Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему Что такое ветер? в старшей группе


Тема: Что такое ветер?
Цель: Сформировать знания детей о возникновении ветра.
Задачи: Расширять знания детей о ветре, развивать познавательный интерес, способность устанавливать причинно – следственные связи, опираясь на эксперимент; научиться своими руками мастерить простые в использовании приборы для проведения наблюдений.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.
Оборудование: изображение круговорота воздуха, 2 свечи, спички, теннисные шарики по количеству детей, транспортиры, рыболовная леска.
Предварительная работа: продырявить теннисные шарики, приготовить леску для каждого ребёнка.
Ход совместной деятельности:
(Воспитатель читает стихотворение Кузебая Герда «Ветер»)
Ветер, ветер, невидимка,
Не туман ты и не дымка.
Где ты прячешься, скажи:
В камышах или во ржи?
Кто-то рожь качает мерно,
Ветер, это ты, наверно?
Кто–то трогает кусты,
Кто там, ветер, это ты?
Воспитатель: О чём это стихотворение?
Дети: О ветре.
Воспитатель: Написал ли автор о том, какой ветер? Почему?
Дети: Не написал, потому что ветер – невидимка.
Воспитатель: Правильно, ветер невидимый, но как о его присутствии написал автор в стихотворении?
Дети: Качаются рожь, кусты, камыши.
Воспитатель: А вот маленький воробушек Пудик из сказки М.Горького «Воробьишко» считал, что из-за покачивания деревьев поднимается ветер.
(Воспитатель читает сказку М.Горького «Воробьишко», поясняя новые слова: чересчур – очень; чванятся - хвастаются; чадо – ребёнок; дитя, чебурахнешься – упадёшь; чушь, чепуха – неправда.).Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: О воробьишке.
Воспитатель: А кто такой «воробьишка»?
Дети: Воробьишка – это маленький воробушек.
Воспитатель: А как называют маму воробьишки?
Дети: Воробьиха.
Воспитатель: Каким был Пудик?
Дети: Непослушным, упрямым, любопытным.
Воспитатель: Как мы узнали, что он любопытный и непослушный?
Дети: Он всё время высовывался из гнезда и разглядывал вокруг. Он спрашивал, почему человек без крыльев и говорил, что, когда вырастет, сделает так, чтобы все летали.
Воспитатель: До чего довело его непослушание и любопытство?
Дети: Он выпал из гнезда.
Воспитатель: Какой была мама-воробьиха?
Дети: Заботливой, храброй.
Воспитатель: Где мы это увидели?
Дети: Она не испугалась кошки и бросилась на помощь Пудику, когда он выпал из окна.
Воспитатель: Какой звук чаще всего вы слышали, слушая сказку? Назовите слова из сказки с этим звуком.
Дети: Звук «ч», слова «чив, чив», «чирик», «червяк», «чудо» и т.д.Воспитатель: Прав ли был Воробьишко в том, что ветер появляется из-за того, что качаются деревья?
Дети: Нет, ветер дует, оттого качаются деревья.
Воспитатель: Правильно, деревья качаются, потому что дует ветер. А как они качаются, мы сейчас покажем. (Проводится физкультминутка)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветерок всё тише, тише,
Деревце все выше, выше.
Воспитатель: Что такое ветер и как он появляется, мы с вами сейчас попробуем увидеть, для этого нам понадобится зажжённая свечка.
(Воспитатель проделывает опыт. Одну свечу ставит на пол около двери, а другую держит в поднятой вверх руке. На сквозняке рассматривают направления пламени свеч.)Воспитатель: Что можете сказать о направлениях пламени свеч?
Дети: Пламя нижней свечи направлено внутрь, а верхней – наружу.
Воспитатель: Правильно, это происходит от того, что тёплый воздух поднимается вверх и выходит, а холодный опускается вниз и входит Холодный воздух вытесняет тёплый, а тёплый выходит, охлаждается и снова входит. Происходит круговорот воздуха. (Воспитатель с помощью красных и синих стрелок изображает круговорот.)
Воспитатель: Как вы думайте, почему тёплый воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз?
Дети: Потому что тёплый воздух лёгкий, а холодный – тяжёлый.
Воспитатель: Так образуется ветер и в природе: тёплый воздух замещается холодным. В природе ветер может иметь разную силу: чем больше разница между тёплым и холодным ветрами, тем сильнее ветер. Если сила ветра велика, то происходят различные стихийные бедствия: ураган, торнадо, цунами и т.п. (Ребята рассматривают картинки.)
Воспитатель: Чтобы избежать крушений и потерь в результате стихийного бедствия, существуют различные приборы для их определения. Анемометр - прибор для определения силы ветра. Мы с вами его смастерим. Для этого нам понадобится прибор для измерения углов – транспортир, теннисный шарик, толстая рыболовная леска.
(Дети мастерят по указаниям воспитателя.)
Воспитатель: Просуньте в дырочки сквозь мячик леску, привяжите её, привяжите другой конец лески на расстоянии 30 см от шарика к транспортиру. На улице во время прогулки проверим силу ветра с помощью самодельного прибора.
(На прогулке.)
Воспитатель: Что такое ветер и как он образуется?
Дети: Ветер - это воздух. Ветер образуется из-за перемещения тёплого и холодного воздушных масс.
Воспитатель: Чтобы определить силу ветра, расположите транспортир в направлении ветра. Держите его как можно дальше от себя. Нитка не должна касаться транспортира и висеть вдоль отметки 90 градусов. Как только поднимется ветер, пронаблюдай, как высоко будет подниматься шарик. Чем выше поднимается шарик, тем сильнее ветер. (Проводится наблюдение.)