НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Солнце – большая звезда»
НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Солнце – большая звезда»
(Подготовительная к школе группа)
1.Солнце – большая звезда
Цель: Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.
2.Игра «Догони свою тень»
Цель: Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.
3.Опыт «Волшебный лучик»
Цель: Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.
Развивающая среда: схема – планеты Солнечной системы, карта звёздного неба, рисунки с изображением дома-природы и обычного дома, настольная лампа, ванночка (пластмассовая коробка), плоское зеркальце, лист белой бумаги.
Содержание
1.Воспитатель задаёт детям вопрос: Бывают ли солнечные лучи ночью? (Нет.) Солнечные лучи можно сравнить с детьми Солнца.
А что такое Солнце? Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда (раскалённое шарообразное тело), которая находится далеко от нас. Кто из вас наблюдал ночью звёзды на небе? (Показывает карту звёздного неба, рассматривает её вместе с детьми, называет звёзды и созвездия.) Рассматривают схему: Солнце и планеты Солнечной системы.
Воспитатель: Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звёзд к Земле, поэтому её лучи согревают нашу планету и освещают её. (Прикрепляет на ковролин рисунки дома-природы и обычного дома.)
С чем мы сравниваем свет Солнца? (Со светом лампы.)
Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звёзд – нет, воспитатель с детьми проводит наблюдение (в сумерки.)
Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно ближе. Воспитатель берёт картинку и спрашивает: хорошо ли виден свет лампы? хорошо ли видна картинка? (Хорошо.) Дети отходят в другой конец комнаты и убеждаются, что при удалении от окна свет лампы становится всё менее заметным и различать элементы рисунка всё труднее.
Теперь понятно, почему солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце (оно находится близко к Земле), в то время как другие звёзды мы можем наблюдать только на фоне тёмного неба, и их свет не способен превратить ночь в день.
Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как дети от настольной лампы, когда стоят рядом с ней. Остальные звёзды находятся от Земли на таком же расстоянии, как дети – от настольной лампы, если бы они, стоя на улице, отошли очень далеко от окна.
Физкультминутка
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Поманю их пальчиком –
Пусть бегут ко мне!
Но лови, лови скорей –
Вот, вот, вот – левей, левей!
Прыг–скок, прыг–скок –
Убежал на потолок!
(Воспитатель с помощью зеркальца пускает солнечных зайчиков на стене, дети стараются их поймать.)
Игра «Догони свою тень»
2.Воспитатель: Ребята, кто отгадает загадку:
Я иду – она идёт,
Я стою – она стоит,
Побегу – она бежит.
(Тень)
Солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится тёмное пятно. Это ваше отражение, называется оно тень. Откуда эта тень? Как образуется тень? (Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень.)Где ещё есть такие тёмные пятна? На что ещё похожи наши тени? Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это можно сделать? (Дети пытаются догнать свою тень, чужую тень.)
Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей.
Тени бывают разные. Тень может двигаться, стоять на месте, танцевать – одним словом, делать всё, что делает тот, кому она принадлежит, но к сожалению, она всегда молчит. Вот какая она таинственная, молчаливая волшебница – тень.
3.Опыт. В солнечный день наполнить ванночку водой и поставить на стол возле окна, чтобы на неё падали утренние солнечные лучи. Опустить зеркальце в воду на половину и его верхняя часть опирается на край ванночки, а нижняя в воде – под углом. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Изменить положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхнуть зеркало. Что мы видим теперь?
Вывод: На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он, проходит сквозь каплю воды.