Конспект урока биологии Строение и функции кожи человека


МОУ «Столбовская школа», Джанкойский р-н, Республика Крым, учитель биологии – Гончаренко Валентина Николаевна
8 КЛАСС
Тема: Строение и функции кожи человека.
Цель: познакомиться со строением и функциями кожи; развивать умение ухаживать за кожей, волосами, ногтями; воспитывать ответственное отношение к здоровью.
Задачи урока:
- рассмотреть строение и функции кожи;
- формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями кожи;
- способствовать развитию умений ухаживать за кожей.
Основные термины и понятия: кожа, эпидермис, дерма, подкожная клетчатка.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ресурсы: учебник Сухоруковой Л.Н. «Человек. Культура здоровья» стр.102-103, таблица «Строение кожи»
Основное содержание:
Строение и функции кожи.
Волосы и ногти – производные кожи.
Содержание меланина в клетках эпидермиса.
Правила гигиены по уходу за кожей, волосами, ногтями.
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Мотивация
Беседа:
- Вспомните, каково значение покровных тканей животных?
- Чем представлен наружный покров организма человека?
- Кожа образует наружный покров организма. Подумайте, почему кожу называют барьером между организмом и внешней средой?
- Определите тему нашего урока.
III. Этап усвоения новых знаний
(рассказ учителя с демонстрацией на таблице «Строение кожи», обучающиеся заполняют таблицу в тетради)
Строение и функции кожи.
Кожа – внешний покров тела. Общая поверхность составляет примерно 2м2. Толщина 2-5 мм. Цвет кожи обусловлен размещением сосудов и наличием в ней темных пигментов – меланинов.
Слой кожи Особенности строения Функции
Эпидермис Образован многослойным плоским эпителием, который постоянно слущивается и восстанавливается. Обеспечивает регенерацию кожи, защитную и чувствительную функции.
Дерма (собственно кожа) Слой плотной соединительной ткани, в которой находятся рецепторы кожи, потовые железы, волосяные сумки, сосуды. Чувствительная, теплорегуляция, обеспечение упругости и прочности.
Подкожная клетчатка Состоит из жировой ткани Запас питательных веществ; защитная.
Волосы и ногти – производные кожи.
Существует мнение, что в холодную погоду ходить с непокрытой головой полезно для волос. Это не так. От холода сосуды кожи головы сужаются, нарушается приток крови к волосяным луковицам – это способствует потере волос.
Волос состоит из стержня и корня. Корень заканчивается волосяной луковицей, расположен в волосяной сумке. Снизу к луковице подходят кровеносные сосуды и нервы.
Ногти – это роговые пластинки, непрерывно растущие за счет деления живых клеток эпидермиса. Скорость роста ногтя составляет 0,1-0,2 мм в сутки. На руках ногти полностью сменяются за 3-4, на ногах – 6-8 месяцев.
Содержание меланина в клетках эпидермиса.
Более глубокие слои эпидермиса образованы живыми клетками, в которых находится красящее вещество – пигмент меланин. От его количества зависит цвет кожи. Пигмент защищает кожу от ультрафиолетовых лучей.
У некоторых людей клетки эпидермиса, содержащие пигмент, расположены группами. Под действием солнечного света у таких людей в коже образуются темные пятнышки – веснушки.
Правила гигиены по уходу за кожей, волосами, ногтями.
Оборудование: листы А-3, маркеры.
(Учащиеся объединяются в 3 группы –Кожа, Волосы, Ногти. Каждая группа составляет свои правила гигиены и объясняет, для чего необходимо их соблюдать)IV. Этап закрепления знаний
Самостоятельная работа с учебником: прочесть пар.43, ответить на вопросы стр.103.
V. Подведение итогов урока.VI. Домашнее задание:
пар.43 читать; выучить таблицу в тетради; индивидуальное задание – подготовить сообщение «Болезни кожи»
VII. Рефлексия.