Конспект непрерывной образовательной деятельности Долог день до вечера, коли делать нечего для подготовительной группы
Конспект НОД «Долог день до вечера, коли делать нечего»
для подготовительной группы
Цель: закрепить знание детей о вышивке.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как
вышивка.
2. Внести в активный словарь детей следующие слова: холст, вышивка,
орнамент, рукодельница, мастерица, рукоделие.
3. Знакомить детей с традициями русского народа.
Воспитатель:Ребята, представь те зимний, долгий вечер, потрескивание лучины, завывание вьюги за окном, жар от русской печи .Воспитатель: Как вы думаете, чем люди занимались в это время? Дети /ответы/
А что вы знаете о посиделках?
Дети: Посиделки в старину проводились. Когда на полях заканчивались работы, наступали длинные, зимние вечера, люди собирались в русской избе, пряли, шили, вышивали. При этом шутили, пели песни, вспоминали о проделанной работе, об урожае. Высмеивали бездельников и лодырей, восхвалял и трудолюбивых.
Ребята, я знаю, что вы любите загадки загадывать, а вы их знаете немало. А вы попробуйте их отгадать.
Ребенок:
Маленького роста я, Токая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)
Воспитатель: В долгие зимние вечера самое время рассказывать истории да сказки. Вот и говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя!»
Ребята, а какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «По щучьему веленью», «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба».
Воспитатель: Ребята, а сколько сочинялось пословиц, поговорок, загадок, небылиц. Любили люди на Руси трудиться. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про них говорили: «Мастера на все руки!»
А как высмеивали в народе белоручек, лентяев, лодырей! 1 ребенок: «Какова пряха, такова на ней и рубаха» 2 ребенок: «Петь да плясать — не лен чесать!» 3 ребенок: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи!» 4 ребенок: «Девка красива, да прясть ленива» Воспитатель: Разными прибаутками тешили старики малых ребят.
1 ребенок:
«Дядя Федя съел медведя
Упал в яму,
Крикнул маму:
- мама.»2 ребенок:
Стучит, бренчит по улице, 'Рома едет на курице, Тимошка — на кошке, Туды ж, по дорожке.
Воспитатель: Ай, какие же вы молодцы! Все — то у вас получается! И шутить, и загадки загадывать и работа ваша спорится. Не зря говорится «Не спеши языком — тороп ись делом!»
Ребенок: Я вышиваю рисунок проворно, Ниткой зеленой, и красной, и черной! Есть у меня еще целый моточек,
Ты вышивать помоги мне, дружочек!
Воспитатель: На посиделках не только пряли да вышивали, но и пели песни и хороводы водили.
Хоровод с Марьей Искусницей: «Лен ты мой» или «Прялица»
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, зачем вышивали на одежде? На рубашках, сарафанах, полотенцах?
Дети: Для красоты. А еще от сглаза.
Воспитатель: Люди в старину были не грамотные, вот и верили в колдунов, да всякие небылицы.
Края полотенец всегда вышивались, считалось, что это оберегает семью от болезней. А также вышивался подол у сарафана узорами, ворот и рукава рубашки, что защищали от всякого зла.
Ребенок: В пальцах иголка мелькает быстрее, Вместе работать и петь веселее
Вот и кончаем последний стежочек,
Вышили мы разноцветный платочек.
Воспитатель:. Какие же вы молодцы.
Как красиво вы умеете вышивать! Не зря говориться: «Человека узнают не по речам, а по делам»
А теперь покажем наши работы гостям.
Воспитатель: Молодцы ребятки! Сколько вы знаете загадок, потешек прибауток, стихов, дразнилок. Полюбуйтесь своим рукоделием. Вы
настоящие мастера и мастерицы.
Воспитатель:! Мы не прощаемся с нашими гостями, а предлагаем закончить наши посиделки чаепитием с баранками, пряниками, конфетами.