ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: освоение детьми способов познания


Освоение детьми способов познания ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технология в детском садуСтороженко А.Ф., методист, сертифицированный специалист международной ассоциации ТРИЗ СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 ОТСМ-ТРИЗ-РТВТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.Автор- отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер (1926-1998)РТВ – развитие творческого воображенияОТСМ - основы теории сильного мышления . Автор Н.Н. Хоменко (1954-2011)Курс РТВ и ОТСМ – составная часть ТРИЗЦель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие у ребенка качеств мышления:-Гибкости-Подвижности-Системности-Диалектичности-Поисковой активности-Стремления к новизне-Развития речи-Развитие творческого воображения Освоение детьми способов познания Направления формирования осознанности способов познания 1.Анализаторы 2. Признаки 3. Формулировка вопросов 4. Причинно – следственная связь 5. Преобразование признаков 6. Модели мышления СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 Формирование СПОСОБОВ познания и обучение ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 1. Ознакомление с возможностями органов восприятияи эмоциональным состоянием человека 5 2 3 4 Click to add Title 1 6 Тактильный анализатор Зрительный анализатор Слуховой анализатор Вкусовой анализатор Обонятельный анализатора Мир эмоций СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 2. Ознакомление с именами признаков Ознакомление с именем признака: «влажность» «температура» «рельеф» «звук» «запах» «цвет» «вкус» «вес» «действие» «направление» «материал» «время» «место» «часть» «размер» «количество» «форма» СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 3. Освоение детьми способов формулировки вопросов освоение способов постановки вопросов описательного типа освоение способов постановки вопросов восполняющего типа освоение способов постановки вопросовкаузального типа освоение способов постановки вопросов оценочного типа освоение способов постановки вопросов воображаемого типа освоение способов постановки вопросов уточняющего типа освоение способов постановки вопросов субъективного типа 4. Освоение детьми способов установления причинно-следственных связей связей причина Text Text Text следствие СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 5. Освоение детьми способов преобразования признаков объектов (приемы типового фантазирования) «Волшебники» Освоение приемов Приемы увеличения – уменьшения Приемы статика – динамика Приемы дробления – объединения Приемы специализация – универсализация Приемы наоборот Приемы преобразования признаков времени СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14 6.Освоение детьми моделей мышления Освоение детьми способов наблюдения Освоение детьми способов составления творческих рассказов по сюжетной картине Освоение детей способов составления рифмованных текстов Освоение детьми способов морфологического анализа Освоение детьми способов составления рассказов по серии картинок Освоение детьми способов составления сравнений Освоение детьми мыслительной операции комбинаторика с помощью кругов Луллия Освоение детьми способов систематизации объектов Освоение детьми пространственных ориентиров Освоение детьми основ классификации объектов Освоение детьми способов составления текстов сказочного содержания Освоение детьми способов решения проблемных ситуаций Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира Освоение детьми процесса заучивания стихов Освоение детьми способов составления загадок Освоение детьми процесса пересказа текста Освоение детьми способов анализа литературных произведений Освоение детьми способов составления творческих рассказов по пейзажам Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрмортам Освоение детьми способов составления творческих рассказов по портрету Освоение детьми способов составления метафор Освоение детьми основ анализа ситуации Освоение детьми способов преобразования объектов средствами «Эвроритма» Освоение детьми способов исследовательской деятельности СПДС №18 «Радуга» ГБОУ СОШ №14