Занятие Такие разные эмоции»
Занятие «Такие разные эмоции»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков младших школьников, развитие саморегуляции поведения.
Задачи:
продолжать развивать умение узнавать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние;
закреплять умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, развивать психические процессы путем воздействия на мелкую моторику;
создавать ситуации успеха для сплочения детского коллектива.
Оборудование: демонстрационные карточки с изображением эмоций (пиктограммы), разноцветные круги для игры с обозначением (свобода, передвижения вперёд и назад, задания, вопросы, ситуации), объемные кубики, конверты с заданиями и вопросами, воздушные шарики, накопительные фишки, практическое пособие «Дом чудес» и крышки с изображением эмоций.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Знакомство «Снежный ком». Участник называет свое имя и чем он любит заниматься. Следующий рассказывает о соседе слева и о себе и т.д. Например: «Меня зовут Юлия, я люблю плавать»; следующий: «Юлия, любит плавать, меня зовут Катя, я люблю кататься на велосипеде »
II. Введение.
Вводная беседа
«Ребята, сегодня у нас с вами будет занятие, которое называется «Такие разные эмоции». Мы вспомним, какие бывают эмоции, в каких ситуациях они выражаются. Поиграем в большую напольную игру, а также «заселим» волшебный «Домик чудес» жильцами с разнообразными выражениями эмоций, которые проявляем мы сами. А Карлсон будет за нами следить и оценит нашу игру».
III. Основная часть.
Беседа об эмоциях.
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое эмоции? (РАССУЖДЕНИЯ)
Эмоции – это то, что мы испытываем и как реагируем в различных ситуациях.
А какие эмоции вы знаете? При назывании детьми, педагог вывешивает пиктограммы на доску. Эмоции, которые не назвали, вывешиваются позже (радость, огорчение, страх, гнев, удивление, равнодушие).
На какие группы их можно разделить? Их можно разделить на две группы – положительные и отрицательные (мы говорим: «Хорошее и плохое настроение»).
Как можно определить эмоции другого человека? Правильно: по мимике (бровям, губам), жестам, взгляду, позе. Повторили? А сейчас вам предстоит блеснуть знаниями о эмоциях в большой игре.
Напольная игра.
Ребята, мы сейчас будем играть в большую игру. Правила игры просты (есть настольная игра, а у нас напольная), как во всех настольных играх. Только вместо фишек по этапам передвигаться будете вы сами. Участник кидает кубики, считает и встаёт на нужный квадрат. Обратите внимание, наши квадраты одинаковые? Чем они отличаются? Правильно, цветом, посмотрите на доску и скажите, что вы будете выполнять, встав на зеленый цвет, желтый, оранжевый, синий, белый. А СВОБОДА означает, что здесь вы можете выполнить все что вам захочется: спеть, станцевать, рассказать стишок, присесть 5 раз. Давайте обговорим условия участия в игре. Каждый стоит на том квадратике, который вам выпал и с места наблюдаем за участником, который выполняет задание. После того, как игрок выполнил задание, желающие могут его дополнить или сказать свой вариант.
Итак, когда вы выполните задание и назовете эмоцию, нужно найти крышку с выражением данной эмоции и «поселить» эмоцию в «Дом чудес», в любое понравившееся окошко.
Как только вы достигаете финиша - ВЫ определяете свое эмоциональное состояние и настроение, и «заселяете» свою эмоцию ко всем остальным в «Дом чудес». И мы узнаем, могут ли существовать такие разные эмоции все вместе или они должны быть отдельно.
А теперь, давайте построимся по росту как на физкультуре, от самого высокого, до самого низкого. Первым начинает ходить самый высокий, затем чуть ниже и т.д. (ИЛИ НАОБОРОТ)
Квадраты обозначены цветами: белый – свобода, здесь участник может спеть, станцевать, рассказать стишок, присесть и т.д.; синий – переход хода вперед или назад; желтый – задание, оранжевый – вопрос, зеленый – ситуация.
Задания
Вопросы
Ситуации
1.Собери картинку и назови эмоцию (6).
2. Изобрази эмоцию:
«Ура, каникулы!»
«Опять двойка»
«Мы победили!»
«Кто замарал мой стул?»
«Ух-ты, какой огромный самолёт!».
Подари подарок, который вызовет радость, удивление. Изобрази жестами
...Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя...»
(Злость)
Как нужно справляться с гневом? Быстро сорвать злость или постепенно «выпуская пар»? (показать опыт с воздушными шарами).
Стали зайкиНа лужайкеКувыркаться и скакать.И глядите: медвежата,Как весёлые котята,Прямо к дедушке мохнатому,Толстопятые, бегут:"Здравствуй, дедушка, мы тут!" (Радость)
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила...
(Страх)
...А бедная баба одна, И плачет, и плачет она. Села бы баба за стол, Да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, Да кастрюлю поди поищи! И чашки ушли, и стаканы, Остались одни тараканы...
(Грусть)
Расскажи, что у тебя вызывает радостные эмоции?
Чем бы ты мог удивить свою маму?
Какой поступок может огорчить учительницу?
Расскажи, как можно обрадовать любого человека?
От чего бывает страшно?
Ты не сделал домашнее задание и не подготовился к уроку. А тебя как назло вызвали к доске Что ты почувствуешь в этот момент?
Учитель сообщил, что ты лучше всех выполнил задание по математике. Твои эмоции.
Ты увидел, что твою любимую игрушку сломали. Твои эмоции
Завтра с классом вы поедете в бассейн.
Друг обещал пойти с тобой кататься с горки и не пришел. Твои эмоции.
Внимание: выслушивается мнение каждого участника. Если он предполагает свое выражение эмоций, ему разрешается вкрутить свою крышку с пиктограммой в «Дом чудес».
Итог игры:
Когда все игроки вышли на финиш, подходим к «Дому чудес».
Скажите, правильно ли, что мы «поселили» все эмоции рядышком в один дом?
А нравится ли Карлсону, что разные эмоции живут в его доме? Давайте это проверим, Карлсон сказал, что нужно дернуть за оранжевое кольцо. Посмотрите, какая эмоция появилась в окошке? Значит, ему нравится? И это правда, ведь наши эмоции должны проявляться все, в разных ситуациях (мы же не можем постоянно радоваться или грустить, бояться или удивляться), но нужно помнить, что во всем должна быть мера.
IV. Заключительная часть.
Рефлексия
Чем мы с вами занимались? (общий)
Что нового узнали, и что вам больше понравилось? (отвечает каждый)
Подведение итогов.
Отметить каждого ученика.
Вручение подарков.