Конспект урока в 4 классе на тему Весна идет, весне дорогу!
УРОК В 4 КЛАССЕ
Тема « Весна идет, весне дорогу!»
Цели: : пробуждать интерес к музыке, способствовать эмоциональному познанию окружающей действительности через хоровое и сольное пение, слушание музыки, игру на элементарных музыкальных инструментах, знакомство с классической музыкой, авторской песней, с картинами русских художников, умение анализировать, говорить о музыке.
Тип урока: Комбинированный
Методы: Беседа, сравнение, анализ, слуховая и зрительная наглядность, игра, поиск, творчество.
Оборудование : проектор, интерактивная доска, портреты П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Д. Б. Кабалевского, картины о весне русских художников: И. Левитана, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, видеоклипы С.В. Рахманинова « Весенние воды», элементарные музыкальные инструменты.
Ход урока
Организационный момент.
Дети заходят под музыку марша В. Агапкина « Прощание Славянки», муз приветствие.
У. Ребята, вы зашли под марш, узнали его?
Д. « Прощание Славянки»
Как прозвучал марш, характер музыки?
У. Музыка звучала четко, строго, торжественно, празднично, приподнято.
У.А как вы думаете, почему именно под этот марш вы зашли?
Д .Недавно вся страна отмечала праздник «День Защиты Отечества»
У. Какое время года? Признаки весны?
У. Весна. Солнце больше греет, сосульки капают, снег рыхлый и т.д.
У. Кто знает стихи, песни о весне?
задание уч-ся : прочитайте стихи о весне, кто знает.
А я вам покажу как русские художники рисовали весну (показ картин И. Левитана, В. Поленова, Д. Саврасова и др.)
У. Назовите весенние цветы. Какие птицы возвращаются к нам весной? ( ответы ребят)
Задание: узнайте портреты композиторов ( П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Д. Б. Кабалевский)
Вопрос: Кто из них написал 12 пьес для фортепиано «Времена года?»
Перед тем как вы послушаете музыку, проведем игру « Если б я был композитором»
Если бы вы были композиторами ,то какую музыку вы написали бы с названием « Весна. Подснежник»?
Какой вы выберете характер, темп, силу звука, мелодию, регистр, инструменты для оркестра?
(ответы ребят)
Послушайте, как написал П.И. Чайковский Апрель. « Подснежник» (исполнение симфонического оркестра) и скажите, какая была музыка?
зачитать эпиграф к пьесе, который выбрал П. И. Чайковский:
«Голубенький, чистый подснежник – цветок!
А подле сквозистый, последний снежок…,
Последние слезы о горе былом,
И первые грезы о счастье ином….» ( А. Н. Майков)
Д. Светлая, нежная, лёгкая, воздушная, трепетная, красивая, мягкая и т.д.У. Задание: нарисовать свои образы, связанные с музыкой ( слушаем повторно). Рисунки показываем классу.
После творческой работы и слушания музыки –
тест –проверка знаний за четверть.
Перед тем как вспомнить песню С. Соснина« Солнечная капель» (с треугольником и колокольчиком) проводим артикуляционную гимнастику.
Работа проходит над интонацией, словом, ритмом, выразительным исполнением.
У. Весна в людях пробуждает надежды, люди друг другу желают добра, мира, хорошего настроения и у нас есть песня, я её наиграю, а вы узнайте.
Д. Песня « Пожелание друзьям» Б. Ш. Окуджавы
У. Вспомним эту песню и пожелаем всем всего доброго, а ы можете ею дирижировать.
Пение песни « Пожелание друзьям» Б. Ш. Окуджавы, ребята дирижируют (по желанию).
У. А сейчас мы оркестром сыграем сказку- шумелку « Весна»
(раздаю инструменты, обозначаю ритмические рисунки для каждого инструмента)
Оркестр шумовых инструментов №8 «Весна» из серии сказки-шумелки.
У. Урок закончим прекрасной музыкой С. В. Рахманинова
(портреты С. В. Рахманинова)
Картины родной природы всегда волновали русских композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов.
Сергеем Васильевичем написано около 80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. В романсах С. В. Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.
У. Романс С. В. Рахманинов написал на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды».
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу проливалась,
Как Бога животворный глас!... Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева «Весна» звучит как эпиграф к романсу – может быть самому радостному и ликующему в истории русской вокальной музыки.
Слушание романса «Весенние воды».
У. Какой образ раскрывается в этом произведении?
Д Образ пробуждающейся природы, весны.
У. Какое общее настроение произведения?
Д. Радостное предчувствие скорой весны.
У. На что похож аккомпанемент?
Д. Воссоздает атмосферу весны. Рождает музыкальный образ весенних потоков.
У. Просыпается природа и душа человека наполняется ожиданием перемен к лучшему.
Романс С. В. Рахманинова - это гимн приближающейся весне.
Итог: Вот на этой радостной ноте мы закончим урок.
Поздравляю всех я с весной!!!
Пусть Весна только чудится.
Поздравляю всех я с весной!!!
От весны пусть сердце волнуется!