Презентация по литературе на тему Подготовка к итоговому сочинению 2015-2016 г.


Итоговое сочинение по литературе в 11 классе2015-2016 учебный год Тематические направления в 2014/2015 году 1.«Недаром помнит вся Россия» (юбилей М.Лермонтова)2. Вопросы, заданные человечеству войной.3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.4. Спор поколений: вместе и врозь.5. Чем люди живы? Тематические направления в 2015/2016 году 1. Время2. Дом3. Любовь4. Путь5. Год литературы Концепты русской культуры,нравственно-философские, ценностные понятия Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами «ФИПИ» «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами «ФИПИ» «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами «ФИПИ» «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами «ФИПИ» «Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятие «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами «ФИПИ» «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе Работа в группах Какие ассоциации вызывает у вас слово…(время, дом, любовь, путь)? Время Прошлое и настоящее;Путь из прошлого в настоящего:История страны, семьи,Время испытаний;Время и память;Время и любовь Дом Семья, Дети,Домашний очаг,Друзья, Любовь, Родина Любовь Семья, родина, Дом,близкий человек, природа, животные Путь Выбор жизненного пути; Дорога, скитания, тоска по дому;Путешествие, странствия, места о новых просторах («вон из дома!») Возвращение в дом, к семейному очагу; Время Дом Путь Любовь , Жизнь, родина, семья, друзья, близкие Творческая работа в группах Попробуйте в 4-5 предложениях выразить свое понимание выбранного вами понятия. Литературные произведения, служащие источниками литературных аргументов по всем 4 направлениям: М.Шолохов «Судьба человека»А.Солженицын «Матренин двор»К.Паустовский «Телеграмма»И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»А.И.Куприн «Гранатовый браслет»М.Горький «На дне» И.Бунин «Холодная осень» Практическая работа Найдите в тексте проявления базовых мотивов бунинского рассказа:- жизнь, -любовь,-семья,- дом,- время, -смерть, -вечность.Запишите свои наблюдения в виде тезисов. Время Время как мгновение и как вечность: стремительность событий в начале рассказа, один вечер – целая жизнь, и жизнь в 30 лет – «ненужный сон»;Прошлое героини;Память как спасение от забвения;История (исторические события рассказа) Дом Дом как храм и оберег; Семья и семейные ценности в рассказе: Сад как символ родного дома, родины; Дом, лишённый пространственных границ, находящийся за пределами земного мира, пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному Путь Путь героя на войну;Мотив скитаний, странничества героини;Как жизненный путь одного человека и как исторический вектор России начала XX века. ЛюбовьЛюбовь - как светлая горечь о несбывшейся мечте;Любовь, которая не дает потерять смысл жизни, дает силы выжить, вырастить чужого ребенка; Любовь = жизнь;Любовь и смерть. Ф.Абрамов «Потомок Джима» Д.С.Лихачев: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет!»