Картотека НОД по познавательному развитию в 1 младшей группе (окружающий мир, природный мир)

Конспекты НОД по познавательному развитию. (Окружающий и природный мир)


Тема: «Здравствуй,детский сад»
Цель:
Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада. Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях. Развивать фразовую речь. Понимать смысл загадки и находить отгадку.
Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния (веселый, сердитый).
Развивать общую и мелкую моторику.
Материал:
Лист ватмана с изображением дома, пиктограммы, гуашь, ватные палочки для рисования, фотографии сотрудников детского сада.
Ход занятия:
Организационный момент «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение дома.
- Ребятки, посмотрите, что это? (дом)
- А дом большой или маленький? (большой)
- Значит, в этом доме живет много людей. Что же это за дом? Послушайте загадку:
В этом доме все для нас -
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, -
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда
Подрастем,
Вместе в школу пойдем.
(детский сад)
Воспитатель:
Молодцы, догадались. Конечно это наш родной детский сад. Мы каждый день приходим в детский сад. А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.
Игра « Как живете»
(Дети имитируют движения)
Как живете?
Как утром делаете зарядку?
Как танцуете?
Как рисуете?
Как умываетесь?
Как ждете обед?
Как машете вслед?
Вдаль глядите?
А как шалите?
Воспитатель:
Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду. Ребятки, а кто в детском саду заботится о вас, занимается с вами и играет? Посмотрите, вот фотографии- помощники. Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать про кого я буду говорить. Только слушайте внимательно.
Первая загадка:
Кто научит рисовать,
Cтроить, мастерить, играть?
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется
Почему Марат дерется?
Кто же это?
(Воспитатели)
- Молодцы, а как воспитателей зовут?
(Дети находят фотографию, которая соответствует загадке, и помещают её в дом «детский сад»).
Следующая загадка:
Кто же нам на стол накроет,
Подметет, пропылесосит?
Вымоет окна, стены, пол?
Протрёт от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там
Всё стояло по местам?
- Правильно. Это наша няня. Попробуйте отгадать эту загадку:
Мажет ссадинки и ранки,
Носит белый халат,
Прививки нам поставит,
И витаминкой угостит
Кто это?
(Медсестра)
- Молодцы, это наша медицинская сестра, она заботится о нашем с вами здоровье и хорошем самочувствии.
Еще одна загадка:
Кто играет на баяне,
Учит песенки нас петь,
С нею весело плясать
И на ложечках играть
(Музыкальный работник)
- Вот какие догадливые. Это наш музыкальный работник.
Последняя загадка:
С кем мы делаем зарядку,
Спортом занимаемся
Хоть с мячами, хоть с флажками
Нас научит управляться
- Молодцы, все загадки отгадали.
А кто еще трудится в нашем саду, чтобы ребятам было здесь хорошо?
Вот как много людей живет в нашем детском саду. Ребятки, чтобы всем было хорошо и весело нужно жить дружно. Правильно? Давайте сыграем в игру «Дружба».
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук соединяются в замок)
Мы с вами подружим
Маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдное загибание пальцев на правой руке)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдное загибание пальцев на левой руке)
Мы закончили считать.
- Вот какие мы дружные. Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки.
Психогимнастика
Бывает, что мы ссоримся и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то становится весело и мы улыбаемся. (Пиктограммы).
- Это, какое личико? Как догадались?
- А это, какое? Почему так решили?
- Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? (дети показывают)
- А теперь покажите веселое выражение лица (дети показывают)
Игра на внимание «Сердитый, веселый»
(Дети топают ножками, когда видят картинку с сердитым выражением лица, и хлопают в ладоши, когда видят « веселое» личико).
Ребятки, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселые улыбки.
(На картинках нарисованы глаза и нос, а рта нет, дети дорисовывают улыбку ватными палочками).
- Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.
Люби детский сад - твой второй дом!
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад - второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете.

Тема: Посуда.
Цель:Систематизация знаний детей по теме: «Посуда».
Задачи:
Учить:
- узнавать и называть по внешнему виду столовую и чайную посуду;
- различать между собой.
Познакомить с назначением и свойствами посуды.
Оборудование и материалы : мультимедийные технологии, презентация по теме, музыкальное сопровождение, детская посуда, стихи, загадки, муляжи угощений ,разрезные картинки.

Ход непосредственной образовательной деятельности .
Воспитатель:
Есть одна игра для вас
Я прочту стихи сейчас.
Я , начну , а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец.

Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит (кастрюля) –
на экране слайд ( отгадка) - кастрюля
Для нас она необходима ,
ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая зовут ее (тарелкою).
слайд - на экране отгадка – тарелки
На кухне ей всегда почет ,
она и жарит и печет.
Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды).
слайд – на экране отгадка – сковорода
На плите – кастрюль начальник.
Толстый , длинноносый (чайник)
слайд - на экране отгадка – чайник
Воспитатель : Молодцы!
- Как можно назвать все предметы которые мы отгадали? (Посуда)
-Какие еще предметы посуды вы знаете?
-Где можно чаще всего увидеть посуду? ( На кухне)
- А сейчас Катюша приглашает нас на кухню. Она покажет и расскажет как мы хорошо знаем посуду и как она нам необходима . Она будет рассказывать, а мы внимательно слушать и наблюдать, а если ей понадобится наша помощь, то мы ей обязательно поможем.
Ребенок (подходит к игровой зоне) - инсценировка стихотворения Е. Николаевой с показом.
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду.
Вот, кастрюля, поварешка,
Сковородка, вилка , ложка.
Небольшой столовый ножик
Мне понадобиться тоже.
Вот ,с узорами тарелки,
Чашка с блюдцем на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится чайник.

Воспитатель: Все правильно нам рассказала и показала Катя?
Но прежде, чем мы продолжим рассказ о посуде, мы немного подвигаемся и поиграем.
Игра :
(Дети образуют круг. Педагог в центре круга, читает текст и показывает движения, которые повторяют дети)
Тук – тук – тук ,тук – тук – тук .
( Стучат кулачками друг о друга).
Слышен звонкий перестук.
Слышен громкий перезвон .
(Топают ногами ,руки на пояс).
Динь- динь – дон, динь – динь – дон.
Это в кухне пляшут ложки,
Вилки , чашки ,поварешки.
( Накл. влево -вправо руки полочкой перед грудью).
Тра – та – та ,тра – та – та
Вся посуда в пляс пошла!
(Выполняют «пружинку», руки на поясе).
Чайник крышкой тук ,тук !
Ложки в чашке – стук, стук !
А кастрюли – бом – бом!
(«Танцуют», попеременно выставляя вперед на пятку
левую и правую ногу ,руки за спину).
Сковородки – дон – дон!
Вот так пляска – красота!
Тра – та –та, тра –та – та !
(Хлопают в ладоши).
Воспитатель : А тетерь занимаем свои места и продолжим нашу беседу
слайд - беседа по слайду (назначение посуды)


-Посмотрите внимательно на экран .
- Давайте расскажем для чего нам нужны эти предметы. ( ответы детей ).
-Для чего нам нужна кастрюля ?
- Для чего нужна сковорода?
- Для чего нужна сахарница?
Для чего нужна конфетница ?
-Для чего нужен чайник ?
- Для чего нужны чашки?
- А что еще вы видите на экране? (Ножи ,вилки , ложки )
- А кто знает как их еще называют ?
Запомните ! Вилки, ложки, ножи – это столовые приборы.
А как вы думаете, мы могли бы обойтись без посуды ? А почему?(ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, а когда к нам приходят гости, что мы можем им предложить?
( Угостить чаем.)
- Вот и к нам сегодня пришли в гости куклы Таня и Ваня. Вы угостите их чаем?
Воспитатель вносит кукол, дети здороваются.
- Ребята, но прежде, чем мы будем готовиться к чаепитию, нам нужно выполнить задание ,которое принесли с собой наши гости- Таня и Виня. Они тоже хотят посмотреть, действительно ли вы хорошо знакомы с посудой. А принесли они нам интересные разрезные картинки, которые мы с вами быстро соберем.
- Вы согласны ?
Тогда вот вам конверты ( разрезные картинки чайника , чашки)
Дети собирают разрезные картинки (в группах)
-А тетерь скажите ,что это за таинственная посуда .
Ребенок 1: Чайник по-гусиному шипит,
Белую вытягивает шею.
Он с утра торопится- спешит,
Значит точно, к завтраку успеет.
А давайте расскажем нашим гостям , что еще мы знаем про этот предмет? (Он большой, у него есть удобная ручка.)
А у вас что получилось?
Ребенок 2: Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела
.
Воспитатель : Какие вы молодцы! А вы, можете еще что- то рассказать про этот предмет? (Чашки бывают разные и большие и маленькие, у них есть удобная ручка, они нужны ,чтобы пить сок кофе, чай.)
-А как называется посуда для чая ? ( чайная )
А теперь поспешим на кухню и накроем стол к чаепитию для наших гостей, а то они уже заждались.
( Дети идут к игровой зоне и дружно накрывают на стол , а воспитатель называет действия :
- Рома ,разложи пожалуйста, салфетки.
- Саша с Машей расставят блюдца с чашками .
- Никита , принеси пожалуйста, сахарницу .
- А ты , Даня , разложи чайные ложки.
- Тема ,что еще нужно к чаепитию ? ( чайник с кипятком )
Ну и конечно же – угощения.
Ставьте их на стол (конфеты, печенье, булочки )
Слайд готовимся к чаепитию (сервировка)
Вот и все у нас готово . Давайте разольем чай по чашкам. А чай у нас такой ароматный, душистый ,вкусный.
Все у нас с вами получилось , потому что мы все делали дружно.
Пусть гости пьют чай , а мы с вами для них
станцуем .
Дети исполняют парный танец «Подружись» ( под музыку )
Слайд-чаепитие
- Ребята , мы еще раз вспомнили с вами и рассказали все что знаем о посуде нашим гостям. Вы знаете какая бывает посуда, для чего нам она нужна , где живет. И конечно же мы с вами все знаем, что нам без посуды не обойтись. Посуду нужно беречь и мыть, чтобы не приключилась с нами беда ,как с бабушкой Федорой из нашей знакомой сказки « Федорино горе».
-Молодцы! Все мои детки получают конфетки. ( Воспитатель из « волшебного» мешочка угощает детей конфетами.
И мы с вами тоже будем сейчас пить чай.





















Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят»
Программное содержание. Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.
Материалы. Кукла Маша и одежда для нее.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за ветром, дождем, солнцем, небом. Рассматривание осенних листьев. Игры «Мы осенние листочки», «Солнышко и дождик». Рисование солнышка и дождика. Рисование осенних листочков. Слушание произведения С.Майкапара «Осенью».
Ход занятия
Занятие рекомендуется проводить на улице.
Воспитатель, приглашая детей на прогулку, показывает им куклу и говорит, что кукла Маша просит взять ее на улицу. Обращает внимание ребят на то, что Машу нужно одеть по погоде. Вместе с детьми воспитатель смотрит в окно и определяет погоду на улице, задавая вопросы: «На улице дует ветер? А солнце светит? Идет дождь?» Педагог обобщает ответы детей (говорит, какая сегодня погода). Дети предлагают, как нужно одеть Машу на прогулку в соответствии с погодой на улице.
Воспитатель. Машенька, сейчас осень, поэтому на прогулку нужно одеваться теплее: сначала надеть колготки и штанишки, затем – сапожки, после этого – плащ, шапочку, шарфик. Если на небе есть тучи, то может пойти дождь, поэтому нужно взять зонтик. Осенью погода быстро меняется: утром может светить солнце, а потом пойдет дождь или подует ветер.
Выйдя с детьми на улицу, воспитатель уточняет, правильно ли ребята определили погоду, задавая им вопросы: «На улице тепло или холодно? Светит ли солнце? Идет ли дождь? Дует ветер или тихо?»
Далее воспитатель просит детей показать Маше деревья, растущие на участке и нарвать их. Если они затрудняются, называет деревья, которые растут на участке, и просит ребят повторить их названия (береза, клен, тополь).
Воспитатель. Ребята, покажите Маше, где у дерева ствол. (Дети показывают.) Машенька, посмотри, у всех деревьев крепкий, высокий ствол. На нем много веток, а на ветках много листьев.
Педагог просит детей показать ветки и листья и спрашивает: «Какого цвета листья на деревьях?» (Зеленые, желтые, красные, оранжевые.)
Воспитатель. Осенью листья с деревьев опадают на землю. Когда дует сильный ветер, он срывает листья с деревьев. В теплую погоду, когда светит солнце, листочки тихо кружатся в воздухе и ложатся на землю. Покажите, как листочки кружатся в воздухе.
Дети кружатся на месте, изображая листочки.
Воспитатель. Дети, посмотрите под ноги. На земле и на траве много разноцветных листьев и поэтому на участке очень красиво.
Педагог предлагает детям походить по листочкам, послушать, как они шуршат под ногами, найти и принести листочки, которые им понравились.
Воспитатель. Покажите Машеньке какие у вас в руках красивые листочки. У Ирины красные листочки, у Амирки зеленые листочки, у Салима желтые листочки.
Кукла Маша. Какие красивые листочки вы нашли! А теперь давайте поиграем в игру «Мы осенние листочки».
Дети вместе с воспитателем и куклой Машей произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения:

Мы – листочки, мы – листочки, (Дети стоят кружком с листочками в руках.)
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,











Тема: «Рыбка плавает в воде»

Программное содержание. Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах. Формировать интерес к обитателям аквариума.

Материалы. Аквариум с золотой рыбкой. Корм для рыб.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание ракушек и камушек в аквариуме. Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице».
Ход занятия
Педагог приносит в групповую комнату аквариум с золотой рыбкой и приглашает детей подойти к аквариуму.

Воспитатель. Ребята, кто это? Правильно, это рыбка, она называется золотая. Рыбка живет в аквариуме и плавает в воде.

Педагог предлагает детям тихо, чтобы не напугать рыбку, понаблюдать за ней.

Воспитатель. Что есть у рыбки? (Ответы детей.) У рыбки есть туловище, хвост и плавники. Тело рыбки покрыто маленькими чешуйками. Есть ли у рыбки ноги? (Ответы детей.) Нет, у рыбки ног нет, поэтому она не может ходить. Вместо ног у нее плавники и хвостик, с их помощью рыбка может плавать в воде. Теперь я насыплю в воду немного корма, а вы внимательно посмотрите, будет ли рыбка есть. Как рыбка ест корм? (Ответы детей.) Рыбка хватает корм ртом и проглатывает его. Рыбке нужно давать очень мелкий корм, чтобы она не подавилась. Для этого корм аккуратно измельчить пальчиками. А как вы думаете, рыбка видит корм? Чем рыбка видит корм? (Ответы детей.) Как и мы с вами, рыбка видит глазами. Кроме рыбки, что еще есть в аквариуме? (Ответы детей.) В аквариуме есть растения, камушки и ракушки. Рыбка иногда прячется за камушками и отдыхает.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбкой и высказать свои впечатления; комментирует их ответы.
Затем предлагает детям взять немного корма, измельчить его пальчиками и покормить рыбку. Обращает их внимание на то, что этот корм кушают только рыбки, людям нельзя брать его в рот и есть.
Когда дети покормят рыбку, педагог напоминает им, что после этого необходимо вымыть руки с мылом.
Аквариум с рыбкой оставляют в этот день в группе, чтобы дети могли в свободное время понаблюдать за рыбкой.





Тема: «Снеговичок и елочка»
Программное содержание. Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Материал. Игрушка Снеговик, или снеговик, вылепленный из снега; цветные льдинки с петельками. Ель (растущая на участке или дерево, поставленное в сугроб после новогоднего праздника).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Новогодний праздник. Разучивание стихотворений о природе. Рисование елочки. Лепка неваляшки и снеговика. Исполнение песни «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М.Булатова.
Ход занятия
Занятие рекомендуется проводить на улице.
Воспитатель приглашает детей подойти к елке. Под елкой стоит вылепленный из снега (или игрушечный) маленький Снеговичок. Дети здороваются с ним.
Воспитатель. Снеговичок, а тебе не холодно здесь стоять?
Снеговик. Я мороза не боюсь, меня слепили из снега, поэтому я не мерзну холодной зимой. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Я хочу показать вам мою подругу Елочку. Ей тоже очень приятно, что вы пришли к нам в гости.
Педагог предлагает детям аккуратно потрогать веточки ели и сказать: «Здравствуй, Елочка!»
Воспитатель. Какие ветки у Елочки? (Ответы детей.) Ветки колючие. На них много острых зеленых иголочек, но если вы потрогаете их аккуратно, то пальчики не уколете и Елочке не сделаете больно. Елочка зеленая и пушистая, на ней много веточек, а на веточках – иголки. Внизу веточки длиннее, чем на верхушке.
Если на земле лежат елочные ветки, воспитатель может размять в руке иголочки и дать детям понюхать запах настоящей елки.
Воспитатель. Какого цвета елочные иголки? (Ответы детей.) От других деревьев елка отличается тем, что зимой и летом на ней всегда зеленые иголки. Другие деревья стоят зимой без листьев, только снег укрывает их от холода, согревает в зимние дни и ночи. А у елочки всегда на ветках зеленые иголочки – и зимой и летом. Поэтому люди придумали загадку про елочку: «Зимой и летом одним цветом».
Снеговичек. Зимой я любуюсь Елочкой, а летом меня здесь нет, ведь я бы просто растаял под теплыми солнечными лучами. Я слышал, что у вас в детском саду был праздник, и было очень весело. А у нас с Елочкой не было праздника. Мы тоже мечтаем о веселом празднике!
Воспитатель. Дети, какой был недавно праздник? (Ответы детей.) Правильно, Новый год. Дед Мороз приносил вам подарки, и елка на празднике была нарядная, украшенная разноцветными игрушками и огоньками. Снеговичок, ты не расстраивайся, мы сейчас украсим твою Елочку – на ее зеленый наряд повесим разноцветные льдинки, и она станет еще красивее.
Воспитатель предлагает детям украсить Елочку заранее приготовленными разноцветными льдинками (с петельками). Вместе со Снеговичком дети украшают елку ледяными игрушками.
Воспитатель. Ну вот, Елочка стала нарядной. Сейчас мы и тебя, Снеговичок, украсим цветными льдинками.
Снеговичок благодарит детей за то, что они украсили его и Елочку цветными льдинками.
Воспитатель. Ребята, теперь у Снеговичка хорошее настроение. А чтобы Снеговичку и Елочке никогда было не скучно, давайте слепим им из снега друзей – снеговичков.
Дети катают снежные комочки, а воспитатель делает из них маленьких снеговичков.
Воспитатель. Теперь у наших друзей настоящий праздник!

















Тема: «Петушок и его семейка»
Программное содержание. Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.
Материал. Панорама птичьего двора, игрушки: петушок, курочка и цыплята. Пластилин, доски для лепки, салфетки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры с игрушками – курочкой, петушком, цыплятами. Наблюдения за домашними животными (при наличии условий). Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Петушок». Исполнение песни «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Ход занятия
В групповой комнате оформлена объемная панорама птичьего двора. Дети стоят около панорамы.
Воспитатель рассказывает потешку про петушка и курочку:
Как у наших у ворот,
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет!
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Всех курочек напою!
Во время чтения потешки педагог показывает детям игрушечного петушка и имитирует движения животного.
Воспитатель. Дети, потрогайте зернышки, которые клюет петушок. Какие зернышки клюет петушок? Зернышки маленькие, он их клюет клювом. Клюв у петушка острый. А как петушок поет? (Ку-ка-ре-ку!) Покажите, как петушок ходит. (Дети показывают.) Петушок важно держит голову, высоко поднимает ноги, широко расставляет крылья и машет ими. А это кто рядом с петушком? Правильно, курочка. Внимательно посмотрите на петушка и курочку. Чем они отличаются?
Педагог обобщает ответы детей: «У петушка большой красный гребешок, а у курочки – маленький; у петушка большой хвостик, а у курочки – маленький; на ногах у петушка есть шпоры (показывает), а у курочки их нет. Петушок по размеру больше чем курочка. А что одинаковое и у петушка и курочки? Чем они похожи? У курочки и петушка есть туловище, голова, хвост и ноги. На голове есть глаза, клюв, гребешок и бородушка. Ко-ко-ко! Кого это курочка зовет? Курочка зовет цыпляток. Как она зовет цыпляток? Вот они, цыплятки – желтые ребятки».
На панораме появляются несколько желтеньких маленьких цыплят.
Воспитатель. Какие цыплята у мамы-курочки? (Маленькие, желтые, пушистые и т. д.)
Педагог предлагает детям рассмотреть маленьких цыплят и порадоваться их появлению. Рассказывает о том, что петушок, курочка и цыплята – это домашние птицы. Они живут на дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несет яички.
Воспитатель. Как вы думаете, чем можно угостить петушка, курочку и цыплят? Давайте слепим угощение для них – червячков и маленькие зернышки.
Дети садятся за столы и лепят угощение для птиц. После выполнения задания ребята кладут в кормушку для цыплят, курочки и петушка вылепленный корм; протирают салфетками руки.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Курочка хохлатка».

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребенок изображает кошку. «Кошка» садится в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Ребенок-«кошка» сопровождает стихотворение соответствующими действиями.
Приближаясь к «кошке», педагог говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
С последними словами «кошка» вскакивает, мяукает и бежит за «цыплятками», которые убегают в определенный угол комнаты – в свой домик, к «курице-маме».
«Курица» защищает цыплят, разводя руки в стороны и говоря: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
При повторении игры роль кошки поручается другому ребенку. «Кошка» не ловит «цыплят», а только бегает за ними.
Игра повторяется 2–3 раза.



Тема: Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Программное содержание. Дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке.
Материал. Фланелеграф, силуэты для выкладывания весеннего пейзажа, большой лист бумаги с нарисованным солнечным кругом, гуашь красного цвета, кисточки, баночки для воды, салфетки. Нарисованная и вырезанная из бумаги тучка, зонт.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением солнышка. Чтение потешки «Солнышко, ведрышко». Наблюдения за весенними изменениями в природе, за изменениями погоды. Игры «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик». Рисование солнышка.

Ход занятия
Воспитатель говорит детям: «Утром мы с вами играли с солнечным зайчиком, он прискакал к нам, когда на улице стало ярко светить солнышко. Давайте посмотрим, есть ли сегодня на улице солнце?»
Педагог предлагает детям посмотреть в окошко и определить погоду; говорит: «Наступила весна. Когда мы гуляли на улице, солнышко согревало нас своими теплыми лучами. Солнышко дает нам свет и тепло, приносит радостное настроение».
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе весенний пейзаж, сопровождая свои действия словами: «Светит (Дети заканчивают предложение: «Солнце».) Появилась (Травка.) Распустились на деревьях (Листочки.) Расцвели (Цветы.) Появились (Жучки.) Поют (Птицы.) Все радуются появлению солнышка: и птички, и жучки, и травка, и цветы! А вам, ребята, нравится, когда светит солнышко?»
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» (во время чтения стихотворения педагог выполняет движения, а дети повторяют за ним):
Смотрит солнышко в окошко, (Дети поднимают головы.)
Светит в нашу комнатку. (Разводят руки в стороны.)
Мы захлопали в ладошки, (Хлопают в ладоши.)
Очень рады солнышку. (Кружатся.)
Воспитатель. Все радуются появлению солнышка. Давайте нарисуем солнышко.
Педагог предлагает детям взять кисточки и нарисовать лучики вокруг заранее нарисованного на большом листе солнечного круга.
Воспитатель читает потешку-закличку, дети (по возможности) повторяют за ним:
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.
Воспитатель. Вот у нас и появилось большое красивое солнышко, которое мы повесим у себя в группе.
Нарисованное солнышко вывешивается на видном месте.
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Солнышко и дождик». Воспитатель закрывает нарисованное солнышко вырезанной из бумаги «тучкой» и говорит детям, что тучка закрыла собой солнышко и пошел дождь. Воспитатель раскрывает большой зонт и зовет детей спрятаться под зонтиком, чтобы не промокнуть и не заболеть.
Педагог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети разбегаются по комнате. На сигнал: «Дождик! Скорей под зонтик» дети бегут к воспитателю и прячутся под большим зонтом. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра повторяется.












Тема: «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»
Программное содержание. Формировать у детей представления о одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал. Кукла Маша, одуванчики.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за весенними явлениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков. Рисование одуванчиков.
Ход занятия
Занятие рекомендуется проводить на улице.
Собираясь на прогулку, дети берут с собой куклу Машу.
На улице воспитатель обращает внимание ребят на красоту окружающей природы: поют птицы, ярко светит солнце, появилась травка, на деревьях распустились листочки, расцвели одуванчики.
Воспитатель. Дети, покажите Маше распустившиеся одуванчики. Машенька, посмотри, сколько одуванчиков на нашем участке.
Педагог приглашает детей подойти поближе к одуванчикам и присесть около них.
Воспитатель. Дети, покажите Машеньке стебель одуванчика. Аккуратно потрогайте стебель и скажите, какой он.

Педагог обобщает ответы детей: «Стебель длинный и гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что еще есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика?»
Педагог обобщает ответы детей: зеленого цвета, мягкие на ощупь, по форме напоминают елочку, краешки листочков резные.
Воспитатель. Что еще есть у этого растения? Маша, посмотри на удивительные красивые цветочки желтого цвета! Ребята на что похожи эти цветы? (На солнце.) Действительно, цветы похожи на маленькие солнышки. А вот этот цветок совсем не желтый. (Воспитатель показывает одуванчик, на котором вместо желтых лепестков уже созревшие семена – белые пушинки.) Дети, как вы думаете, это одуванчик?
Воспитатель обобщает ответы детей, затем читает стихотворение Е. Серовой «Одуванчик»:
«Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Это тоже одуванчик, но у него вместо красивого желтого цветочка появились легкие пушинки – семена. Ветерок раздувает эти пушинки, а потом из них вырастают новые одуванчики».
Педагог показывает детям, как можно подуть на цветок, чтобы его пушинки разлетелись в разные стороны. Затем предлагает каждому ребенку аккуратно сорвать один стебелек с пушинками-семенами и показать Машеньке, как пушинки будут разлетаться в разные стороны, если на них подуть. Обращает внимание ребят на то, что для того чтобы пушинки не попадали в глаза другим детям, нужно дуть в ту сторону, где никого нет.
Кукла Маша говорит детям, что ей очень понравилось, как они раздували семена одуванчика. Затем воспитатель собирает у детей стебельки и говорит, что этими стебельками они покормят животных в уголке природы (кролика, черепаху).
Воспитатель. Посмотрите, как красиво – на зеленой поляне распустившиеся желтые одуванчики! А для того чтобы вокруг было красиво, нужно беречь цветы и без надобности их не рвать!
Педагог предлагает кукле Маше и детям поиграть в игру «Одуванчики».
Дети изображают легкие семена одуванчиков. Кукла Маша дует на «семена», а дети-«семена» разлетаются (разбегаются) в разные стороны и затем плавно опускаются на землю (садятся на корточки).
Игра повторяется 2–3 раза.













Тема: «Транспорт»
Цели: учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, троллейбус, а так же их основные части: кабина, руль, кузов, колёса, окна.
Материал и оборудование:игрушечные машины (легковая, грузовая, автобус, троллейбус) игрушечный руль; иллюстрации.
Музыкальное сопровождение: «Весёлый поезд»(муз. Э. Компонейца).
1.Организационный момент.
Дети здороваются с гостями. А теперь мы отправляемся в путешествие на автобусе. Ребята, посмотрите, какие я вам купила билеты. Они разного цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
Что это? (машина).
2.Основная часть.
Рассматривание игрушек.
Воспитатель показывает детям иллюстрации машин: грузовой, легковой автомобили, автобус, троллейбус. Что это? (машина). Да это машины, но каждая называется по-разному. Это машина- легковой автомобиль. Это грузовой, а это что?( показывает на автобус, дети называют машину).
А это троллейбус. У всех машин есть колёса, руль, сиденье для шофёра и пассажира. Проверьте, у всех ли машин есть руль, колёса, сиденья. А что должно быть у машин, чтобы в неё могли зайти и сесть шофёр и пассажиры? (дверь). У всех машин есть дверь? (ответы детей).
Кузов есть у грузового автомобиля, в нём шофёр перевозит разные грузы:
песок для детского сада, овощи и фрукты для магазина, мебель в дома. А кого везут троллейбус и автобус (пассажиры).
А у автобуса много сидений? (много) . Он может возить много людей, а в легковом автомобиле мало. И людей в нём поместится мало.
А теперь закройте ребята глазки(иллюстрация).Поезд! Это не машинахотя мы на нём ездим. ..это поезд.
3.Инсценирование песни « Весёлый поезд».
Воспитатель предлагает детям машины на стоянке, и отправиться путешествовать на поезде. Дети под музыку по показу воспитателя имитирует движения и гудки поезда, двигаясь по всему пространству группы.
4. Игра « Чего не стало»
Дети подходят к столу, на котором стоят игрушечные машины. Ребята называют машины. По просьбе воспитателя закрывают глаза.
Педагог убирает под стол грузовой автомобиль, дети открывают глаза, воспитатель спрашивает какого автомобиля не хватает ( воспитатель побуждает детей отвечать полным предложением: « Нет грузового автомобиля »).
Затем воспитатель возвращает спрятанную игрушку на место, и игра продолжается до тех пор, пока все машины не будут поочерёдно спрятаны.
5. Подведение итога и рефлексия
А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад. Там нас ждет мишка, мы ему расскажем, где мы были. А что мы делали?
(ответы детей)
А на чем мы поедем, автобус уехал.
Детям предлагается сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе».
Воспитатель предлагает построить автобус из стульев и отправиться в зоопарк










Тема: Дерево и куст. Осенний наряд. Программное содержание: Учить рассматривать дерево(Основные особенности строения), обращать внимание на календарные изменения в жизни растений (показать , что осенью листья деревьев меняют окраску).



Ход занятия :
Садимся в кружок на пеньки. Показываю картинку осень с девочкой. - Ребята, посмотрите, что на картинке? (Девочка, листья, осень). Да. Наступила осень, стало холодно. - Посмотрите как одета девочка Таня? (тепло, штаны, куртка, ботинки) Таня надела штаны, ботинки и теплую кофту.  Посмотрите, какой букет собрала Таня (достаю цветные листья) Из чего букет? (из листьев).  -А где Таня взяла эти листья? Сорвала с дерева? (Нет, с земли) Листья, которые собрала девочка, упали с деревьев. Солнце стало греть меньше, листочки замерзли и сменили свой наряд на осенний. Стали какого цвета?( желт красн корич). Подул ветер, сорвал листья с деревьев, они закружились и упали на землю

Возьмите по листочку, покружитесь. Раздаю каждому 2 листика. Дети летают (бегут по кругу) и кружатся (на месте). Медленно падают на землю (дети приседают). Собираем листочки. Несите ко мне.



















Тема: «Мамы дома – повара»
Цель. Помочь детям понять, как важен труд мам по приготовлению еды для семьи, какие вкусные
блюда (кушанья) они готовят.

Материал. Фотографии, на которых запечатлены мамы детей группы за работой на кухне. Сорока-белобока.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям сороку-белобоку (игрушка или иллюстрация) и читает потешку:

Как у наших ворот

Собирается народ.

Птица прилетела,

На заборчик села.

У самой белы бока

Да черна голова.

Это?

( Сорока )

Педагог спрашивает: «Сорока, сорока, будешь нашим деткам кашу варить?».

– Не буду, – отвечает сорока, – я прилетела узнать, что варят, жарят, пекут ваши мамы дома.

Дети по очереди подходят к столу воспитателя, берут фотографию мамы, рассказывают, что на ней запечатлено. Например, первый ребенок показывает фотографию и рассказывает: «Это моя мама. Она варит суп из капусты, лука, моркови, картошки». «Димина мама варит суп из овощей: капусты, лука, моркови, картошки – овощной суп», – поясняет воспитатель и спрашивает: – А чья мама варит вкусный борщ? Щи? Гороховый суп? Уху? А кто какие супы любит?». Педагог заслушивает ответы детей, дополняет их.

Затем воспитатель приглашает к столу следующего ребенка. Он показывает фотографию, на которой его мама жарит картофель. «А кто из вас дома лакомится жареной картошкой? – интересуется педагог. – Что еще можно жарить на сковороде?». ( Блинчики, котлеты .)

Педагог вызывает к столу следующего ребенка, который показывает фотографию, на которой он и его мама делают пирожки. «Вкусные вы испекли пирожки? – спрашивает воспитатель. – А с чем были пирожки? С какой начинкой? У кого из вас дома пекут пироги? Что еще можно испечь?». ( Булочки, ватрушки, печенье, торт и т. д. )

Сорока восхищается мамами малышей: «Замечательные у вас мамы, они трудятся и на работе, и дома. Дома варят, жарят, пекут. Они умеют готовить разные и очень-очень вкусные блюда для всей семьи. Сегодня я многому научилась у ваших мам. Теперь я тоже буду для своих детишек-сорочат разную вкусную еду готовить».


Тема: «Купание куклы Кати»
Цель занятия: Помочь детям запомнить и употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать – смывать мыло. Вытирать, горячая, холодная и теплая вода. Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны, как ими пользоваться. 
Задачи занятия:
Воспитательная: воспитовать культурно-гигиенические навыки детей.
Обучающая: учить дошкольников называть названия предметов, действий, познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь.
Развивающая: развивать внимание детей, их наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.
Воспитывать интерес дошкольников к бытовым процессам, бережное отношение к игрушкам.
Материалы и оборудование:
Кукла, тазик с водой, предметы личной гигиены, картины с изображением умывания.
Методы и приемы:
Словесный: вопросы воспитателя, художественное слово.
Наглядный: показ картинок, показ умывания куклы.
Игровой: укладывание куклы спать.
Сюрпризый момент.
Новый материал:
Знакомство с предметам личной гигиены.
Словарная работа: намыливать, смывать, горячая и холодная вода, вытирать, мыло, полотенце, мыльница.
Индивидуальная работа.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем купать куклу Катю. А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этом чудесном мешочке. Давайте мы посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу и ванночку. Спрашивает у каждого ребенка, что это и обьясняет для чего они нужны.
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас мы с вами вспомним стихотворение о водичке.
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел?
Открывают дверь, смотрят: стоит кукла Катя.
Воспитатель: Эта кукла Катя. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говорит. Ребята, Катя гуляла на улице и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Катя была чистой?
Дети: Нужно умыться.
Воспитатель: Правильно, надо Кате умыться. Посмотрите, вот у меня на столе два тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом холодная. Я смешаю горячую и холодную воду, и будет вода теплая. Этой водой мы и будем купать Катю.
Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется. Теплую водичку льем на нашу Катю. Глаз, купайся, шейка, мойся; грязь, смывайся хорошенько! Да здравсвует мыло душестое И полотенце пушистое И густой гребешок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Катя чистая стала, красивая. А вода в ванночке грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место.
Воспитатель: Ребята, а мы совсем забыли про Катю. Посмотрите, она уже спать легла.
Давайте ей споем песню:
Баю-баю, баиньки, В огороде заиньки! Зайки травоньку едят, Кате спать велят.
Воспитатель: Вот Катя и уснула, и нам пора, ребята. Давайте мы себя похвалим за то, как мы сегодня занимались.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Катю. А что еще делали? (Спать укладывали). А что лежало в чудесном мешочке? (Дети называют предметы гигиены). Молодцы, ребята!












«Морковка от зайчика»
Программное содержание:
Закрепить знание об овощах (моркови);
Дать первичное представление о диких животных (заяц);
Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: речевая, игровая.
Материалы и оборудование: игрушечный заяц, целая и тертая морковь, иллюстрации с изображением овощей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением овощей, игры с муляжами овощей, лепка моркови.
Участники: дети и воспитатель.
Методические приемы:
Сюрпризный момент – зайчик с морковью в лапах,
Пальчиковая игра «Ловко с пальчика на пальчик»
Предполагаемый результат: дети узнают морковь, знают дикого зверя – зайца, проявляют бережное отношение к окружающему миру.
Ход НОД:
Дети входят в групповую комнату, а на стуле сидит зайчик и держит в лапках большую морковь.
Дети задают вопросы (Кто это? Как сюда попал? Что у него в лапах?)
Воспитатель отвечает и задает свои вопросы:
-Ребята, а вы знаете, где растет морковка? – Ответы детей.
-Да, правильно, морковь растет в земле и ее очень трудно вытащить.
-Как вы думаете, что у морковки кушают? – Ответы детей.
-Какая морковка на вкус? – Ответы детей.
-У зайчика зубки крепкие, потому что он кушает морковку. Мы с вами будем кушать морковку и вырастем здоровыми и сильными. Вы хотите попробовать? – Ответы детей.
-Спасибо, тебе зайчик, что принес нам попробовать морковку.
Пальчиковая игра «Ловко с пальчика на пальчик»
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик
Вниз скатился, повернулся И опять назад вернулся. Снова с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик!
Выполнение: На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам  левой руки вверх и вниз.
-Прежде, чем мы попробуем морковку, надо помыть руки. – Дети идут мыть руки, потом садятся за стол и пробуют натертую морковь.
Дети благодарят Зайчика за вкусное угощение и прощаются с ним.








Тема:«Заяц и медведь».
Цель:
Расширять представления детей о диких животных.
Развивать умение сравнивать животных по внешнему виду, замечать отличие и сходство в повадках.
Упражнять в назывании детёнышей животных.
Коррекционные задачи.
Развитие имитационных движений.
Развитие переключаемости внимания.
Развитие операций сравнения.
Развитие наглядно-действенного мышления.
Развитие слуховой памяти.
Развитие предметности восприятия.
Материалы и оборудование.
Куклы би-ба-бо – Заяц и Медведь; картинки с изображением зайца, медведя, ежа и их детенышей; морковка, баночка меда.
Игровая ситуация.
В группу к детям приходят Заяц и Медведь. Звери рассказывают, что про детей им рассказал их лесной друг – Ежик, который уже был в гостях в детском саду. Заяц и Медведь пришли познакомиться с ребятишками и попросить у них помощи.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает, что же случилось с лесными зверюшками? Зайчик говорит детям, что они с Мишкой поспорили, кто из них красивее (начинают спорить между собой). Мишка говорит, что у него самый теплый мех, а Зайчик говорит, что у него самая красивая шубка, и он ее меняет два раза в год. Мишка говорит, что он самый сильный в лесу, а Зайчик говорит, что он быстрее всех бегает. Мишка говорит, что он самый храбрый, он никого не боится, а Зайчик говорит, что он умеет путать следы и его никто не найдет, даже самая хитрая лиса. Мишка говорит, что у него самые лучшие лапы в мире, их целых четыре; Зайчик удивляется – ведь у него тоже четыре лапы. Тогда Мишка говорит, что у него есть хвост; Зайчик удивляется – у него тоже. Звери в диалоге выясняют, что у них много общего – лапы, хвост, мордочка, усы, уши, мех. Воспитатель предлагает зверюшкам помириться, ведь они оба – лесные звери и каждый по-своему хорош; нет в лесу плохих зверей, просто один больше, другой меньше. Воспитатель зовет зверей поиграть с ребятишками.
Игровое упражнение «Заяц и зайчата». Дети повторяют движения за воспитателем по тексту. Воспитатель – заяц, дети – зайчата.
Скок-поскок, скок-поскок,
Заяц прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Всех зайчат играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись!
Лапки ставим на бочок (ставят руки на пояс),
На носочках скок-скок-скок!
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки! (В. Волина)
После игры Заяц и Мишка вдруг вспоминают, что их в лесу ждут детки – зайчата и медвежата. Они сейчас в гостях у маленьких ежат, но пора забирать их домой. Звери показывают детям «фотографии» своих детенышей, еще раз повторяют, как их зовут. Воспитатель говорит, чтобы звери передали привет своим деткам и подарочки для них – морковку и баночку меда.
После этого звери благодарят детей, прощаются с ними и уходят





















Тема: Дом в котором я живу.
Цель: вызвать положительные эмоции, чувство восхищения своим домом, улицей, городом.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире, о доме, семье, близких, которые живут вместе.
Развивать диалогическую речь, вводить в активный словарь понятия: «дом, семья, родные и близкие».
Развивать мелкую моторику рук, обеспечивать сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Воспитывать доброе чувство, гордость за свою семью, желание взаимодействовать в совместной игре, стимулировать творческую активность детей.
Формировать умение конструировать из геометрических фигур.
Создание эмоционально-положительного фона во время конструирования.
Материал и оборудование: видеопрезентация на тему «Животные и их жилища», блоки для конструирования, аудиозапись песни «Дом в котором ты живешь»
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, рисунков родителей «Мой малыш». Чтение стихов о семье, сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семейные хлопоты». Беседы на темы «Я и мой дом», « мой домашний адрес», «Папа, мама, я – дружная семья», «Как я помогаю дома».
Словарная работа: дупло , нора, берлога.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети берутся за руки, друг другу улыбаются.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Сегодня мы поиграем в игру «Кто, где живет?»
Воробей живет под крышей,
В теплой норке домик мыши.
У лягушки дом в пруду,
Домик бабочки в саду.
На картинку посмотрите, кто это, назовите.
-Где живет птица? В гнезде.
Из чего оно построено? Из веток, травинок, пуха.
-Кто построил гнездо? Птица сама
-где живет белка? В дупле
-кто построил белке дупло? Сама нашла в старом дереве
-где живет медведь? В берлоге
-кто ему построил берлогу? Сам нашел ямку, натаскал веток, травы, листьев
-а где живет лиса? В норе
-кто ей построил нору? Сама, вырыла лапками.
-Всех зверей мы расселили по домикам.
-Зачем нужен дом птицам, лисе, медведю, белке? Чтобы прятаться от врагов, хранить запасы, отдыхать, спать, прятаться от холода.
-Хорошо, что у всех зверей есть свой дом.
Беседа «Мой дом»
-А у вас есть свой дом?
-Из чего сделан ваш дом? из камня и кирпича
-Какой ваш дом? Большой, маленький, высокий. Уточняем адрес дома.
-Хочу рассказать я о доме своем
Где с мамой и папой мы вместе живем.
(рассматривают домик: стены, крыша, балконы, окна с занавесками). Показ слайда.
Воспитатель:
Постучусь-ка в домик я,
чья же здесь живет семья?
Вопросы о семье (воспитатель опрашивает несколько детей) :
-Кто это?
-Как зовут?
-С кем ты живешь?
-Кто чем занимается?
-Как зовут бабушку, дедушку, сестренку, братика?
-Как ты ласково называешь бабушку, дедушку, папу, маму, сестренку, братика?
-Как называют маму, папу бабушка и дедушка? (Дочь, сынок) .
-Как называют мама и папа дедушку и бабушку? (Мама, папа) .
Это все наши самые дорогие люди на свете – родные и близкие. Давайте все вместе повторим эти прекрасные слова родные и близкие.
Физкультминутка
СТРОИМ ДОМ
Раз, два, три, четыре, пять. Дети выполняют прыжки на месте
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. Показать руками окно, крышу сомкнуть руки над головой
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будем жить мы дружно в нем. Приседают.
Как хорошо, что у вас есть любимый дом, дружная и крепкая семья, которая в нем живет, где любят друг друга и во всем помогают.
-А вы хотите построить свой дом?
Игра «Построй свой дом»
Подойдите к столам и соберите дом из геометрических фигур, (тихо звучит песня «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь») .
-Какая красивая улица у вас получилась, а сколько знакомых детей здесь живет!
-Постучусь ка в домик я
Чья же здесь живет семья?
-Как тебя зовут?
-С кем ты живешь?
Итог
Зажжется в каждом доме свет. Там мама варит нам обед.
А папа дарит ей цветы. Живем в том доме я и ты.















Тема:Наша любимая группа
Программное содержание: Учить детей ориентироваться в групповой комнате, называть знакомые предметы. Учить различать цвет и величину. Воспитывать бережное отношение к окружающим.
Игрушки Зайчиха и Зайчонок; грузовая и легковая машины; строительные инструменты: молоток, пила; музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка; пирамидки; коляска с куклой; аудиозапись “Танец Зайчат”.
Ход занятия
Пальчиковая игра “Утро”.
Утро красное пришло, Солнце ясное взошло. Стали лучики светить Малых деток веселить. (Пальчики разгибать по одному.) Прилетели тучки, Спрятались лучики. (Пальчики спрятать в кулачок.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел!
Правильно, это мама зайчиха. Дети, что-то она мне хочет рассказать. (Прислушивается.) Зайчиха сказала, что потеряла своего сыночка зайчонка. Он заскочил к нам в группу и где-то спрятался. Давайте поможем зайчихе найти зайчонка! Где бы он мог спрятаться? Поищем в гараже. Его здесь нет. А какие машины здесь у нас живут?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, грузовые и легковые. Что перевозит грузовая машина? А кого возит легковая машина?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы. А здесь у нас живут строительные инструменты. Как называется этот инструмент? (Пила.) Что делает пила? (Пилит.) А это что? (Молоток.) Что делает молоток? (Забивает гвозди.) Давайте покажем зайчихе как молоток стучит.
Пальчиковая игра “Строим дом”.
Молоточком я стучу, (Стучать кулачком по ладошке.) Дом построить я хочу, (Стучать кулачком по кулачку.) Строю я высокий дом! (Сложить ладошки домиком.) Буду жить я в доме том!
Воспитатель: Может зайчонок спрятался в музыкальных инструментах? Это что, ребята? (Колокольчик.) Как звенит колокольчик? (Динь-динь.) А это что? (Дудочка.) Сыграем на дудочке для зайчихи.
Логопедическая упражнение “Дудочка”.
Вытянуть губы вперед, как для звука [у], произнести ду – ду –ду.
Воспитатель: Ребята, поищем зайчонка в уголке природы. Что у нас здесь находится? (Растения.) А что нужно делать, чтобы растения росли
большими? (Поливать водой.)
Воспитатель: Правильно дети, вы все знаете. Какое время года изображено на картине? (Зима.) Расскажите мне, что бывает зимой?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А сейчас поиграем в снежки!
Дети имитируют лепку снежков и бросают друг в друга.
Воспитатель: Хорошо, ребята, как весело мы поиграли со снежками. У вас наверное ручки замерзли от снега? Давайте их погреем.
Логопедическая игра “Погреем ручки”.
Показать детям, как нужно правильно подуть на руки сжатые в кулачки, произнести звук [х –х –х].
Воспитатель: Дети, может зайка спрятался в уголке сенсорики? Что это?
(Пирамидки.) Покажите мне большую пирамидку. А какая маленькая? Какого цвета это колечко? А это?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно. А сейчас мы подойдем к книжному уголку и там поищем зайчонка. Какие сказки здесь живут?
Дети называют знакомые книги.
Воспитатель: Тише, тише, слышите? Кто-то плачет Это наша кукла проснулась.
Надо ее покачать и спеть ей колыбельную песню.
Пение песенки-потешки “Баю-бай”
Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка не лай,  Белолапа, не скули, Нашу куклу не буди.
Воспитатель: Уснула наша кукла. А где зайчонок? Да вот же он! Мы его ищем по всей группе, а он спрятался в конструкторе. Очень рада мама зайчиха и говорит вам “спасибо”. А сейчас давайте потанцуем.


Тема:«В январе, в январе, много снега во дворе»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.
 МАТЕРИАЛЫ. Ведро, морковка, метла для украшения снеговика, вылепленного из снега. Ведро для снега.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтение стихотворения Я.Акима «Первый снег». Наблюдения за падающим снегом. Лепка снеговика. Заучивание стихотворения «Наша ёлка» (в сокращении) Е.Ильиной. Пение песни «Наша ёлочка», муз. М.Красева, сл. Клоковой. Рисование «Снежные комочки, большие и маленькие». Аппликация «Снеговик». Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне».
ХОД ЗАНЯТИЯ. Занятие рекомендуется проводить на улице.
Воспитатель читает детям стихотворение С.Маршака «Январь»:
Открываем календарь.
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небе дым идет столбом.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас зима. Посмотрите, как красиво вокруг! Снег укрыл землю, деревья и дома. Возьмите снег в руки. Какой снег? (Холодный, белый, тает в руках). А можно ли из снега лепить? Из снега лепить можно, но он не всегда лепится. Когда на улице холодно, снег обычно рассыпается. Когда на улице теплеет, снег становится липким, и из него можно лепить. А что можно слепить из снега? (Ответы детей). Из снега можно лепить снежные комочки – снежки. Давайте попробуем слепить снежки и поиграть с ними.
   Дети лепят снежки и бросают их в цель.
   Педагог хвалит ребят за меткость и спрашивает: «А что еще можно слепить из снега? Конечно, из снега можно слепить снеговика! Я предлагаю вам слепить большого снеговика».
   Дети катают снежки. Воспитатель катает большие комки и складывает из них снеговика. Из маленьких снежков, которые скатали дети, он делает отдельные детали снеговика.
   После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что изменилось?»
   Дети встают лицом к снеговику, внимательно его рассматривают, запоминают. По сигналу воспитателя дети отворачиваются от снеговика, а взрослый убирает одну из значимых деталей (шапку, нос, метлу). Затем ребята отворачиваются и определяют, что изменилось у снеговика. Воспитатель поощряет особо внимательных детей.
   Игра повторяется 3-4 раза.
   В течение всей прогулки педагог создает условия для игр детей со снегом. По окончании прогулки предлагает детям наложить снег в ведерко и взять его с собой в групповую комнату. В групповой комнате дети наблюдают за таянием снега.
   Воспитатель: Как вы думаете, почему снег в ведерке растаял? (Ответы детей). Правильно, в группе тепло и снег начал таять. Посмотрите, на улице снег казался белым и чистым, а когда он растаял и превратился в воду, вода оказалась мутной, темной. Значит снег не очень чистый, поэтому чтобы не заболеть снег нельзя брать в рот!































Тема:"Мебель"
Цель:  формировать представление по теме "Мебель"
-её назначение
-виды мебели
-части мебели
-из чего делают мебель
Диалог воспитателя с детьми
-Что такое мебель? (стол, стул, диван, кровать, кресло и т.д.)
-Для чего они необходимы?
-Что делают за столом? (Едят, рисуют)
-На стульях? (Сидят)
-На кровати? (Спят, сидят, отдыхают)
-А шкаф для чего? (Вешают одежду)
-Для чего нужен письменный стол? Обеденный?
-Какая мебель нужна для кухни? Спальни?
- Чем отличается стул от табурета? Кресла?
-А из чего состоит стол? ( 4 ножки, крышка)
-Посмотрите, крышка у стола может быть квадратная, круглая и прямоугольная.
-А из каких частей состоит стул? (Ножки, сиденье, спинка)
-Ребята, с мебелью надо обращаться осторожно. У мебели есть острые углы. Нельзя прыгать на мебели, потому что можно удариться и пораниться.
-А как нужно ухаживать за мебелью? (Протирать тряпочкой от пыли или убирать пыль пылесосом)
Экспериментирование
Вид  деятельности- познавательно-исследовательский
Сколько ножек может быть у стула?
Образовательные области
Познание
Цели и задачи:
-Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
-Расширять кругозор, формировать представление о мебели
Социализация
-Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Безопасность
-Воспитывать положительное отношение к требованиям взрослого в отношении безопасного поведения
Коммуникация
-Участвовать в ситуациях речевого общения.
-Формировать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
-Активизировать лексику на тему "Мебель", пополнить новыми словами
Физическая культура
-Развивать ориентацию в пространстве по указанию взрослого
Ход занятия
Даша пригласила в гости подружек.
-Что им необходимо из мебели? (Пришли. Сняли обувь, одежду. Развесили одежду в шкафу)
-Чем они будут заниматься? (Рисовать, лепить, играть в куклы)
-Что им необходимо для игры? (Стол, стулья)
-А кровать гостям нужна? (Нет, они пришли поиграть днём, а ночевать они будут у себя дома)
-Сколько ножек у стола? Давайте проверим. (Воспитатель предлагает предположение детей. Для этого необходимы заранее подготовленные столешница из картона и ножки из палочек. На поверхности выставляются столы с разным количеством ножек).
-А длина ножек должна быть одинаковой?
Проверим. Пробуем установить столик на ножки разной длины.
Вывод
У стола может быть 1,3,4 ножки, но одной длины, чтобы стол держал равновесие.
Физическая культура
-Развивать мелкую моторику и координацию движений рук, формировать умение выполнять элементарные действия руками в пальчиковой игре.
Социализация
-Содействовать развитию игровой деятельности
-Формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников
- Ребята, а вы знаете, для чего Даша принесла нам картинки с мебелью? Для того, чтобы мы с вами описали их в своих рассказах. Она принесла нам вот такой план, который нам поможет его составить. Даша и сама приготовила для вас свой рассказ, в котором она описывает стул. Хотите послушать?
- Это стул. Он находится в гостиной комнате или на кухне. У стула есть ножки, сиденье, спинка. Стул сделан из дерева, спинка и сиденье оббиты тканью. Он коричневого цвета, а сиденье и спинка – фиолетового. На стуле можно сидеть, отдыхать, работать.
- Вам понравился Дашин рассказ? А почему он вам понравился? Потому что Даша составила его правильно и грамотно. И чтобы ваш рассказ был таким – же, вы тоже должны так постараться.
- Давайте каждый из вас расскажет о том предмете мебели, который вы нашли на Дашиных картинках (рассказы детей) .
- Молодцы, ребята. Даше очень понравились ваши рассказы.
А теперь давайте поиграем. Я вам буду загадывать загадки о мебели, а вы их будете отгадывать.
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать –
Любят бабушки и дети
Посидеть и полежать. /диван/
Вечер наступил, уставший ты ложишься спать,
В спальне ждет тебя твоя любимая /кровать/
Чтение художественной литературы
Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворений.
1,2,3,4,5- Будем с вами мы играть
В круг ребята все вставайте
Игру вместе начинайте
1,2,3,4-Много мебели в квартире (сжимают кулачки, загибают пальчики)
В шкаф повесим мы рубашку (Пальчики на плечи)
А на полку ставим чашку
Чтобы ножки отдохнули
Посидим чуток на стуле (хлопают в ладоши)
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали (Руки под щечку)
А потом мы с котом порисуем за столом (руки перед грудью)
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет. (загибают пальчики)
Подвижная игра: допрыгай до стульчика
Физминутка «Уборка»
(под музыку выполняются упражнения, имитирующие уборку) :
- Надели фартучки;
- Закатали рукава;
- Приготовились, взяли тряпочки;
- Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках) ;
- Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз) ;
- Повернулись;
- Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках) ;
- Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз) ;
- Вешаем одежду в шкаф;
- Протираем пыль со стола;
- Достаём пылесос;
- Пылесосим ковёр;
- Встряхнули скатерть, стелим её на стол;
- Устали, вытираем лоб;
- Снимаем фартук, раскатываем рукава;
- Похлопаем себе.
Итог занятия.
- Ну вот, наше занятие подошло к концу.
- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
-А что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Подведение итогов занятия.




















Тема :Кошка и собака в доме .
Цель: 1. Учить сортировать предметы в соответствии с их цветом и формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
2. Развивать координацию движений мелкую моторику пальцев при нанизывании геометрических фигур на стержни; развивать внимание.
3. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
4. Расширять знания о форме (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник).
5. Закреплять знания основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).
6. Обратить внимание детей на внешние особенности и повадки домашних животных кошки и собаки.
Оборудования: наборы геометрических фигур «Геометрик» по количеству детей, реалистичные образные игрушки – кошки и собаки.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята садитесь на коврик давайте с вами поговорим. Какое у нас с вами сейчас время года?
Дети:
- Зима.(если дети затрудняются воспитатель помогает им.)
Воспитатель:
- Стало холодно, звери спрятались в свои норки, птички улетели на юг. Люди одели, теплую одежду, чтобы не замерзнуть.
Дети сидят на ковре. Раздаётся стук в дверь и звукоподражание: мяу-мяу!
Воспитатель:
- Ребята кто это?
Воспитатель слушает высказывания детей.
Воспитатель:
- Пойду, посмотрю.
Воспитатель подходит к двери и читает стихотворение О. Высоцкой «Холодно»:
Кто мяукнул у дверей?
- Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой!
Воспитатель вносит в группу игрушку – кошку.
Воспитатель:
- Проходи Мурка. Дети давайте поздороваемся с ней!
Дети:
- Здравствуй Мурка!
Дети вместе с воспитателем рассматривают кошку.
Воспитатель:
- У кошки нашей круглая мордочка, глазки, небольшие ушки, усы, мягкие лапки с коготками и пушистым хвостиком. Погладим Мурку, какая Мурка ты мягкая, пушистая, какая ты красивая. Как кошка разговаривает?
Дети:
- Мяу-мяу.
Воспитатель:
– Так просит кошка молока. Угостим нашу кошечку молочком?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Пей Мурка молоко, пей. (Условные действия.)
Воспитатель подносит кошку к каждому ребенку и побуждает протянуть ладошку, «покормить» Мурку и сказать «пей».
Дети повторяют за воспитателем.
Раздается звукоподражание: гав-гав!
Воспитатель:
- Ребята к нам кто-то еще пришел. Кто это может быть?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель:
- Смотрите ребята кто к нам пришел.
Воспитатель вносит в группу собаку.
Собака:
- Здравствуйте ребята - гав!
Дети:
- Здравствуй!
Воспитатель вместе с детьми рассматривают собаку.
Воспитатель:
- Посмотрите у собачки вытянутая мордочка, черный нос, уши, хвост, густая шерсть, лапы. Дружок громко лает. Как лает собачка?
Воспитатель:
- Ребята, но наверно не просто так к нам пришли Мурка и Дружок, они пришли просить нас о помощи. На улице сейчас холодно и нашим друзьям негде жить. Ребята давайте поможем им построить домики. Поможем?
Дети:
-Да.
Дети садятся за стол, на столе стоят наборы геометрических фигур «Геометрик» в все его геометрические фигуры перепутаны.
Воспитатель:
- Ребята, но мы с вами не сможем пока построить дом для наших друзей. Подул сильный ветер и перепутал все фигуры, теперь нам надо сначала разобрать их на свои места по цвету и форме. Дети, давайте сначала возьмем все фигуры желтого цвета и расставим их на свои места, потом возьмем фигуры зеленого цвета (синего, красного).
Воспитатель помогает, детям, если видит, что ребенок не справляется.
Воспитатель:
- Молодцы, справились с заданием!
Дети хлопают в ладоши.
Воспитатель показывает, как можно построить дом.
Дети строят дома.
Воспитатель:
- Дети Мурка и Дружок говорят вам спасибо. Они теперь будут жить с нами в группе. Дружок будет охранять, а Мурка когда вы спите петь песенки.
Занятие переходит в свободную деятельность детей.