Конспект урока по биологии 8 класс Строение и функции кожи


Урок разработан учителем биологии МОУ Непецинская СОШ Клениной Н.А.
«Строение и функции кожи»
урок по биологии 8 класс
Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями.
Задачи урока:
обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляторной функциями кожи;
развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку
Тип урока: усвоение новых знаний с использование технологии критического мышления.
Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые, дедуктивные (от общего к частному), самостоятельная работа с элементами беседы.
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь, вы определите сами при помощи подсказок.
- Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
- Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
- Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
- Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
Когда перечисляют составляющие человеческого организма, ее обычно “обижают” – о ней забывают. Между тем это самый крупный орган осязания. У взрослого ее площадь достигает 1,7 – 2 м2, а вес – 2-3 кг. Его называют “зеркалом здоровья и болезни”. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган тесно связан с нервной системой. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.
Учитель: Верно, сегодня мы будем говорить о коже и тема нашего урока « Строение и функции кожи человека» (записываем число и тему урока в тетради)
Кожа не является незнакомым для вас органом. Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому в начале урока предлагаю, вам познакомится, со строением кожи. Для этого мы будем использовать интерактивную таблицу.
Обратите внимание, что кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы, или собственно кожи и гиподермы, или подкожной жировой клетчатки. ( Термины отдельно при помощи магнитов закрепляются на доске).
Учащиеся: по ходу объяснения составляют в тетради схему «Строение кожи». После чего проверка полученного результата.
Учитель: Пришла пора поговорить о функциях кожи. У вас на столах лежит текст.
Прочитайте предложенный текст и выпишите все найденные вами функции кожи.
   На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.   Благодаря плотности эпидермиса, упругости волокон дермы и мягкой подстилки кожа предохраняет расположенные под ней ткани и органы от механических травм. Упругость подстилки, состоящей из подкожной жировой клетчатки, и строго упорядоченное расположение волокон дермы придают коже свойство амортизатора.   Поверхность эпидермиса смазана кожным салом, вырабатываемым сальными железами. Эта жировая мантия предохраняет кожу и подлежащие ткани от вредного действия химических веществ.   На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.   В коже находятся потовые и сальные железы. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной в ней  поваренной соли и 1% органических веществ – мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Усиленное потоотделение освобождает от излишнего напряжения почки, что иногда используется с лечебной целью при их заболевании. Вместе с потом из организма выводятся ядовитые вещества, попавшие в организм с пищей, а также задержавшиеся в нем лекарственные вещества.   Через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода. Здоровая кожа – плохой проводник тепла и электричества, а наличие в ней пигмента меланина защищает от чрезмерного воздействия световой энергии.     Кожа участвует в теплорегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения.   В коже размещено огромное количество чувствительных нервных окончаний. Так, на 1 см2  кожи имеется около 100-250 таких окончаний. Прикосновение, давление, вибрация, боль, холод и тепло, осязание предметов: все это воспринимается кожей. Учитель: Проверьте свою работу.Учитель: Поговорим подробнее о рецепторной функции кожи. ( Интерактивные анимации).
Учитель: Проведем самонаблюдение.
1. Рассмотрите сначала без лупы, а потом через нее кожу тыльной стороны кисти руки. Какая кожа по цвету? Почему? Что просвечивает? Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи? Посмотрите на подушечки пальцев. Что вы там видите? Где используется этот рисунок?
2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаружите? Какую функцию выполняет это свойство?
3. Возьмите тонко очинённый карандаш или циркуль. Осторожно прикасайтесь острием карандаша или циркуля к различным участкам кожи на тыльной поверхности кисти около сустава между кистью и предплечьем. При достаточном терпении вы заметите, что воздействие острия в одних местах ощущается как прикосновение, в других как укол, в третьих как тепло или холод. Чем это объясняется?
Учитель: Используя свои записи, составленную схему, учебный текст, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций кожи»
Учащиеся: работаем с интерактивной таблицей, в которой надо распределить термины, расположенные внизу таблицы по соответствующим колонкам.
Слой Строение Функция
Эпидермис Многослойный ороговевающий эпителий. Верхний слой - мертвые роговые чешуйки; нижний слой - базальный (деление). Защитная
Дерма Плотная волокнистая соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей. Защитная
Чувствительная
Дыхательная
Обменная
Терморегуляторная
Подкожная жировая
клетчатка Рыхлая соединительная ткань Защитная
Терморегуляторная
Запасающая
Учитель: Пришло время поговорить об образованиях кожи, к которым относятся волосы и ногти. ( Слайд строение ногтя)
Ноготь представляет собой четырехугольную, слегка выпуклую пластинку, у которой есть свободный край, тело и скрытый под кожей корень. Пластинка ногтя лежит на ногтевом ложе; из клеток его задней части ноготь и растет вперед. Увеличивается он быстро, в среднем на 0,83 мм за неделю, причем у женщин активнее, чем у мужчин, у детей быстрее, чем у взрослых. На правой руке ногти подрастают скорее, чем на левой /у левшей – наоборот/, а летом ногти приходится подстригать чаще, чем зимой. В ногтях нет нервов, но они чувствительны, поскольку прилежат к нервным окончаниям в коже
Сообщения учащихся: Индивидуальные задания
Ногти
Самую тонкую работу люди делают концевыми фалангами пальцев. Ноготь – это щит, прикрывающий нежную мякоть кончика пальца. 20 человеческих ногтей весят вместе всего–то около 3 г. Но если бы этой малости не было, человек не смог бы подолгу держать в руках предметы, а о том, чтобы вертеть в пальцах что-нибудь миниатюрное, и речи бы не шло. Надежность щита зависит от нагрузки на руку: у правшей ногти на правой рук примерно на 2,2 мм шире и более плоские, чем на левой; а у левшей – наоборот, а вот у новорожденных такой разницы еще нет. У людей ручного труда (механики, крестьяне, хирурги) ногти более широкие и плоские, чем у остальных.
Так же как и волосам, ногтям в прошлом часто приписывали магические свойства. Ведь они не только быстро растут, но и вдобавок сохраняются у покойников чуть ли недольше остальных частей тела (гнить там нечему, ведь ногти и волосы «построены» из очень плотного белка кератина). В Средней Азии и Персии даже считали, что в «бессмертных» ногтях прячется человеческая душа.
Волосы
Волосы – так же как и ногти – роговое производное кожи. В зависимости от расположения их длина бывает от 1 мм до нескольких десятков сантиметров, а диаметр от 0,005 до 0,5 мм. Растут они со скоростью 0,3 – 0,4 мм в сутки, причем быстрее всего в вечерние часы, а ночью отдыхают. Каждый волос растет у мужчин 3 года, у женщин – 10 лет, затем выпадает, и его место занимает новый. Вот почему даже в племенах дикарей, где не принято подстригаться, у женщин волосы все равно длиннее.
Весной и летом наша «растительность» прибавляет в росте быстрее. За год волос на голове способен увеличиться на 12,8 см, и теоретически за человеческую жизнь длина его могла бы достигнуть 9-10 метров.
На голове у человека в среднем от 80 тыс. до 200 тыс. волос. Цвет волос определяется наследственностью и зависит от белка кератина, содержащегося волосах. Именно из-за этого белка одни люди, брюнеты, другие – блондины, а третьи – шатены. С цветом связана и густота волос на голове. У рыжих прическа состоит примерно из 80 тыс. волос, у черноволосых – из 100 тыс., а самые пышноволосые – 140 тыс. волос – блондины.Ребенок в день теряет 50-80 волос, взрослый до 100, а старики – по 120; разница в том, что у молодых место выпавших волос занимают новые, а у пожилых – нет.
Если бы волосы у человека росли быстрее, из них можно было бы добывать полезные ископаемые: марганец, медь, натрий, бром, цинк, титан и даже золото и серебро – всего до 40 химических элементов! Ученые установили, что в волосах людей умственного труда больше, чем у других, меди и цинка. А вот в седых волосах содержится главным образом никель.
О чем расскажет кожа.
Пожалуй, самое первое, что замечают в человеке, - цвет кожи. Это главный признак принадлежности к определенной расе. Действительно, у эфиопов черты лица вполне европейские, но увидев темную окраску кожи, каждый скажет: это представитель негроидной расы. Кроме нее существуют европеоидная с бело-розовой кожей и монголоидная с желтой. Между такими радикальными окрасками масса переходных оттенков. Причина цветовых различий – содержание в глубине эпидермиса пигмента меланина: чем его больше, тем кожа темнее. Меланин нужен для защиты кожи от ультрафиолетовых лучей. Кожа европейца беззащитна перед палящими лучами солнца. Чтобы обезопасить ее, под лучами солнца клетки вырабатывают больше меланина, и тогда появляется загар – защита от ультрафиолета. С хорошим загаром самый светлокожий норвежец на короткое время становится похож на жителя тропиков. Правда, после того как он вернется к родным фьордам, продукция меланина снизится до положенной европейцу нормы, и северянин вновь посветлеет. Бушмен же так и останется чернокожим, даже если окончательно переселится на Крайний Север: нижний предел выработки меланина задан генетически.
Родимые пятна
У новорожденных они практически отсутствуют и проявляются с возрастом. В среднем у каждого человека по 14-15 родинок. Их форма и расположение в прошлые времена служили аргументом при установлении родства.
В старину родимое пятно могло принести его обладателю беду. В средневековой Европе оно считалось сатанинской печатью, что грозило сожжением на костре. Хотя известен случай, когда родимое пятно сослужило добрую службу. В 1791 году, в разгар Французской революции, у одного младенца было обнаружено родимое пятно в форме фригийского колпака – головного убора, очень значимого во Франции. Революционное правительство назначило матери ребенка пожизненную пенсию в благодарность за патриотические чувства, которые, по тогдашним представлениям, и привели к появлению на коже малыша этого замечательного признака.
Татуировка
Это болезненная и долгая процедура, ведь для нанесения даже простого рисунка нужно множество раз проколоть кожу, достигая дермы кончиком иглы. Каждый укол – капелька навечно остающейся в глубине кожи краски; из этих точек складывается узор. И каждое прикосновение иглы еще и риск внести инфекцию.
Татуировка обязана своим происхождением нашим далеким предкам. Они пытались обеспечит себе внешние отличия, не смываемые дождем и не стираемые песком. По татуировке можно было узнать, из какого племени человек, какое положение он занимает, чем прославился. Аборигены Новой Зеландии считали татуировку непременным атрибутом невесты: без узоров на лице, руках, ногах девушке-маори нечего было, и рассчитывать найти себе жениха. В нашей стране особых высот искусство татуировки достигло среди людей, преступивших закон: у них количество, местоположение, характер изображений на теле иной раз рассказывают о «подвигах» владельца лучше уголовного дела.
Так же несмываемо, как и татуировка – это клеймо. Ставились обезображивающие клейма всегда насильно. Самая известная литературная обладательница клейма – Миледи из романа Дюма «Три мушкетера»: палач выжег у нее на плече лилию – герб французской короны. Других преступников во Франции метили менее эффектно: наносили на щеки слова «вор», «воровка», латинскую букву G (галеры) или целое словосочетание «принудительные работы». В России преступников до 1863 года клеймили словом «кат» (сокращение от «каторжник»).
Учитель: скажем ребятам спасибо за интересные сообщения и продолжаем работать
На следующем этапе урока попробуем с вами обобщить все, полученные сегодня знания. Итак, начинаем. Готовимся к ГИА.
Вы получаете лист на котором три задания. Ваша задача выполнить их, после чего вы обмениваетесь для проверки заданиями со своим соседом.
Готовимся к ГИА
Выполнил ………………………….
Задание № 1.
Внимательно прочитайте текст « Кожа» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Выделите номера этих предложений.
Кожа
1.Кожа - наружный покровный орган, имеющий площадь около 2,0м2.
2.Кожа состоит из 2-х слоев: эпидермиса и дермы.
3. Эпидермис представлен однослойным ороговевающим эпителием.
4. Производными эпидермиса являются волосы и ногти.
5. В дерме содержится пигмент меланин, который защищает от УФ- лучей.
Задание № 2.Составь трехзначное число
1.Наружная поверхность слоя состоит из мертвых клеток.
2.Слой пронизан кровеносными сосудами и нервными окончаниями.
3.В живых клетках содержится пигмент меланин.
4.Самый глубокий слой, связывающий кожу с костями и мышцами.
5.Защищает организм от переохлаждения.
6. Защищает от действия твердых частиц, газов и жидкостей.
7. Здесь находятся сальные и потовые железы, корни волос.
8. Образован соединительной тканью.
9. Откладываются запасные питательные вещества- жиры.
Эпидермис………… Дерма ……………….. Гиподерма ………………………
Задание № 3.Выполните тест.
На каждый вопрос выделите один наиболее правильный ответ.
1.Основные функции эпидермиса:
А) восприятие температуры;
Б) предохранение от ударов, накопление жира;
В) защита, образование новых клеток
2. Пигмент меланин образуется в коже под действием:
А) ультрафиолетовых лучей;
Б) инфракрасного излучения;
В) любого излучения
3. ..…. имеет способности к регенерации.
А) эпидермис;
Б) дерма;
В) подкожная клетчатка
4. Подкожная клетчатка в основном представлена ……. тканью.
А) рыхлой соединительной;
Б) плотной соединительной;
В) жировой
5. Кожа не осуществляет функцию:
А) дыхания;
Б) опоры;
В) выделения
Оценка за задания:
Задание №1 –
Задание №2 –
Задание №3 -
Проверил………………..
Рефлексия.
1. Сегодня на уроке я познакомился(ась) со ….
2. Кожа - сложный орган, состоящий из....
З. Кожа выполняет следующие функции...
4. Волосы и ногти - производные....
5. В собственно коже находятся...
б. Подкожная клетчатка состоит из...
7. Состояние кожи зависит от...
8. Мне урок понравился (не понравился), потому что...
Учитель: оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик соответственно своему настроению.
Д/З п.39.
Литература.
О.А. Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии. Человек 8(9) класс. МОСКВА. « ВАКО» 2007.
Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева. Издательство « Учитель» , 2005.
Е.П. Сидоров. Анатомия для поступающих в ВУЗЫ. « УНИКУМ-ЦЕНТР», Москва, 1998.
А.А. Кириленко. Биология 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА : тематические тесты, тренировочные задания. ЛЕГИОН. Ростов - на Дону 2013.
Урок разработан учителем биологии МОУ Непецинская СОШ Клениной Н.А.