Конспект ООД Богатыри земли русской


Этапы деятельности
I Мотивационно-побудительный1. Введение игрового момента.
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Прямо пойдешь – далеко не уйдешь.
Направо пойдешь друзей потеряешь.
Налево пойдешь – в Древнюю Русь попадешь.
-Дети, куда же пойдем?
Дети:
- Налево.
Воспитатель:
- Ну, что же, в путь!
(Звучит запись гуслей)
II Организационно-поисковый
1.Я приглашаю вас побывать в сказочной Древней Руси. Давайте присядем на камни (стулья) и оглядимся вокруг.
-В какой стране мы живем?
-Почему мы ее называем Родиной, Матушкой, Отчизной?
-А как называлась раньше наша Родина? (Русь)
Это и горы и леса и степи без края. Налетали на города и села враги: жгли и грабили, уводили в рабство людей. Чтобы уберечь от врагов русскую землю по краям степи строили богатырские заставы - маленькие крепости. Защищали они от врагов и чужих людей. Стерегли нашу землю славные богатыри, об их подвигах складывали былины, песни, сказки.
А вот и она – Величавая Древняя Русь.
(Показ слайдов.)
Звучит пьеса «Утро» Э. Грига.
Педагог читает стихотворение с показом слайдов Древней Руси.
-Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
-У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
-Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
-Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
/И. Никитин/
- Отгадайте, какие сказочные герои поселились в сказочной Древней Руси:
Свист соловьиный,
Взор орлиный –
Не зверь, не охотник,
А… (Соловей – Разбойник).
(Показ слайда)
-В чем вражеская сила Соловья Разбойника?
***
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. (Змей Огненный)
(Показ слайда)
-А в чем вражеская сила Змея Горыныча?
- Ребята, а кто победил Змея Горыныча и Соловья – Разбойника? (Богатыри).
-Ребята, а кто такой богатырь? (Защитник русских земель, Руси)
О нем можно рассказать стихотворением
«Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!» /Н. Морозов/
-А каких богатырей вы знаете?
(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка)
-Какие богатыри были в бою, в сражениях?
(Храбрые, смелые, решительные, сильные, бесстрашные)
- Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил русских богатырей на своей картине «Богатыри"
(Показ слайда)
Вопросы:
-Кто изображен на картине Васнецова? (Три богатыря)
-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый, опытный богатырь)
-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
-Какой был Добрыня Никитич?
(Добрый, спокойный, грамоте обученный, статный, красивый, мог на гуслях сыграть, в пляс пуститься).-Кто справа? (Алеша Попович.)
-Какими качествами обладал Алеша Попович? (Он самый молодой из этих богатырей. Хитрый, смекалистый, дерзкий, отчаянный)-Куда смотрят каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, ее границы)
-Какого богатыря вы не видите на картине?
(Показ слайда)
О его подвиге мы узнали из сказки «Никита Кожемяка»
1.Чем занимался Никита Кожемяка? (Мял кожу)
1. Кто просил о помощи главного героя освободить царевну?
2. Каким был Никита Кожемяка? (трудолюбивым, жалостливым, умным)
3. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?
(Показ слайда)
Игра «Собери Богатыря в дорогу»
Ребята, давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться нашему богатырю, когда он собирается в дорогу.
(кольчуга, шлем, щит, копье, меч, ножны, доспехи, булава, колчан со стрелами, лук, палица, плетка, боевой топор, нож) Главным другом богатырей был конь.
-Снаряжение на лошади называется упряжь. Сюда относится: уздечка, стремена, седло, сбруя.
Динамическая пауза.
Проводится под музыку А. Пахмутовой и Н. БодронравогоДружно встали – раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из - под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
-Из каких источников мы с вами узнали о Руси, о богатырях? (Из былин, сказок)
-Что такое былина?
Былина - это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.
Какие былины вы знаете?
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Бодрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»)
Работа со словом БЫЛИНА
(Ребята, на доске составлено слово, давайте его прочитаем)
-Чтение слова БЫЛИНА (на магнитной доске)
-Деление слова на части, слоги
-Сколько в слове слогов? (показ схемы)
-Звуковой анализ слова БЫЛИНА
-Какой первый звук вы слышите в слове БЫЛИНА?
-Звук Б на письме обозначается буквой Бэ. (Показ)
-Вместе с нашим другом Карандашом мы пропишем букву, сделаем первое задание: надо дописать недостающий элемент буквы.
Пальчиковая гимнастика
«Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идём.
(Пальцы маршируют по столу.)
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадёшь.
(Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)
Нужно быть умелыми,
Сильными и смелыми.
(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются)
Работа в прописях (первое и второе задание)
Работа детей в прописях.
III Рефлексия
Наше путешествие по сказочной Древней Руси подошло к концу.
-Интересно было вам в сказочной Древней Руси?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Ребята, а что надо делать, чтобы вырасти богатырями?
(правильно питаться, заниматься спортом, учиться грамоте, любить свою Родину)
-Какие заветы нам потомкам дали богатыри?
Защищать Родину, беречь ее.
Защищать слабых, стариков и детей?
Помогать бедным.
Быть сильным, храбрым, мужественным отважным.
Любить свою Родину, землю, народ.
Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу.
Хоровод «Поклонение дубу»
(Звучит фоновая музыка)
- У нас рос дубок - Вот таков! (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его - Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
-Этот обычай сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
Подарить листочки дуба.