Программа по экологическому воспитанию Будем друзьями природы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 города Ельца».
Рабочая программа
по экологическому воспитанию дошкольников
«Мы в ответе за нашу природу».
Для детей возраста 5-6 лет.
Срок реализации – 1 год.
Составитель программы:
воспитатель

Почитаева Татьяна Владимировна.
Елец-2016 год.

Пояснительная записка
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Проблема загрязнения окружающей среды в нашей стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Экологическое воспитание дошкольника относится к числу коренных вопросов теории воспитания . Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры . Одновременно к этому процессу приобщаются родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления всего населения России.
В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основной идеей экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Цели и задачи-Приобщение детей к экологической культуре;
-Формирование основ экологического миропонимания;
-Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;
-Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).
-Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.
-Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.
Данная программа рассчитана на 1 год.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
Гуманистичность. Данный принцип связан ,прежде всего, с понятием экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира, как всего ландшафта, так и отдельного цветка, и т. д.
Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях . Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельностности лежит в основе нашего экологического проекта.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении строится с учетом целостного подхода, т.е , неприемлемость деления природы на живую и неживую.
Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем на примерах ближайшего окружения.
Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение было отдано принципу регионализма, а не глобализма. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для целей экологического образования были подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Системность.  Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
Преемственность. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности , отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Интеграция.  Важность ее применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка
Методы, технологии, формы обучения.
В процессе работы мной используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Наряду с традиционными методами применяю и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор, мозговой штурм ,синектика (метод аналогий) и др.
На занятиях и в обобщающих беседах использую отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы ,коллажи, кроссворды.
Широко применяю такие методы, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А.Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
В нашей работе используются предметно-схематические и схематические модели .
Технологии экологического воспитания дошкольников:
-циклы наблюдений за обитателями участка детского сада;
-систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных;
- социально значимые экологические акции;
-совместное (воспитателей с детьми) изготовление книг по литературным произведениям;
-разные типы экологических занятий.
-чтение специальной литературы о природе
- экскурсии
Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых), специально разработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный фон и обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения дошкольников к природе.
Организация экологически значимой деятельности в режиме дня.
Углубленная работа по экологическому воспитанию детей строится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной познавательно -исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы. Необходимо строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение ребенком культурных средств познания, охватить наиболее значимые представления об окружающем мире, не превышая максимальную образовательную нагрузку. Чтобы сделать занятия привлекательными и вызвать исследовательскую активность детей, воспитатель использует доступные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»:
-опыты (экспериментирование)
-коллекционирование (классификация)
-путешествие по карте и по «реке времени».
Каждый «тип исследования» создает благоприятные условия для реализации развивающих задач:
-опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей, получение представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе и т.п.;
-коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений, получение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.;
-путешествие по карте — освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ландшафтах, частях света и родной стране;
-путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории материальной цивилизации.
        Проектная деятельность осуществляется по перспективному плану, который предполагает различные формы работы с детьми и виды детской экологически значимой деятельности.
Двигательная Подвижные дидактические игры
Подвижные игры с правилами
 Игровые упражнения
 Соревнования
Игровая  Сюжетные игры 
 Игры с правилами
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Реализация проектов
Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор
Речевая ситуация
Составление отгадывание загадок
Сюжетные игры Игры с правилами
Трудовая Совместные действия
Дежурство
Поручение
Реализация проекта
Познавательно-исследовательская  Наблюдение
Экскурсии
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Игры с правилами
Музыкально-художественная Слушание
Исполнение
 Импровизация
Экспериментирование
Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы  Чтение
Обсуждение
Разучивание
Планируемые результаты освоения детьми программы.
Воспитанники должны знать:
- основы экологической культуры; некоторые особенности природы Елецкого края;
-основные признаки времен года; называть времена года, отмечать их особенности;
-значение природы для человека; знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;
-группы растений и животных;
- знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
-некоторые охраняемые растения и животные своего края (знакомство с Красной книгой Липецкой области);
-правила поведения в природе.
-бережно относиться к природе.
Воспитанники должны уметь:
-различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
-выполнять правила личной гигиены;
- различать изученные растения, животных;
-вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
-ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя.
Содержательный раздел.
1.Тематический план организованной образовательной деятельности.
Тема Цель Источник метод литературы
Познавательное развитие сентябрь Золотая осень
Закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе ранней осенью.
Упражнять в употреблении глаголов и прилагательных; учить логически мыслить, четко формулировать свои ответы и составлять сложные предложения. Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Откуда хлеб пришел Закрепить знания детей о том , что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб
дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу
Расширять словарный запас существительных (хлебороб, нива, ток), развивать связную монологическую речь. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой ,
В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
Октябрь Фрукты Закреплять знания детей о фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Овощи Закреплять знания детей об овощах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Деревья и кустарники на нашем участке (беседа) Цель: Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Задачи: Формировать знания детей о понятиях «дерево», «кустарник», «травы», учить детей называть отличительные особенности деревьев, кустарников. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. Воспитывать бережное отношение к природе Развивать мышление, внимание, память.. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011
На лесной поляне выросли грибы Цель: Расширять знания детей о грибах. Задачи: Познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов. Научить различать съедобные и несъедобные грибы. Активизировать словарь: грибница, пластинки, губчатый, споры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать внимание, мышление, связную диалогическую речь. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011
Перелетные птицы Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить существенные различия, закрепить представления о пользе птиц.
Упражнять в употреблении приставочных глаголов. Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Ноябрь Поздняя осень Уточнить знания детей об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней осенью.
Активировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Домашние животные Закреплять знания детей о домашних животных.
Упражнять в составлении описательных рассказов. Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Дикие животные Закреплять знания детей о диких животных.
Упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных; учить согласовывать существительные, прилагательные глаголы и числительные в речи.
Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Декабрь Покормите птиц зимой.
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Развивать внимание, мышление, связную диалогическую речь. В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие + Селихова
Январь Зима полна серебра.
Обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе
Совершенствовать грамматический строй речи В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие
Февраль Животные нашего края. Волк и лиса - лесные хищники.
Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о
приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши,
острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять
детей в умении сравнивать и описывать животных.
См. конспект
Март Весна Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животного и растительного мира.
Активизировать употребление в речи глаголов, лексических единиц по теме. Л...Г.Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
Апрель Цветы Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах
Расширять словарный запас Л...Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Май Насекомые Обобщать представления детей о многообразии насекомых. Упражнять в различении и назывании наиболее часто встречающихся насекомых
Развивать диалогическую связную речь. Л...Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Речевое развитие сентябрь Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Формировать умение рассказывать, ориентируясь на план, приобщать к восприятию поэтических произведений о природе Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание и память. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»
Рассматривание и описание картины И.Шишкина «Рожь» Обогащать и активизировать словарь, формировать умение составлять описательные рассказы по картине, прививать любовь к искусству. Развивать фонематическое восприятие. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.,
Составление рассказа «Дары природы» Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки, поощрять попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее. Воспитывать желание говорить правильно, развивать мелкую и общую моторику Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.
Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса» Познакомить детей с интересной формой работы - интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Развитие слухового внимания и памяти Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
октябрь Пересказ художественного произведения. Я.Тайц
«По грибы» Продолжать формировать умение у детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Формирование умения ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
Пересказ сказки Э.Шим «Соловей и вороненок»
Формировать умение у детей пересказывать текст целиком и по ролям.
Развивать словарь, устную монологическую речь 
формировать навыки общения, правильного поведения В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»
ноябрь Составление рассказа на тему «Домашнее животное» Формировать умение рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для для рассказа интересные факты и события
Развитие артикуляционной моторики О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»
Составление рассказа по картине «Ежи» Формировать умение составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о жизни диких животных, активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Развитие зрительного восприятия и узнавания О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»
Пересказ художественного произведения Е.Чарушина «Воробей»
Формировать умение самостоятельного пересказа, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
декабрь Составление описательного рассказа на тему «Зима» Формировать умение при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений.
Развитие навыков соотносительного анализа О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с.76
январь Пересказ художественного произведения Л.Толстого «Лев и собачка»
Формировать умение пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности содержания.
Формирование умения ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
февраль Составление рассказа по картине «Северные олени» Формировать умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных , подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных.
Развитие словесно-логического мышления О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»
март Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели»
Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
Чтение стихотворений о весне Продолжать приобщать к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
Развитие представлений о времени В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»
апрель Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная». Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная».
Развитие слухового внимания и памяти В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»
Составление творческого рассказа о весне
Формировать умение составлять рассказы, отвечать на вопросы, выделять основные признаки весны.
Формирование умения ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой ,
май Цветущий луг. Познакомить с растениями луга; учить отгадывать загадки; формировать бережное отношение к растениям
Развивать словарь, устную монологическую речь 
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой с 365
Рассказывание по серии картин. Составление описательного рассказа «Утро в деревне»
Формировать умение составлять повествовательный рассказ по одной из картин, придумывая предшествовавшие и последующие события; развивать творческое воображение, память; уточнить знания о домашних животных.
Развитие познавательной активности детей Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи», с.107
Изодеятельность Рисование сентябрь Натюрморт с овощами (Рисование восковыми мелками)
Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта). Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов.Активизировать знакомые слова в самостоятельно речи. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Фрукты
Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов. Учить детей рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов, передавая форму, размер и расположение предметов.
октябрь Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Нарисую любимое дерево.
Учить рисовать деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (берёза, дуб, ива, осина), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения См конспект
„Что нам осень принесла“»
грибы
Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр.
Развивать воображение, наблюдательность.
Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
«Птицы синие и красные» Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления.
Развивать операции: мышление, наблюдательность, тактильное восприятие. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
ноябрь Идет дождь
Учить детей образно отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить детей пользоваться приобретенными приемами разнообразной передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым и цветными карандашами(цветными восковыми мелками). Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, умение согласовывать речь с движением. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
Животных рисовать люблю Познакомить с особенностями иллюстраций художника Е.Чарушина; развивать навыки работы с кистью, образные представления, воображение; совершенствовать умение изображать животных, передавая их строение, величину, окраску.; формировать у детей устойчивый интерес к изодеятельностиРазвивать связную монологическую речь, упражнять в подборе синонимов. Павлова -29
Ежик
(Оттиск скомканной бумагой)
 Учить отображать особенности фактуры изображаемого предмета. Развивать образное мышление при отгадывании загадок.
Развивать операции: мышление, наблюдательность, тактильное восприятие. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
декабрь Снежинки
(Рисование восковыми мелками и акварелью)
Учить рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус.
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) См.конспектянварь Детки в клетке
(Рисование восковыми мелками и акварелью)
 Учить рисовать простым карандашом животных, передавая их характерные признаки, отрабатывать передачу формы и пропорций. Упражнять в закрашивании изображения восковыми мелками, проводя штрихи в одном направлении, без просветов, используя разный нажим на мелок. Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью
Развитие навыков соотносительного анализа Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
«Роспись олешка»    Учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделять основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их.
Развитие зрительного восприятия и узнавания Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
февраль Снеговик
(Тычок жесткой полусухой кистью)
Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью. Воспитывать отзывчивость и доброту
Развивать операции: мышление, наблюдательность, тактильное восприятие.
Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
март Солнышко,
нарядись! Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам)
Развивать связную монологическую речь. Лыкова И.А. «Изобразительная дея тельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».-СТАРШАЯ ГРУППА. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.
апрель Рисование по замыслу Фантастическиецветы Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков
Развивать связную монологическую речь. Лыкова И.А. «Изобразительная дея тельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».-СТАРШАЯ ГРУППА. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.
май Бабочки летают над лугом Учить отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе, передавать контуры бабочекнеотрывной линией. Формировать умения сочетать в рисунке акварель и гуашь, готовить нужные цвета. Развивать цветовое и эстетическое восприятие. Воспитывать умение видеть красоту окружающей природы. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
Лепка сентябрь Овощи на тарелке
Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Фрукты в вазе
Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок) 
Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творческое мышление. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
октябрь На лесной полянке выросли грибы Учить детей лепить грибы, передавая характерные признаки : углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающаяся ножка. Развивать чувство композиции. Воспитывать самостоятельность. Совершенствовать мелкую моторику рук. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
Красивые птички(По мотивам народных дымковских игрушек)    Развивать эстетическое восприятие . Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творческое мышление. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
ноябрь Листья танцуют и превращаются в деревья Знакомство с техникой рельефной лепки; пластическое преобразование одних форм в другие (листьев в деревья)
Развивать связную монологическую речь. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
"Лошадки" (мо мотивам дымковской игрушкиПродолжать знакомство детей с особенностями декоративной лепки.
Задачи: Формировать умения детей лепить фигуру из глины по народным (дымковским) мотивам приемом раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
декабрь Еж Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнении изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
январь ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ (ЛЕПКА)
учить лепить разнообразных птиц; развивать представления о цвете и цветовых оттенках; поощрять творческую инициативу; воспитывать желание помогать животным и птицам. См конспект
февраль Мы поедем, мы помчимся... (упряжка оленей) Цель: Формировать умения детей создавать сюжетную композицию.
Задачи: Формировать умения детей лепить оленя, передавая характерные особенности: крупное туловище (валик), тонкие ветвистые рога (вытягивая и прищипывая ветвистые выросты). Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.
Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
март Солнышко,
покажись! Создание солнечных (рельефных) образов пластическими средствами по мотивам декоративно-прикладного искусства И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
апрель Цветок в горшке (Лепка из пластилина) 
Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. Закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Учить соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев Развивать операции мышления: классификация предметов, абстрагирование, построение умозаключений Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Паучок на паутине Учить использовать для создания образов объектов природы разнообразные способы лепки: отмерять отрезки нужной величины, передавать форму паучка; поощрять творческую инициативу Развивать зрительное восприятие, память. Павлова - 191
май Плоды о г о р о д а
Закреплять приемы вырезания круглых и овальных форм из квадратов и прямоугольников путем срезания углов; разрезать прямоугольник на два треугольника. Учить передавать форму и цвет овощей. Закреплять умение правильно работать ножницами и аккуратно пользоваться клеем. Развивать операции мышления – классификация предметов, абстрагирование, построение умозаключений Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Аппликация
сентябрь «Блюдо с фруктами и ягодами»  Продолжать отрабатывать приемы вырезания предметов круглой и овальной формы. Учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.Развивать зрительное восприятие, память. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
Золотые берёзы Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник Развивать зрительное, тактильное восприятие, расширять словарный запас. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
Под грибом
Учить вырезать полуовал из прямоугольника путем округления верхних углов, вырезать круг из квадрата. Учить делать из цветной бумаги траву путем обрывания ее по верхней лилии. Продолжать учить резать квадрат по прямой ш полосы, складывать их пополам и наклеивать частично за кончик, имитируя капельки дождя. Учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать интерес к сказкам.
Развивать образное восприятие и воображение. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Сказочная птица Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.Развивать зрительное восприятие, память. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
Цыпленок и утенок Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика
Развивать зрительное, тактильное восприятие, расширять словарный запас. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
Еж
Учить вырезать большой овал из прямоугольника и оформлять его «зубчиками», передавая образ колючего ежа; вырезать треугольник из квадрата. Продолжать учить объединять части в единое целое и дополнять аппликацию мелкими деталями (вырезанные ножки ежика; грибы и листья на спинке ежика; трава и т.д.). Закреплять навыки наклеивания деталей поделки. Развивать образное мышление при отгадывании загадок.
Развивать образное восприятие и воображение. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
декабрь Ворона
Учить детей вырезать из заготовок разной формы отдельные детали и составлять из них образ птицы. Продолжать развивать умение аккуратно наклеивать детали на лист бумаги; с помощью мелких деталей самостоятельно оформлять поделку (ветка дерева, клюв вороны и т. д.).
Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
январь Елочки-красавицы
(панорамныеновогодние
открытки) Изготовление поздравительных открыток-самоделок с сюрпризом (симметричным способом) Развивать зрительное восприятие, память. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
февраль Тарелка, украшенная ягодами
Закреплять приемы вырезания кругов и овалов из квадратов и прямоугольников путем округления углов. Закреплять умение правильно работать ножницами и аккуратно пользоваться клеем. Продолжать учить украшать вырезанными ягодами силуэт тарелки, гармонично подбирать формы и цвета, соблюдая симметрию в создании узора. Развивать глазомер.
Развивать образное восприятие и воображение. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
март Весенний букет
(настенная открытка, этикет поздравлений) Вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; декорирование цветка разными приёмами
Развивать образное восприятие и воображение. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
Солнышко,
улыбнись! . Вызывать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации. Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. Показать варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилистники, треугольники, трапеции, зубчики) и способы их изготовления. Развивать чувство цвета, формы и композиции.
Развивать образное восприятие и воображение.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
апрель Нежные
подснежники Учить детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику - составлять аппликативный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать зрительное, тактильное восприятие, расширять словарный запас. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
май Запестрел цветами луг
Коллективная работа.
Накладная аппликация из вырезанных частей предмета)Познакомить детей с многообразием луговых растений. Учить создавать образ цветка из вырезанных деталей методом наложения. Развивать творчество при создании своего цветка. Закреплять умение создавать коллективную работу. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать зрительное восприятие, память. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2007
«Нарядные бабочки»
Цель: Развивать творческие способности детей. Задачи: Формировать умения детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию графическими или аппликативными средствами. Показать варианты формы и декора крылышек бабочек. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать умение видеть красоту окружающей природы. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014, стр. 204
Конструирование Сентябрь-октябрь-ноябрь Игрушки из природного материала Формировать умение работать с природным материалом, используя различные способы соединения, развивать воображение. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) Лиштван З.В.
Конструирование

май Бумажный лужок

Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции методом сотворчества и обыгрывания в различных жанрах, учить конструировать образы животных из бумаги на основе представления о внешнем виде
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величинаИ.А.Лыкова Художественный труд в детском саду
2.Конспекты образовательной деятельности.
Животные нашего края. Волк и лиса - лесные хищники. (Познание)
Цель: Уточнить представления детей об образе жизни лисы
и волка в зимнее время. Формировать представление о
приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши,
острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять
детей в умении сравнивать и описывать животных.
Воспитатель. Ребята, шла я сегодня в наш детский сад и прямо на пороге нашла письмо. И знаете, от кого? От лисы и волка. Рассказывают они о своей тяжкой доле: охотники преследуют их, зимой еды нет, приходится в любой холод рыскать по лесу. А ведь они обитают и в лесах нашего края.
Давайте подумаем, так ли плохо живется волку и лисе. А для того , чтобы это определить, давайте превратимся: девочки-в лисичек, а мальчики – в волков.
А победит тот , кто полнее и интереснее расскажет нам о своем животном.
(В помощь детям вывешивается мнемотаблица)
7677156858000
Примерный текст рассказа.
Волк - животное хищное. Вся сущность волка нацелена на то, чтобы выжить самому, догнать и побороть добычу. Поэтому этот зверь на севере имеет теплую шубу, острые клыки, хороший нюх на чужие следы, сильные когти и лапы. Бегает волк - дай бог каждому! Им можно восхищаться, настолько это животное по-своему прекрасно в движении, во время борьбы за добычу. Поэтому и говорят в народе про этого опасного зверя: "Волка ноги кормят" Охотится волк на копытных животных, диких и домашних: оленей, коров, овец, лошадей, косуль и других. Не брезгует волк маленькими животными: например, зайцами, дворовыми собаками. Бедные зайчики должны прятаться от голодного серого в лесу и степях, сбивать его со следа, с толку, потому что если тот догонит, то пушистому конец. Волк - любимый образ в народных сказок. Его так и зовут - "Серым". Волки опасны для людей, особенно, когда на человека нападает стая. А охотятся волки, чаще всего, в стае, ведь так легче загнать добычу. Олени и сохатые хорошо умеют отбиваться рогами и копытами. Они легко топчут одинокого волка, но против стаи "серых" мало что могут поделать. Одинокие волки встречаются в природе нечасто, они, зачастую, тоже стремятся найти "своих" и присоединиться к ним.
Аналогичный рассказ составляется о лисе.
Психологическая разгрузка.
Воспитатель предлагает детям разместиться поудобнее, закрыть глаза. Мы превращаемся в волка и лису. Мы дышим свежим воздухом леса. Мы любуемся деревьями в лесу. Нам хорошо и спокойно.
Воспитатель: Дети, вы бы хотели получше познакомиться с волком и лисой? Давайте напишем им письмо и пригласим в гости.
Письмо волку
Адрес.
Куда: Лесная страна, темный лес, логово в чаще.
Кому: Волку Обыкновенному.
Профессия: хищник. Уничтожает больных и слабых животных. Является «Лесным доктором».
Особые приметы: острые зубы, сильные челюсти, хорошее чутье, очень выносливый, сильный.
Одежда: шерсть - серый густой мех, защищает от холода.
Меню: мясо диких и домашних животных.
Враги: люди.
Уважаемый волк!
Приезжай к нам в лес. Там тоже есть волки. Мы думаем, что ты подружишься с ними. Вы побегаете, может, и поедите. Там есть несколько волчьих логовищ. Ночью в лесу никого нет. До свиданья, волк!
Письмо лисе
Адрес.
Куда: Лесная страна, темный лес, нора между корнями деревьев.
Кому: Лисе Обыкновенной.
Профессия: хищник. Ловит мышей, кур.
Особые приметы: пушистый хвост, мягкие лапки, острые когти на ногах, чтобы ловить мышей. Острые зубы, хороший нюх.
Одежда: рыжий мех. Осенью прячется в сухих зарослях.
Меню: мыши, полевки, мелкие животные, дикие и домашние птицы.
Враги: человек, собаки, волки и медведи.
Уважаемая рыжая лиса!
Мы приглашаем Вас посетить наши леса и пожить в них. В них Вы найдете места, где никто не сможет Вас потревожить. Здесь Вам не будет скучно, так как в наших лесах водятся кабаны, волки, лоси. Вы сможете охотиться на зайцев, мышей, кротов, куропаток. Здесь Вас не будут беспокоить люди, так как охота разрешается только в определенные сроки.
Через несколько дней дети получают ответы от лисы и волка, воспитатель с детьми читает.
Нарисую любимое дерево.(Рисование)
Задачи. Учить рисовать деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (берёза, дуб, ива, осина), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Предварительная работа. Экскурсия в Петровский парк, рассматривание деревьев. Сбор красивых листьев. Рассматривание изображений деревьев в репродукциях картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершённые рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (берёза, дуб, ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».
Содержание занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы опять отправимся на экскурсию в Петровский парк. Только она будет воображаемая. Мы вспомним деревья, которые видели в парке. А в этом нам поможет игра-кроссворд. Разгадывая загадки о деревьях. Мы постараемся оживить нашу память.
Кроссворд «Деревья нашего парка».
А теперь мы превратимся в художников и постараемся изобразить любимое дерево на бумаге.
Воспитатель выставляет на мольберте несколько пейзажей.
Проводит маленькую искусствоведческую беседу по содержанию картины И.Левитана «Берёзовая роща», задавая вопросы: что изображено на картине: какое время года и какое время суток (как об этом догадались?), какой это лес (берёзовая роща), какое настроение вызывает картина?
Воспитатель. Нарисовать так, как это сделал И. И. Левитан, непросто. Всем известным художникам пришлось долго учиться и много рисовать, изображая предметы так, чтобы они выглядели, как настоящие. Вот и мы с вами будем учиться рисовать разные деревья так, чтобы все могли сразу их узнать. Но сначала посмотрим, чем они отличаются.
(Рассматривают разные деревья)
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение березы.

Почему про эти деревья говорят «белоствольные» или «столбы белые»?
А по каким еще признакам мы можем узнать березку? Как расположены веточки у березы? Какие у березы листочки? (Ответы детей.)
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение дуба.

-Почему про дуб говорят «могучее дерево»? Какие у него листья? Какой ствол? (Ответы детей.)
-Как видите, каждое дерево имеет свои особенности. У одного ветви опущены вниз, у другого - смотрят вверх. У березы кора белая, гладкая, а у дуба - толстая, морщинистая. Все эти отличия должны быть отображены в рисунке, чтобы нарисованное дерево было узнаваемым.
Показ приемов работы.Воспитатель. Начнем наш рисунок с того, что определим, как нам нужно расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. Я расположу лист горизонтально, поскольку хочу нарисовать на нем три дерева. Затем я простым карандашом тонкими линиями нарисую контуры деревьев. После этого подберу карандаши нужного цвета и раскрашу стволы деревьев, нарисую листья, а также не забуду нарисовать землю, иначе деревья у нас будут без корней «висеть в воздухе». Воспитатель показывает на демонстрируемых рисунках некоторые приёмы изображения: ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки - кончиком, ветки берёзки нарисуем тонкими, изогнутыми.
Учебные рисунки воспитатель убирает и напоминает детям задание: нарисовать лиственные и хвойные деревья, чтобы они были, как настоящие. Дети рисуют деревья по своему желанию - на одном или на нескольких листах бумаги.
Во время рассказа воспитатель показывает детям приемы рисования разных деревьев. Практическая работа.Дети рисуют березу, дуб, клен.
Итог занятия.Рисунки детей выставляются на стенде.
Воспитатель. Вот какой чудо-лес вырос у нас в группе. Могучие дубы, веселые березки, красавцы-клены - все они разные, но так нужны нам. Деревья украшают нашу землю. Из них делают много полезных вещей: мебель, лодки, бумагу, карандаши н г. д. Деревья обогревают наши жилища. А еще они очищают воздух. Деревья очень важны для нас. Поэтому надо беречь каждую веточку, каждый росточек. Без леса жизнь на Земле будет просто невозможна.
И в дождь, и в зной
Поможет этот друг,
Такой зеленый и хороший,
2577465125730Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Снежинки
(Рисование восковыми мелками и акварелью)
Программное содержание. Учить рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус.
Раздаточный материал. Акварельная бумага, восковые мелки или свечи, акварельные краски, широкие мягкие кисти или губки, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, сейчас я расскажу вам зимнюю сказку. В городе Снежинске жила-была снежинка. Жила она в своем ледяном домике на самом верхнем этаже. Она играла в ледяные кристаллики, и было ей так одиноко. «Вот были бы у меня подружки-снежинки, мы бы вместе играли, танцевали, пели под музыку бабушки-вьюги. И вместе нам было бы очень весело. Мы пекли бы из снега пирожки и пили чай. Но подружек у меня нет!»
Воспитатель. Грустная сказка, правда, ребята?
Ч то же нужно сделать, чтобы она была веселой?
Ответы детей.
Ей нужно нарисовать подружек.
Пальчиковая гимнастика.
– Опустись, снежинка, -поглаживают пальцами ладонь руки
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,(круговыми движениями пальцев водят по другой руке)
Отдохни немножко! – встряхивают руками
– Ишь, какая хитрая! – грозят пальцем
Думаешь, не знаю:
На ладошке теплой (сжимают –разжимают кулаки).
Сразу я растаю!
Затем воспитатель предлагает изобразить восковыми мелками красивую пушистую снежинку, рисуя пересекающиеся в центре длинные линии, дополняя их короткими черточками и округлыми линиями. Можно нарисовать несколько снежинок. А затем акварельными красками тонировать лист бумаги.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь)В конце занятия все работы рассматривают вместе с детьми и выбирают наиболее симметричные и тонкие узоры.
- Какая снежинка вам больше нравится? Почему?
Посмотрите какой узор получился .На что это похоже? (Кружева, кристаллики, елочки и т.д).
-Теперь нашей снежиночке из сказки не будет грустно с такими подружками.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ (ЛЕПКА)
Цели: учить лепить разнообразных птиц; развивать представления о цвете и цветовых оттенках; поощрять творческую инициативу; воспитывать желание помогать животным и птицам.
Оборудование: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (синицы, воробьи, снегири и др.), пластилин, стеки, дощечки , салфетки.
Предварительная подготовка: беседа с детьми о птицах, зимующих в наших краях; изготовление кормушек, развешивание листовок; наблюдение за птицами, прилетающими кормиться.
Ход занятия
Создание мотивации.Воспитатель.
Ребята, удивительное чудо случилось сегодня со мной. Очень морозно сейчас на улице .И вдруг… я услышала, как воробышки и синички просят меня о помощи. Летом птицы радуют пас своим пением, красотой. А еще они спасают наши леса, сады от вредителей. Но мы тоже должны заботиться о птицах. Ведь зимой им так трудно найти корм. Как мы можем помочь птицам? (Ответы детей.) Да, нам нужно развесить для них кормушки и насыпать корма.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
А. Яшин
-А какие птички прилетают к нашей кормушке? (Ответы детей.) (Воспитатель прикрепляет изображения птичек к фланелеграфу.) Да, много к кормушке прилетает воробьев.
За что люблю я воробья?
За то, что он
Такой,
Как я :Когда приходят
Холода –
Не улетает
Никуда!
В. Левин
Синички - тоже частые гости. Вороны, сороки, снегири - все могут получить еду у нашей кормушки.
Давайте вспомним, какие они чудесные слепим их и посадим на нашу кормушку. Пусть они и в группе радуют нас.
Воспитатель напоминает детям приемы лепки птиц. Напоминает о разной окраске грудок птиц( ее можно изобразить приемом налепа)

Воспитатель. Вот сколько птичек слетелось к нашей кормушке! Тут и снегири с розовыми грудками, и синички - с желтыми, и воробышки. Прилетайте, все птички! У нас корма на всех хватит.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
3.Проектная деятельность «Природный мир Липецкого края»
(См.Приложение №1)
4.План мероприятий по сотрудничеству с родителями
Работа с родителями
Сентябрь-октябрь-ноябрь
Сбор природного материала, гербария, лекарственных растений для проведения образовательной, опытно-экспериментальной, познавательной деятельности
Выставка рисунков на тему осени
Выставка "Диковинный урожай"(необычные по форме и цвету овощи, фрукты)
Обеспечение детей наглядными материалами для образовательной деятельности по экологии( составление альбомов «Птицы нашего края», «Животные Средней полосы России» и др.
Подготовка фотовыставки "Собираем грибы"
Декабрь-январь-февраль
Изготовление кормушек для зимующих птиц, расклеивание листовок о помощи птицам на близлежащей территории .Составление презентации о любом животном или птице родного края.
Выставка рисунков на зимнюю тему
Конкурс поделок
Подготовка атрибутов для опытов
Участие в конкурсе чтецов «Наши друзья – птицы» в качестве жюри
Март-апрель-май
Привлечение родителей к посеву рассады для клумбы на участке
Посадка новых цветов на клумбах
Изготовление скворечников
5.Сценарий мероприятия для родителей.
Экологическая гостиная.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и дошкольного учреждения. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью экологического воспитания ребенка вместе со взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей. 
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» (Е.П. Арнаутова)
Задачи:- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;- объединение усилий для экологического воспитания детей; обогащение знаний родителей по формированию природоохранных и природосберегающих представлений у детей.- развитие творческого педагогического потенциала родителей.- создание атмосферы общности интересов родительского коллектива.- осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Предварительная работа: 
-анкетирование родителей с целью выявления знаний по экологии;
Анкета.
Уважаемые родители! Данная анкета поможет нам наиболее эффективно выстроить работу по воспитанию экологической культуры наших детей.
1. Считаете ли Вы экологические проблемы в современном мире актуальными? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как Вы понимаете термин «Экологическая культура»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Нужно ли, на Ваш взгляд, уделять внимание данному направлению в воспитании ребенка дошкольного возраста? Почему? _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Беседуете ли Вы с ребенком о необходимости охраны и бережного отношения к природе, растениям, животным? ______________________________________________________
5. Читаете ли Вы дома детскую литературу природоведческой, экологической направленности? _________________________________________________________
6. Замечаете ли Вы в высказываниях, поведении Вашего ребенка любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе, миру растений и животных? __________________________________________________________________7. Какими методами, на Ваш взгляд, можно привить любовь и бережное отношение к природе у ребенка дошкольного возраста? __________________________________________________________________Благодарим за сотрудничество!
- подготовка для каждого родителя памятки поведения в природе.
- стенд «Сбережем планету !», папка-передвижка «Экология – дошкольнику», буклеты «Экологическое воспитание дошкольника»; выставка научно-популярной, методической и детской литературы природоведческого и экологического содержания
Ход мероприятия
1.Вступление.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить об экологическом воспитании наших детей. Экологическое воспитание дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
2.Конкурс чтецов (Чтение стихов на экологическую тему)
3.Сценка «Ромашка» и «Травяная ведьма».
Девочка «Ромашка» сидит с букетом лекарственных трав в руках.
Ромашка.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок
(протягивает пучок дурмана)
Ромашка.
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава,
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его.
Травяная ведьма убегает.
Ромашка.
Ох, уж эта травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость:
То корешок ядовитый подсунет,
То травку несъедобную.
Крадучись, возвращается Травяная ведьма.
Травяная ведьма.
Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.
Ромашка.
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
Загораживает детей от ведьмы.
Она грозит Ромашке кулаком и убегает.
Ромашка.
Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем
От таких лихих, как эта
Собирательниц букетов.
В книгу красную они
Уже давно занесены.
Мы их рвем не на потеху
Их даров лесного царства
Люди делают лекарства.
4.Беседа с родителями о Красной книге Липецкой области.
Показ презентации «Красная книга нашего края»
5Эстафета «Пройди через ручеек»
Дети и родители делятся на две команды. Играющие перекладывают дощечки, попеременно для правой и левой ноги, передвигаясь от начала до конца, перепрыгивая с кочки на кочку.
6.Заключительная беседа с родителями.
В гармонии и дружбе
С природой будем жить.
Давайте все мы будем
Природный мир любить!
-Была ли полезной для вас эта встреча?
-Что нового вы узнали?
-Как собираетесь использовать знания по экологии в воспитании своих детей?
5.Описание развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию .Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Модель предметно-развивающей экологической среды в группе.

1.Календарь природы
Календарь природы – ценное пособие для ознакомления детей с природой.
Дети знакомятся с временами года, месяцами, днями недели, частями суток и ежедневно отображают это в календаре, дети отслеживают изменения сезонов, месяцев, погодные явления, температуру воздуха (тепло, холодно, жарко, очень холодно, основные праздничные дни.

2.Растения уголка природы
Растения доступны для наблюдения и ухода за ними, безопасны для детей, соответствуют возрасту. Имеются орудия труда для рыхления, полива, опрыскивания, пересадки растений. При работе с природными объектами реализуется принцип эмоционально-чувственного восприятия детьми окружающего мира. У ребят меняется взгляд и отношение к объектам природы, если они не только сами посадили, но и дали имя, вырастили своё растение

3.Исследовательская лаборатория
Здесь осуществляется опытно-экспериментальная деятельность, ведутся наблюдения за живыми и неживыми объектами природы.
В лаборатории имеются: колбы, различные емкости, лейки, тазики, весы, мерные ложки, мерные стаканы, лупы, природный материал, кусочки кожи, меха, ткани, бумага, , мука, различные крупы.

4. В экологической библиотечке подобрана художественная литература о природе, животных и птицах. Книги, альбомы выставляются по мере необходимости, меняются по времени года. В библиотечке находятся тематические альбомы о природе: «Весна», «Животные Крайнего Севера», «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Растения водоёмов», «Животные жарких стран» и др.


5.Лепбук «Животный мир Липецкого края»
Данный лепбук знакомит дошкольников старшей группы с животными именно Липецкого, родного края.
Центральное полотно «Природный мир Липецкого края » оформлено в виде пейзажа нашей местности, а именно Воргольских скал, знакомых большинству наших детей, и позволяет ребенку самостоятельно определить среду обитания животных.
(См.Приложение6.Дидактические игры экологического содержания.
Использование собранных дидактических материалов повышает интерес к изучению окружающего мира и природных объектов.
Разрешение экологических задач и ситуаций предполагает наличие знаний  детей о природе, о правилах поведения.



Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Созданная предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство эмоционального положительного. заботливого, бережного отношения к природному миру , желание охранять его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Мы, вместе с родителями, активно работаем над пополнением и обновлением необходимого игрового и обучающего материала, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей.
Используемая литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011
6. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. -Издательский центр «Цветной мир», Москва, 2014
7. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007
8.Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007
9.Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007
8.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007
10. В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие» Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Воронеж: ИП Лакоцетин С.С.,год: 2010
11. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007
12. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
13.З. В. Лиштван «Конструирование.» Пособие для воспитателя дет. сада. М:Просвещение,1981г.
14. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010
15. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
16. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
17. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.
18. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
19. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
20. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.
21. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
22. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.