учитель поддерживает его, желает успеха, сотрудничает с ним. Ученики всегда высоко ценят профессиональные и человеческие качества учителя, отношения педагога к своей работе, большое желание научить своему предмету, и поэтому стремятся быть более старательными и успешными в изучении французского языка.
Список использованных источников:
1. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык III-XI классы: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 29 мая 2009г., № 32
2. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. // Ин.яз. в шк.- №4. с.26-27.
3.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Грак Наталья Ивановна, учитель немецкого языка гимназия №2 г.Слуцка
5. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С. С. Кашлев.- Минск : ТетраСистемс, 2011. – 224с.
6. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
7.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.- 67с.
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
9. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984.-112с.
Заголовок 215