Рабочая программа и тематическое планирование внеурочной деятельности Я — пассажир. Я — пешеход 2 класс
Планируемые результаты освоения учебного курса.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе); находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; формирование способности оценивать свое поведение со стороны; формирование рефлексивных умений предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание учебного курса
2 класс
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
сравнивать предметы по их положению в пространстве;
определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Содержание занятий
2 класс
1. О транспорте (2 часа)
Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы.
Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».
Задания на классификацию транспорта по признакам: городской сельский, воздушный водный наземный подземный, пассажирский грузовой.
Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).
2. Дорога (3 часа)
Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги».
Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».
Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».
3. Дорога за городом (1 час)
Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.
Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».
4. Части дороги (1 час)
Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть это ...»; «Тротуар это ...» и т. д.
Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».
5. Дорожные знаки (3 часа)
Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».
Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков.
Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям.
6. Внимание! Опасность! (4 часа)
Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).
Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?».
Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».
Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД).
Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».
7. Мы здесь живём (1 час)
Рассказы детей «Мой дом и мой двор».
Беседа «Где и как играть во дворе». Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.
8. Будем уважать людей! (1 час)
Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?».
Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».
9. Мы пешеходы (6 часов)
Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...».
Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».
Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».
Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание листовки (плаката) «Переходи улицу правильно!».
10. Перекрёсток (3 час)
Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.
Конструирование макета «перекресток».
11. Регулировщик (1 час)
Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)
12. Мы пассажиры (2 часа)
Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.
13. Будем уважать водителей (1 час)
Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».
Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».
Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».
14. Мы едем на машине (1 час)
Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?».
Дидактическая игра «Спрашиваем отвечай».
15. Мы покупаем велосипед (2 часа)
Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.
Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».
16. Несчастный случай (2 часа)
Беседа «Добрый доктор Айболит!».
Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима.
Игра «Поможем кукле».
17. Проверим себя (1 час)
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
3.Тематическое планирование
2 класс
№
п/п
Кол-во часов
По плану
Дата
Тема урока
теория
практика
Факт
1 2
1
1
О транспорте
3 4 5
1
2
Дорога
6
1
Дорога за городом
7
1
Части дороги
8 9 10
2
1
Дорожные знаки
11 12 13 14
1
3
Внимание! Опасность!
15
1
Мы здесь живем
16
1
Будем уважать людей!
17 18 19 20 21
1
4
Мы – пешеходы
22 23 24
1
2
Перекресток
25
1
Регулировщик
26 27
2
Мы – пассажиры
28
1
Будем уважать водителей
29
1
Мы едем на машине
30 31
2
Мы покупаем велосипед
32 33
1
1
Несчастный случай
34
1
Проверим себя
14
20