Презентация Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Итоговое сочинение 2016 – допуск к экзамену ЕГЭ 2017 Даты проведения Итогового сочинения в 2016-2017 учебном году → 7 декабря 2016 → 1 февраля 2017 → 3 мая 2017 Источник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2016/2017.htmlИсточник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2016/2017.html Что есть сегодня… 1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. 2016 - 2017 Критерии оценивания 1. «Соответствие темы».2. «Аргументация. Привлечение литературного материала.»3. «Композиция».4. «Качество речи».5. «Грамотность». Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит и т.п.).«Незачет»ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет» 2.Аргументация . Привлечение литературного материалаДанный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 3.Композиция Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет») 4.Качество речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 5.Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Несколько рекомендаций по написанию сочинения 1. Формулировка темы.Узкие ШирокиеТезис сформулирован Тезис не сформулирован «Чем отличается красота «Первая любовь…» внутренняя от внешней?» Широкая тема « Первая любовь…»Задаем вопрос: что это такое?(ответы совершенно разные!) Выбираем только ОДИН тезис – ответ Подбираем литературные произведения - аргументы Формулировка темы и ключевые слова Анализируя формулировку темы, необходимо найти ключевые слова и выяснить содержание ключевых понятий.КС можно найти1.По вопросу: «О чѐм говорится в теме?» (В теме«Величайшие истины –самые простые» нужно говорить об истинах, о нравственных законах).2.По ряду синонимов, тематических слов или антонимической паре. (В сочинении на тему«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению –милосердие, поддержка, помощь. Формулировка и объѐм темы Чтобы определить объём темы сочинения –тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении–нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие вопросы. Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чѐм я буду писать в своѐм сочинении?)1.Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.)Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина.2.Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п.)3.Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в произведении..» и т.п.)Пример.«Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой Отечественной войне).1.Что обозначает многоточие в конце цитаты?2.О какое бое идѐт речь? Что понимается под этим?3.Как связаны давность событий и память о них? и т.п. Основная мысль (идея) сочинения Основная мысль сочинения (тезис) –это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объём темы, и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своём сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения. Порядок работы над основной мыслью сочинения 1.Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы.2.По вопросам определить отношения между основными понятиями.3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?» Проверяем себя: определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество» (Н.М.Карамзин).1.Патриотизм –свойство настоящего человека.2.Изучать историю необходимо, чтобы стать образованным человеком.3.История своего народа очень интересна и поучительна, для молодого человека в особенности.4.Истинный патриот не может не проявлять интереса к истории своей родины.«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг» (Ш.Руставели).1.Друзья всегда помогают, поэтому нужно иметь много друзей, чтобы не быть беззащитным и неуверенным в завтрашнем дне.2.Найти настоящего друга непросто, некоторые люди посвящают этому всю жизнь.3.Невозможно прожить без друзей. Ведь человек проявляет себя только в общении с другими людьми, и не иметь друзей –это значит не реализовать себя в жизни.4.Многие люди не знают, как правильно прожить свою жизнь, поэтому они становятся как бы врагами самим себе. Виды вступлений Как начать сочинение? Вступление вызывает часто трудности у учащихся! Вступление Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один, на который будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта. Историческое введение Это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин Аналитическое введение Суть такого введения сводится к анализу центрального понятия темы, причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения включала в себя литературоведческий термин ( народность, гуманизм) Биографическое введение К раскрытию некоторых тем верный ключ дают факты из биографии писателя: факты из жизни, характеристика его окружения, история создания произведения, эволюция взглядов Сравнительное введение Это вхождение в соответствующий литературный контекст, упоминание о предшествующих анализируемому произведению литературных традиций, размышление о том, как вписывается в них предмет рассмотрения Введение – характеристика произведения Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости, об идейном замысле «Лирическое» введение Универсальное, увязывающее тему сочинения с вашими личными впечатлениями, вступление. Какое влияние оказал писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься, открыть новое Перекличка с современностью Актуальность тематики, «вечные» темы, связь с современностью Заключительная часть сочиненияЗаключение должно отвечать следующим требованиям:•содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;•оно должно соответствовать теме сочинения.Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту1)Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чѐм говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.2)Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена. Вариант заключения к сочинениюТема: «Отцы и дети в русской классике»…Итак, проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара, как мир, и является она лишь частью той бесконечной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, плохо это или хорошо. Кроме того, в семье от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы он изберѐт для себя, что для него будет ценно в жизни. Вот почему и отцы, и дети должны с равной долей уважения и внимания относиться друг к другу. Вдохновения в работе!