Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и воздуха» в подготовительной группе
МКДОУ Центр развития ребенка – детский сад №31 «Алтн Булг»
КОНСПЕКТ
НОД по познавательному развитию
Тема: «Свойства воды и воздуха»
Подготовила и провела:
воспитатель подг.гр.Тутаева Р.Б.
Элиста.
Проблема: экологическое состояние воды и воздуха.
Цель: развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования;
расширять знания о воздухе и воде.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
Развивающие: развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы; дать элементарные представления о значении чистого воздуха; расширять и активизировать словарь детей;
Воспитательные: прививать бережное отношение к окружающей среде родного края;
Материал: глобус, мячик, стаканчик воды и трубочка, шарик из ваты, подвешенный на ниточке; пакет, камень, брусок деревянный, кисточка, краски, нарисованная капелька и воздушный шар, стакан прозрачный, сундучок, салфетка.
ХОД
Воспитатель:Здравствуйте, ребята, к нам в гости пришли Воздушный шар и Капелька. Они узнали, что мы сегодня собрались поговорить о них и хотят узнать про себя много интересного.
- Ребята, а я предлагаю заняться исследованиями.
Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, глобус. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый). А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым, синим). Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе- это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.
-Сколько океанов омывают сушу (4)
- Назовите их, пожалуйста?
Дети: Северно-ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океаны.
Воспитатель: Кто живет в океане? (рыбы, киты, дельфины).
- Все, кого мы называли, живут в океане, скажите, а где живут люди?
Дети: Люди живут на земле,т.е. на суше.
Воспитатель:А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. А какого вы узнаете, отгадав мои загадки:
Загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без… (воды)
(звучит шум ручья)
Воспитатель: Ребята, а что это за шум? (верно, это шум ручья). Ребята, это к нам пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их.
-Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если не было бы этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.
Садитесь и мы сейчас поговорим о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим.
Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо).
Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Он невидимка, волшебник.
Почему мы называем его невидимкой?
(потому что он прозрачный и через него все видно).
- А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло).
- А что еще прозрачным может быть) (вода).
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении».
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать).
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод).
- Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер).
Вывод: мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель:А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем? (чтобы дышать).
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руки на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? (несколько раз).
Вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух? (дети называют объекты живой природы).
Воспитатель: Кому не нужен воздух? (неживой природе)
- А теперь покажем пузырю и капельке этот предмет. Что это? (мячик).
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (воздух).
- Вот видите, ребята, можно с воздухом поиграть. И играть можно по-разному.
- Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул поводе, чтобы плыл дальше?
Физминутка: «Дождь»
Капля раз – капля – два,, очень медленно сперва (хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом (бег),
Стали капли поспевать, капля каплю догонять (хлопки руками на каждое слово),
Кап – кап, кап – кап (свободное движение пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем (соединить руки над головой).
Садитесь. Возьмите в руки камень, и сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы).
Камень – это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы).
- А можно ли взять в руки воздух и сжать его?
Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.
Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей).
- А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? Да, вода - это жидкость.
- Назовите другие известные вам жидкости.
- Мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость.
- Ребята, воздух – это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же нам тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования.
Возьмем пакет и начнем его скручивать с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом).
Действительно, пакет наполняется воздухом, но мы его не видим.
Воспитатель: Мы провели ряд исследований и убедились, сто воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.
- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (потому что они легкие).
- А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух. Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? (легко). Почему?
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.
- А теперь капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный. А что еще у нас есть прозрачное? (вода).
- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?
- Дети, вода - это что?
- Что можно сделать с водой? (наливать, переливать).
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар).
- А когда вода превращается в пар? (летом в сильную жару).
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в сильный мороз).
- А может ли вода изменить свой цвет? (если добавить краску).
Давайте покрасим водичку в цвет, который вам понравится, (дети размешивают краску в воде).
- Ой какие разноцветные стаканчики получились у вас. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску). На какой сок похож (лимонный).
- А у тебя на какой? (томатный, апельсиновый).
- А есть ли вкус у воды? (безвкусная).
- А если я положу сахар? Соль? Лимон? Какая будет вода? (сладкая, соленая, кислая).
Рефлексия. Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна. На этом наши исследования закончены. Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают воздух, вода? А сейчас возьмите и прикрепите нужные слова к воде, воздуху, если относится и к тому и к другому, то положите посередине (невидимый, прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса, жидкость, газ).
- Ребята, а какая у нас в Калмыкии главная проблема? Это недостаток питьевой воды. А что надо делать, чтобы решить проблему с водой? С воздухом? Беречь, экономить воду, не бросать в нее мусор. Чтобы воздух был чистым, нельзя устраивать свалки мусора, беречь зеленые насаждения,сажать побольше деревьев, кустарников и не ломать их.
- Ребята, кто прочтет стихи о природе? (чтение стихотворений).