«Богатыри земли русской»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол №1
от 27 августа 2013г. Принятана заседании педагогического совета
Протокол №1
от 29 августа 2013г. Утверждена
Приказ №____
от __ августа 2013 г.
Директор Беловской СОШ
_________О.А.КурбатоваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
Составила:
Мирошникова Елена Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Богатыри земли русской» предназначена для 1 класса начальной школы.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право мне, как учителю, индивидуально выстроить свою работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у обучающихся младших классов.
Приобщать обучающихся к изучению истории необходимо уже в начальной школе. На последующих этапах исторического образования дети будут обращаться к узнаваемому материалу, решая на его основе все усложняющиеся задачи. Основная задача начального этапа обучения истории - ввести обучающихся в контекст предмета и помочь им ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности, подготовить младших школьников к систематическому изучению истории в базовой школе.
Содержание и структура рабочей программы внеурочной деятельности по курсу «Богатыри земли русской» в начальной школе построены с учетом современных дидактических и психолого-педагогических требований [от простого к сложному; минимальное количество учебных единиц; ориентация на усвоение материала в зависимости от скорости чтения младшего школьника; учет личной заинтересованности обучающихся (я - моя семья - мой населенный пункт – моя страна – временные представления – представления о предметах материальной культуры – знаках и символах) и т.д.]. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны.
Воспитание чувств гражданственности у детей - это воспитание уважения к историческому прошлому нашей родины; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Так же актуальность предлагаемых занятий по истории определяется необходимостью формирования у младших школьников способности к ориентации в культурно-хронологической информации. Поскольку в структуре учебных предметов начальной школы (или в рамках одного из них) нет разделов, обобщающих все разнообразие хронологических, картографических, предметно-исторических знаний в аспекте развития социально-исторических процессов. Здесь очевидна целесообразность и актуальность подобных занятий по истории.
Занятия по данной программе выполняют пропедевтическую функцию – готовят младших школьников к систематическому изучению истории. В результате освоения содержания программы у каждого обучающегося должна быть сформирована личностная заинтересованность в изучении истории. Тогда на следующей ступени образования возникнет качественно иное отношение к истории, как к универсальной ценности.
Содержание программы составляют: историко-культурная информация и самые общие формы ее систематизации и интерпретации с первоначальными сведениями из истории; представления о письменных памятниках (летописи, берестяные грамоты и т.д.); история происхождения имён, фамилий, родословных; история происхождения названий улиц родной слободы Белая; историей герба Курской области, сл. Белая. Кроме того, данные занятия по истории призваны дать обучающимся первичные представления по географии (материки, страны, карты и др.), хронологии (особенность датировок, эр, практикой работы с лентой времени), знаковым системам (цифры арабские и римские, условные обозначения и др.). Для реализации программы необходимо использовать методику, соответствующую познавательным потребностям и возможностям младших школьников, развивая их любознательность, творческую активность и воображение. Здесь важны и дидактические приемы, и атмосфера занятий, и смена видов деятельности на уроках.
При изучении данной программы на этапе начальной школы важнее всего научить работать с текстами, картами, хронологией, так, чтобы обучающиеся могли дополнять текст событиями и картой. Тексты должны содержать фактическую историческую информацию и быть привязаны к конкретным событиям и местам на карте. Чтобы избежать перегруженности занятий информацией, одни и те же факты могут быть использованы при изучении разных тем, дополняясь новыми подробностями и деталями.
Задачи программы и возраст обучающихся требуют соответствующих форм обучения. Для введения обучающихся в мир истории наиболее приемлемой является игровая форма – путешествие с богиней Клио и свитой ее помощников, каждый из которых представляет определенную вспомогательную историческую дисциплину. Существенно повысит интерес обучающихся приключенческая фабула, пробуждающая у них желание самостоятельно найти отгадку, совершить открытие. Содержание программы « Богатыри земли русской» дает большие возможности для подобных открытий.
Специфические сложности истории как устного предмета особенно должны учитываться в начальной школе. Для эффективного обучения младших школьников важно не только принимать во внимание тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, видеофильмы и др.), тактильные и кинестетические (модели, предметы материальной культуры). Поэтому каждое занятие должен сопровождать наглядный материал: стенд с репродукциями картин, географическими и историческими картами, словарём терминов по рассматриваемой теме (записанных на доске).
Исходя из цели и типа занятий, умело сочетая средства обучения, учитель может эффективно развивать исторические представления, формировать начальные исторические умения у младших школьников.
Для подготовки к занятиям педагогу рекомендуется опираться на дидактический комплекс авторов Е.В. Саплина, А.И. Саплиной («Введение в историю. Кн. для учителя.» и др.). Этот учебно-методический комплекс, введенный в 90-ых гг. ХХ в. в образовательном пространстве Российской Федерации отражает содержание исторических знаний в начальной школе в форме изучения вспомогательных исторических дисциплин и заслужено получил самые высокие оценки ученых, методистов, учителей и общественности. Список литературы, составленный с учетом необходимости оснащения занятий визуальным рядом, поможет педагогу сориентироваться и пополнить свои знания для успешного ведения занятия по истории.
I. Цель программы –
подготовить обучающихся к систематическому изучению предметов социально-гуманитарного цикла в базовой школе и ввести их в контекст предмета всемирной истории.
Задачи программы : формировать у обучающихся первичные представления об истории на основе изучения содержания некоторых вспомогательных исторических дисциплин на ознакомительном уровне;
развивать у обучающихся устойчивый интерес к истории и их творческие способности, через формирование у них специальных (предметных) умений, необходимых для изучения истории в базовой школе;
воспитывать чувства сопричастности к прошлому и уважения к культуре и традициям прошлого.
II. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В ходе изучения программы внеурочной деятельности по курсу «Богатыри земли русской» обучающиеся первого класса получат представления:
об истории как науке;
о единицах счета времени;
о географической карте;
о происхождении своего имени, отчества, фамилии;
об именинах своих имен;
о значении и ценности исторического наследия, охраны памятников и культурного наследия;
о значении письменности, книжной культуры и просвещения;
усвоят элементарные понятия:
история,
исторический памятник,
письменный памятник,
вещественный памятник,
летоисчисление,
лента времени,
год, век, тысячелетие, эра,
арабские и римские цифры,
поколение, семья, родословная.
научатся:
работать с текстами;
составлять свою родословную,
определять свою принадлежность по отношению к разным членам семьи;
рассказывать о названии, территории, столице, гербе и флаге своей Родины;
составлять мини-рассказы.
разовьют умения:
работать с историческими текстами;
составлять вопросы к простым тестам;
рассказывать об исторических событиях, о происхождении названия своего населенного пункта;
объяснять происхождение своего имени;
описывать герб;
работать с «Лентой времени»
соотносить год с веком ;
определять местоположение по сторонам света по карте ( показывать объекты);
III. Учебно –тематический план
№ п/п Тема занятий Количество часов
всего теория практика
1 Клио – богиня покровительница истории. 1 1 2 Кто мы? Откуда мы? 2 2 3 Моя родословная. Древо жизни. 2 1 1
4 Я и моё имя. 2 1 1
5 История на карте. Учимся читать карту. 2 1 1
6 Устное народное творчество. 2 1 1
7 Полна богатырями Земля русская. 2 1 1
8 Оружие древних воинов. 3 1 2
9 Илья Муромец – русский богатырь. 2 1 1
10 Добрыня Никитич. 2 1 1
11 Алёша Попович. 2 1 1
12 Вольга и Микула Селянович. 1 1 13 Святогор. 1 1 14 Михайло Данилович. 1 1 15 Сухман. 1 1 16 Василий Игнатьевич. 1 1 17 Михайло Потык. 1 1 18 Дунай Иванович. 1 1 19 Ставр Годинович. 1 1 20 Никита Кожемяка. 1 1 21 Садко. 1 1 22 Василий Буслаев. 1 1 23 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ –ВИКТОРИНА. 1 1
ИТОГО: 34 23 11
IV. Основное содержание программы внеурочной деятельности
по курсу «Богатыри земли русской» для первого класса
33 часа; 1 час в неделю; в том числе 1 час — резервный.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса для обучающихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
Тема №1 Клио – богиня покровительница истории (1 час)
История-наука о прошлом человечества. Как люди узнают о прошлом. Надёжные помощники Клио в изучении истории.
Тема №2 Кто мы? Откуда мы? ( 2часа)
Понятие о древнем человеке. Человек – охотник и кочевник. Просмотр презентации.

Тема №3 Моя родословная. Древо жизни.(2 часа)
Понятие «родословная»: род, предки, потомки, родственники. Понятие «Древо жизни». Правила составления «Древо жизни». Практическая работа « Мое Древо жизни». Защита своих родословных.
Тема №4 Я и моё имя. История появления моего имени. (2 часа)
Как появились имена. Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Объяснение значения имени обучающегося класса. Защита своих сообщений.

Тема №5 История на карте. (2 часа)
Для чего необходимы карты. Древние и современные карты. Материки, реки, озёра на картах. Карта России. Творческая работа по карте.

Тема №6 Устное народное творчество. (2 часа)
Знакомство с русскими загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, былинами.
Тема №7 Полна богатырями Земля русская. (2 часа)
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Признаки деления богатырей на «старших» и «младших». Положительные и отрицательные герои русских былин.
Тема №8 Оружие древнего воина ( 3 часа)
Оружие древнего воина. Русские доспехи. Знакомство с картинами русских художников «Поход русских воинов», «Битва на реке Калка». Творческая работа обучающихся. Просмотр презентации.
Тема №9 Илья Муромец – русский богатырь. (2 часа)
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Чтение былин о богатыре «Чудесное исцеление», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации.
Тема №10 Добрыня Никитич (2 часа)
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Добрыня Никитич – «младший» богатырь, сын рязанского купца, богатырь земли Русской. Главные подвиги, переданные в былинах. Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации.
Тема №11 Алёша Попович. (2 часа)
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Алёша Попович – «младший» богатырь. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей». Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации.
Тема №12 Вольга и Микула Селянович. ( 1 час)
Вольга Святославович - «старший» богатырь. Микула Селянович . Знакомство с былинами о богатырях. Чтение былин о богатырях.

Тема №13 Святогор. (1 час)
Святогор - старший» богатырь. Знакомство с былиной о богатыре.
Тема №14 Михайло Данилович (1 час)
Славный богатырь. Чтение былины, прославляющую силу богатыря.
Тема №15 Сухман. (1 час)
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.
Тема №16 Василий Игнатьевич. (1 час)
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.

Тема №17 Михайло Потык. (1 час)
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.
Тема №18 Дунай Иванович.( 1 час)
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.
Тема №19 Ставр Годинович.( 1 час)
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Просмотр презентации.
Тема №20 Никита Кожемяка. ( 1 час)
Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся.
Тема №21 Садко. ( 1 час)
Просмотр презентации. Чтение былины.
Тема №22 Василий Буслаев. (1 час)
Чтение былины. Творческая работа обучающихся.
Тема №23 Итоговое занятие. (1 час)
Викторина на закрепление пройденного материала.
V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 1 КЛАСС)

п/п Тема урока Кол-во
часов Требования к уровню подготовки обучающегося Вид контроля Домашнее
задание Дата проведения
план. факт.
1. Клио – богиня покровительница истории. 1 Знать: понятия «история», «прошлое», «археология», «библиотека», «сказания».
Уметь: отличать виды исторических источников: вещественные, письменные, устные. Беседа, работа в тетради для творческих заданий. 2 –3
Кто мы? Откуда мы? 2 Знать: понятие о народе, народной культуре, исторической народной памяти.
Уметь: определять времменые отрезки, пользоваться исторической терминологией: «вчера», «сегодня», «завтра». Беседа,
работа в тетради для творческих заданий.
4 -5 Моя родословная.
Практическая работа «Древо жизни». 1
1 Знать: понятия «мама», «папа», «бабушка», «дедушка»;
Имена своих ближних родственников.
Уметь: рассказывать о событиях своей семьи.
Составлять свою родословную. Беседа.
Работа в тетради для творческих заданий над составле-нием своей родослов-ной. Беседа с родителями о своих предках, родственниках. 6- 7 Я и моё имя.История появления моего имени.
Что означают наши имена. 1
1
Знать: своё имя, фамилию, отчество.
Имя, фамилию, отчество своих родителей.
Уметь: объяснить значение своего имени, имён своих родителей. Рассказы о происхождении имён.
Работа в тетради для творческих заданий
Беседа с родителями «Почему меня так назвали». 8-9 История на карте.
Сами читаем карту. 1
1 Знать: понятия: «материк», «суша», «река», «океан».
- расположение на карте материков. Условные знаки на картах.
Уметь: находить на карте «материки», «реки».
-распознавать на карте: лес, горы, пустыня, вода. Работа по карте, глобусу
Творческая работа по карте Изготовить шаблон РФ, Курской области.
10- 11 Устное народное творчество. 2 Знать: загадки, пословицы, поговорки, былины.
Уметь: пересказывать былины, сказки, вести диалог с учителем. Беседа, чтение книг, практическое занятие. Чтение былин, разучива-ние игр, в которые играли родители. 12-13 Полна богатырями Земля русская. 2 Знать: отличительные признаки деления богатырей на «старших» и «младших».
Уметь: различать «добро» - «зло»;
Составлять характеристику былинных героев. Беседа, работа в тетради для творческих заданий
Рисунки сказочных персонажей
Изобразить «отрицательных» героев сказочных былин. 14-16 Оружие древних воинов. 3 Знать: русские доспехи: лук со стрелами, колчан, кистень, булава, копье, дубина, рогатина…Уметь: давать определение понятий: «кольчуга», «панцирь», «шлем»,
Составлять связный и чёткий рассказ по картинкам. Беседа, работа по картинкам в тетради для творческих заданий,
показ презента-ции. Нарисовать доспехи русского воина. 17-18 Илья Муромец – русский богатырь 2 Знать: былины о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа, работа по картинкам, показ презента-ции. Раскрасить задание в творческой тетради. 19-20 Добрыня Никитич – сын рязанского купца, богатырь земли Русской.
2 Знать: былины о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа, работа по картинкам, показ презента-ции. Нарисовать русского богатыря. 21-22 Самый молодой богатырь – Алёша Попович
2 Знать: былины о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа, работа по картинкам, показ презента-ции, практические занятия. 23 Вольга и Микула Селянович1 Знать: былины о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа, работа по картинкам в творческих тетрадях. Создание образа богатыря (пластилин)
24 Святогор 1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа, работа по картинкам, показ презента-ции. 25 Михайло Данилович 1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа 26 Сухман1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа 27 Василий Игнатьевич 1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа 28 Михайло Потык1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа 29 Дунай Иванович 1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа 30 Ставр Годинович1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа 31 Никита Кожемяка 1 Знать: былину о богатыре.
Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа 32 Садко 1 Знать: былину Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанному. Беседа, работа по картинкам, показ презента-ции. 33 Василий Буслаев 1 Знать: былину Уметь: Составлять связный и чёткий рассказ по прочитанномуБеседа 34 Итоговое занятие. Викторина 1 Закрепление пройденного материала. Практичес-кая работа ИТОГО: 34 VI. Программно-методическое обеспечение:
Для учителя:
Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. - М., 1993
Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио. - М., 1994
Петрова Н. Г. Введение в историю. Рабочая тетрадь для учащихся. - М., 1996
Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М., 1991
Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3- 4 кл.: Кн. для учителя. - М., 2000
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
Климишин И.А. Календарь и хронология. - М., 1985
Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л., 1991
Успенская Л.В. Ты и твое имя - Л., 1972
Шур Я.И. Рассказы о календаре. - М., 1995
11. Интернет ресурсы.
Для обучающихся:
1. Былины о русских богатырях.
2. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М., 1991
3. Успенская Л.В. Ты и твое имя - Л., 1972
4. Интернет ресурсы.