Презентация по литературе на тему Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление Год литературы в России
«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф.Бэкон)Подготовка к итоговому сочинению.11 классНаправление «Год литературы в России»
План.1. Вступление.2. Формулировка темы. Что я могу сказать по этому поводу?3. Первый аргумент из литературного произведения.4. Вывод.5. Второй аргумент из литературного произведения.6. Вывод.7. Заключение
С чего начать? Вступительная часть сочинения. ИсповедьТесно связано с личностью автора, с его жизненным опытом, взглядами, которыми он охотно делится с читателями.ПроповедьСодержит нравственные и философские заветы будущим поколениямЛитературное произведение – это исповедь и проповедь одновременно.
Алгоритм работы над сочинением Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл. Книги, мысли, драгоценный груз
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.Книга – это источник знаний о жизни, которые передаются из поколения к поколению.Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне раскрыть данную тему.1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»3.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»5. А.М. Горький «На дне»
Вопросы к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 1. О каких исторических событиях идёт речь в произведении?2. Поведение Петра Гринёва во время грозных исторических событий. Докажите, что путь Петра Гринёва – это путь чести.3. Почему судьба благосклонна по отношению к Гринёву?4. Чему учит произведение А.С. Пушкина?
Вопросы к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».1.Как вы понимаете мысль М.Ю. Лермонтова, которую он высказал в предисловии: «История души человеческой.. едва ли не любопытнее и не полезнее души целого народа..»2. В чём противоречивость личности Печорина?3.Как психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова обогатил ваши представления о внутреннем мире человека?
Вопросы к драме А.М. Горького «На дне»1. Какие три правды сталкиваются в драме?2. В чём правда Сатина? Бубнова? Луки?3. Как влияют эти три правды на судьбы людей?4. Можно ли однозначно сказать, чья правда побеждает в финале?5. О чём заставил задуматься А.М. Горький современников и потомков?
Шаг восьмой. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли. Шаг девятый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения.
Возможный вариант заключительной части сочинения. Русская литература помогала человеку осознать себя как личность, как часть вселенной, помогала дать ответы на важнейшие вопросы бытия. Именно поэтому произведения русских классиков актуальны и интересны людям разных поколений.