Урок литературы в 5 классе «Богатыри земли русской»
Дробышева Светлана Степановна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №10, город Кунгур, Пермский край
Тема урока: «Богатыри земли русской»
(Урок литературы в 5 классе).
Цель: закрепить навыки определения жанровых особенностей на материале былин; повторить изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы; формировать умение выделять своеобразие художественных образов и композиций былины; вызвать интерес к русскому народному творчеству; обогатить словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к былинам; репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри»; записи на доске:
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.
А. С. Пушкин
Какая широкая, размашистая фантазия.
В. Г. Белинский
Это книга драгоценная, истинная сокровищница величайших богатств народной поэзии, которая должна быть коротко знакома всякому русскому человеку
В. Г. Белинский
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня начнем удивительное путешествие, которое запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в нашем путешествии, будут сопровождать вас всю жизнь.
Вступительная беседа.
Представьте себе зимний вечер, крестьянскую избу. Потрескивает лучина. Задумчиво певец перебирает струны. И вот негромким голосом он начинает:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец
– Я не сомневаюсь, что сейчас каждый из вас может сказать, как называется это произведение?
(Это произведение называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
– И, конечно, вы можете определить его жанр?
(Это произведение относится к жанру былины.)
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
- Как строчки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» могут быть соотнесены с понятием «былина»? Дайте определение жанра былины.
(Былина – жанр фольклора, стихотворное героическое повествование о подвигах русских богатырей, их борьбе с врагами русской земли и с жестокими и бесчестными князьями и боярами, о социально-бытовой жизни народа.)
– По каким жанровым особенностям вы определили, что прозвучал отрывок из былины?
(У былины плавный напевный ритм. Они пелись, часто под аккомпанемент гуслей. Называется имя богатыря Ильи Муромца и рассказывается, откуда и куда он едет. Именно для былины характерны повторы: «Из того ли то из города из Мурома, из того села да с Карачарова»)
– Какие особенности жанра былины вы знаете?
(Традиционные подробные описания княжеских пиров или сборов богатыря в дорогу, так называемые «общие места», или «клише»).
- Послушайте отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь»:
Стал добра коня да он заседлывать:
На коня накладывать потничек,
А на потничек накладывать войлочек,
Потничек он клал да ведь шелковенький,
А на потничек накладывал надпотничек,
На надпотничек седелко клал черкасское,
И подтягивал 12 подпругов шелковых,
Стремена накладывал булатные,
Пряжечки накладывал он красна золота,
Да не для красы-угожества –
Ради крепости все богатырской.
– Какие еще особенности характерны для былин?
(Традиционное обращение к друзьям и противникам).
– Верно. Я прочитаю обращение к друзьям и противникам из нескольких былин, а вы определите название былины, кто и к кому обращается:
а) А и гой же вы сорок тысяч разбойников,
Тех ли татей ночных да подорожников
(«Три поездки Ильи Муромца»)
б) Ты здравствуй, названный мой брат,
Названый ты брат да ведь Тугарьюшка!
(«Алеша Попович и Тугарин»)
– Для былины очень важен выбор темы. Какая из тем былины является главной?
(Прославление богатырей – воинов, защитников земли Русской, их подвигов во имя Отечества и народа русского)
– Былины посвящены славным делам русских богатырей, верой и правдой служивших своему великому народу, многовековой героической борьбе наших далеких предков.
Рассказ учащихся по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
- Кого вы видите на картине?
(На картине мы видим Илью Муромца со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Они несут караульную службу на заставе).
- Чем отличаются богатыри друг от друга?
(Богатыри отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением).
- Расскажите, что вы знаете о богатырях?
(Илья Муромец – крестьянский сын. Добрыня Никитич – знатного происхождения, из рода князей; Алеша Попович – сын попа. Их объединяет одно – в трудную минуту готовы помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью. Илья Муромец стоит в центре, мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины. Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несет свою нелегкую службу).
Илья Муромец – самый старший из богатырей. Он из небогатой семьи. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей – Соловья – разбойника, что сидел – сторожил люд проезжий и своим свистом – посвистом перебил – покалечил немало людей.
Добрыня Никитич – о нем говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет». Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Горыныча и освободил из плена много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Алеша Попович – самый молодой из трех богатырей. Он отличался силой, дерзостью, хитростью. Где в бою силы недоставало – там смекалкой побеждал. Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина – Змея жену князя Анастасию и народ русский от тягот неимоверных. Алеша хорошо играл на гуслях и не расставался с ними даже в бою.
Работа по былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
- Но былина, с которой мы сегодня познакомимся, не о том, как богатыри стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырем, узнаете о его первых подвигах.
- Беседа по вопросам.
Как назывался город и село, где родился Илья Муромец?
Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем?
Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как?
Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления?
Как называлось место, где он встретил Соловья – разбойника?
Как Илья Муромец победил его?
Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьем – разбойником?
Знакомство с пословицами о силе и храбрости.
- Во все времена люди обращались к образу богатырей. Особенно часто с встречаемся с «богатырской» темой в устном народном творчестве. Прочитайте пословицы и объясните их значение.
Храбрый побеждает, а трус погибает.
Смелость города берет.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
В богатырском сердце одна честь да любовь – к Руси – матушке.
Итог урока.
- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?
- Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны?
Микрообобщение: Итак, богатырь не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли, - тоже богатырь.
- А вы можете стать богатырями?
Многих защитников в наши дни можно назвать богатырями: и тех, кто защищает ее в наши дни, - это молодые, смелые и отважные солдаты. И я думаю, вы согласитесь со мной, что богатырями в наши дни можно назвать и спортсменов – олимпийских чемпионов.
- Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам?
Правильно, защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Ой вы гой еси, люди добрые!
Много ходим мы по родной степи,
Охраняем землю Русскую
От врагов лютых, гостей непрошенных!
Век стоит Русь – не шатается,
И века простоит – не шелохнется!
А сейчас я подарю вам талисман – «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, сильными и храбрыми, как былинные богатыри – защитники русской земли.
Домашнее задание: выучить отрывок из былины.
15