Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами технологии ТРИЗ-РТВ

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ
Миронова Татьяна Юрьевна, учитель-логопед,
СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск – детский сад №20.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение связной речи, тем свободнее ребенок будет ею пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность речевых средств, которая ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий и деепричастий. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов и антонимов. В связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен. Дети испытывают затруднения при ведении диалога, при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ - РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент логопедического занятия по теме: «По лесным тропинкам (деревья и кустарники)» с использованием методов технологии ТРИЗ и РТВ.
Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В сенсорном ящике спрятан плод с какого-то дерева.
Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает логопед.
Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (коричневый)
Какого он размера? (по сравнению с яблоком – он маленький, по сравнению с семечком – большой)
Сколько у него частей? (у него две части: )
Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий, а шляпка шероховатая)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (нет)
Вкус: Это съедобный предмет? (для человека - несъедобный, но съедобный для некоторых животных)
Это желудь. Правильный ответ.
Метод технологии ТРИЗ - Круги Луллия «Растения и их части»
Цель: закрепление названий деревьев и их плодов, изменение существительных по числам и падежам, образование относительных прилагательных, построение простых предложений.
Оборудование: Круги Луллия
1 круг – деревья (дуб, клен, береза, ель, сосна, рябина).
2 круг – картинки с изображением веток деревьев (дубовая, кленовая, березовая, еловая, сосновая, рябиновая).
3 круг – картинки с изображением плодов этих деревьев (желудь, крылатка, сережки, еловая шишка, сосновая шишка, ягоды)
Ход игры:
Задание 1: раскрутить круги, найти сектор, в котором находиться дерево и принадлежащая ему ветка. Назвать, что это такое, какая это ветка.
Например: Это ветка дуба – это дубовая ветка. Это ветка ели – это еловая ветка. Это ветка клена – это кленовая ветка.
Задание 2: раскрутить круги, найти плод каждого дерева. Составить предложения. Например: Желуди растут на дубе. Ягоды растут на рябине. Шишки растут на сосне. Сережки растут на березе.
Задание 3: ответить бывает ли плод, изображённый на маленьком круге у дерева с большого круга в реальной жизни?
Например: На дубе не бывает сережек. На березе не бывает шишек. На рябине растут ягоды. На сосне растут шишки.
Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор»
Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, обогащение номинативного и предикативного словаря, развитие связной монологической речи.
Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно
составляем рассказ о дубе.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Это что-то из чего-то
Чем-то было это что-то
Что-то будет с этим что-то
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри
Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то Для чего нужен дуб? (Дуб – это дерево. Дерево нужно, чтобы давать нам кислород, очищать воздух. Летом ветви дуба защищают от солнца. Дуб может быть домом для птиц и животных)
Это что-то часть чего-то
Частью чего является дуб? (Дуб – это часть природы, часть леса).
Это что-то из чего-то Какие части есть у дуба?
(У дуба есть корень, ствол, ветви, листья и плоды - желуди).
Чем-то было это что-то Всегда ли дуб был таким, как сейчас? Чем раньше был дуб? (Раньше дуб был желудем. Потом из желудя появился маленький дубок. Потом дубок вырос и превратился в могучий дуб.)
Что-то будет с этим что-тоЧто может произойти с дубом? Чем он станет?
(Когда дуб спилят, то останется пенек. Дуб может стать дровами, мебелью
(столом, стулом, шкафом), из него могут сделать бумагу).
Великие педагоги прошлого доказали, что обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если оно затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Когда ребенок творит, он растет в самом высоком смысле слова. Игры по технологии ТРИЗ и РТВ развивают речь, мышление и творческие способности детей; они способствуют развитию логики изложения, правильному использованию языковых средств, структурному оформлению высказывания, что положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков дошкольников с нарушением речи.



«Литература»
«Искорка творчества». Сборник методических материалов для педагогов. Третий выпуск / Под редакцией Сидорчук Т.А. – Ульяновск, 2006;
Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. – Пособие для воспитателей. – Ульяновск, 1991;
Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006;
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2007;
Сто фантазий в голове. / Составитель Димитрова Т.В. – Самара, 1996.