Система подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. 
Система подготовки к итоговому сочинению.2015-2016 год.
       Нечитающие люди-это низшая каста, потому что спрос на людей ,способных читать и понимать, писать и внятно излагать текст,  всегда будет достаточно высок в любой сфере человеческой деятельности. Если человек видит свою будущность не в качестве разнообразной прислуги , а в качестве субъекта , управляющего пусть не миром , но хотя бы частью его, ему от этого никуда не деться. Он будет читать. Более удобного  способа упорядочить свои представления о мире ещё не придумано.                                                     Павел Басинский.                                                               
  Задачи введения итогового сочинения в 11 классе.    Выявить:уровень речевой культуры учащихсяначитанность учащихсяличностную зрелостьумение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной темеТаким образом, назначение итогового сочинения- проверка речевых компетентностей и умения обращаться к литературному материалу.
Итоговое сочинение- это не сочинение по литературеСочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль;опора на литературное  произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т.В темах сочиненийне используются узкие формулировки;реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;не указываются конкретные произведения,  что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться   в своих рассуждениях
Одна из главных  целей творческой работы- мотивировать учеников на чтение, пробудить прежний интерес к литературе как к предмету.Определение уровня широты кругозора учащегося.Умение владения речью.
      Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений , которые формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами.                                               Н.Д.Солженицына.
Сочинение должно быть написано как сочинение- рассуждение непременно с опорой на текст :художественный (русская и мировая литература), научный , публицистический.      Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (опора на текст) и привлекая для аргументации не менее одного произведения.       
          Жанры итоговых сочинений:Сочинение –рассуждение литературоведческого характера,Сочинение –рассуждение проблемного характера,Сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно- философскую или иную проблемную тему.
Нужно,конечно ,помнить, что это метапредметная работа.    Соответственно,как заметила Е.С.Романичева, тема сочинения –своего рода теорема, а сама  творческая работа ученика – её доказательство. 
Дано – это тема сочиненияТребуется доказать- это вступление к сочинению. Доказательство –основная часть сочинения.Что требовалось доказать(подведение итогов, вывод)- заключительная часть сочинения.     Таким образом, композиция сочинения трехчастная:     вступление- основная часть- заключение.
Вступление- тезис, который необходимо доказать в основной части.Основная часть- система доказательств.Заключение- подведение итогов сказанному.      Таким образом, сочинение имеет кольцевую композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени  формулируют тезис работы.
                       Выбор темы.        Лучше выбрать ту тему, формулировка которой более понятна и интересна, и учащийся отчётливо представляет себе, какой литературный материал  поможет ему  раскрыть в полной мере выбранную тему.
      Приемы и виды написания вступления.      Приемы:  -обоснование актуальности проблемы или темы   -рассказ о впечатлении, которое произвела на пишущего тема сочинения   -описание ситуации, аналогичной теме сочинения   -начать с ключевого слова   -сообщение сведений об авторе или книгах, чья цитата будет использована.   
                       Виды вступлений:историческое (характеристика эпохи)аналитическое(анализ какого-либо понятия, входящего в формулировку темы)биографическое(факты из авторской биографии)сравнительное( о литературных традициях,новаторстве автора)обществоведческое( привлечение знаний по общественным дисциплинам)лирическое( высказывание субъективного мнения по поводу темы, проблемы анализируемого  произведения).         Цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
Основная часть представляет собой ответы на те вопросы, в которые будет переформулирована тема сочинения. Каждая мысль начинается с красной строки.Каждый абзац включает в себя  некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.Основная часть немыслима без цитат.
      Для раскрытия темы необходимы аргументы.     Аргументы -это доводы , основания, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль. Важным элементом аргументации являются иллюстрации ,т. е. примеры, поддерживающие аргумент.     Виды аргументов:логические- доводы , апеллирующие к человеческому рассудку, к разумупсихологические – доводы, которые вызывают определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому(человеку, предмету, явлению).
                    Заключение   обязательно должно перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения была только обозначена, то в заключении она  уже высказана полно и достаточно подробно.  Виды заключения: -Обобщение основных мыслей автора сочинения -призыв, обращение к читателю -использование цитат -вопросительное предложение, в том числе и риторический вопрос.
             Направление « Путь» Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 
 Мотив пути в литературе.Путь как поиск места в жизниПуть (путешествие)как способ познания жизни и возможность  описания социальной действительностиПуть духовной эволюцииПуть развития и искания, духовного становленияПуть как символ скоротечности жизниПуть поиска правдыПуть как этап жизниИсторический путь России