Конспект урока по окружающему миру на тему Если хочешь быть здоров

Маликова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ « СОШ №47»г. Пскова
Высшая категория, стаж -18 лет.

Конспект урока по Окружающему миру для 2 класса
Тема урока: "Если хочешь быть здоров"
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР
Цель:
Формирование культуры здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Задачи:
Образовательная:
выделить компоненты здоровья человека и познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы в рамках здоровьесберегающих технологий, применять элементы исследовательской работы на уроке.
Развивающая:
способствовать развитию речевой деятельности;развивать самостоятельность, инициативность и ответственность
Воспитательная:
содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование:
мультимедийный пректор, компьютер,компьютерная презентация в программе Power Point; для опыта чашка, напиток "Кока-кола",сахар;памятки с советами Доктора Айболита;
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- использование ИКТ;
- использование элементов развивающего обучения и игровых методов.
- использование элементов исследовательской работы на уроке.

Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, съемный носитель информации USB,доска
Прилагаемые медиаматериалы: слайд - презентация.



Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент:
Эмоциональный настрой:
Приветствие учителя.
Я предлагаю начать наш урок с песни: « Посмотри, как ярко солнце светит» , можно немного подвигаться, но при этом внимательно слушайте слова( звучит песня). А теперь попробуйте ответить на вопрос: « О чем поется в этой песне?»
-дети отвечают;
Определение темы урока:
Учитель: Здравствуйте, дети, еще раз! Какое важное слово я вам сказала? А что оно означает?
Обычно люди говорят при встрече это хорошее доброе слово, желая друг другу здоровья. А в армии приветствие так и звучит: « Здравия желаю!»
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Правильно, мы будем говорить о здоровье, а назвала я наш урок так: "Если хочешь быть здоров...."(Слайд 1)
2.Учебно-познавательная деятельность.
а)Актуализация знаний:
Наше здоровье зависит от состояния здоровья наших родителей, бабушек и дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того, каким мы воздухом дышим, какую воду пьем и от многих других вещей. Но многое зависит от каждого из нас. Как вы думаете,почему?
-Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
-Почему нужно есть много овощей и фруктов?
-Почему необходимо спать ночью?
( Дети высказывают своё мнение.) На доске появляются опорные слова на тему урока.
-Дети, если все то, что вы сейчас назвали сложить вместе, то получится выражение о котором мы уже слышали в песенке в начале урока. Кто догадался? О чем идет речь?
(О здоровом образе жизни)
Ребята, а вы всегда ведете Здоровый образ жизни? (ответы детей) .Но я уверена, что вы будете к этому стремиться.



Постановка цели урока:
- Отвечая на мои вопросы, вы высказали разные мнения. И сегодня на уроке мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если вы всё-таки заболели.
Использование элементов проектной деятельности.
А еще мы превратимся в настоящих журналистов и создадим свой журнал «Здоровье», чтобы поделиться с другими детьми своими знаниями.
б) Проработка содержания темы урока.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по городу Здоровья (слайд 2)
В этом городе живут сказочные герои и сегодня они помогут нам побольше узнать о том, как быть здоровым, познакомиться с нашими помощниками в сохранении здоровья. Они приготовили для нас задания.
Работа в группах
У вас на столе лежит жетончик определенного цвета, прошу всех распределиться по группам в соответствии с цветом:
красные - это группа Пина,
желтые - это группа Лосяша,
зеленые- группа Кроша,
оранжевые - группа Капатыча.
Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю вспомнить правила работы в группе, которые нам помогут (на доске вывешиваются правила общения в группе). Хочу вас сразу предупредить, что работаем в группах по 5 минут, каждая группа создает свою страницу журнала «Здоровье по определенной теме,выбирается командир, который даст задание каждому члену команды, представитель защищиет свою работу по плану действий, который предложен в маршрутном листе. Если вы внимательно прочитаете информацию, то вы с лёгкостью найдёте ответы на все вопросы. (Дети расходятся для работы по группам, в граппах работают стоя).
На доске прикрепляются изготовленные страницы журнала, и первой для защиты приглашается команда «Режим дня». После защиты этой страницы сверяем с образцом режима дня из презентации (Слайд 4).
Учитель: - Конечно, этот режим дня, примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов. Лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы вы спали не менее 8-9 часов, кушали в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трёх раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учёбу или работу с отдыхом, побольше двигались.
Итак, первый наш помощник в сохранении здоровья – это режим дня (слайд 5)
Зрительная гимнастика:
Мы с вами много читали, наши глазки устали, и я вам предлагаю немного отдохнуть. К нам прилетела бабочка, давайте последим за ней глазками
(дети следят за указкой по макету В.Ф.Базарного),на указку прикреплена яркая бабочка, действие происходит под музыку из мультфильма « Маша и медведь»
Вызываем команду «Личная гигиена» (после защиты сравниваем с образцом из презентации (Слайд 6))

Практическое задание:
Перед вами образец зубов (на доске плакат с изображением челюсти и настоящая большая щетка), подскажите мне, кто умеет правильно чистить зубы.
(один ученик пробует).
А сейчас я предлагаю вам потренироваться в этом.
(Обучение способу чистить зубы с помощью красок и зубной щетки)- методика «Пейзаж»- использование межпредметных связей.
А мы с вами узнали ещё об одном помощнике, который поможет сохранить нам здоровье - личная гигиена (слайд 8)
Идём дальше по городу Здоровья
Вызываем команду «Движение и закаливание» (после защиты сравниваем с образцом из презентации). (Слайд 9)
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка ( может быть музыкальная зарядка или встаем по кругу друг за другом и массируем плечи и спинку друг другу, затем разворачиваемся и опять повторяем)
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать (топают)
И ладошками похлопать (хлопают).
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём;
Дно ногами достаём (плавательные движения руками)
Мы выходим из речушки,
Направляемся к опушке (ходьба на месте)
Там садимся на пенёк.
И опять у нас урок (садятся за парты).

- Как хорошо мы подвигались! И ещё один помощник в сохранении здоровья – это физкультура и закаливание! (Слайд 11)
Идём дальше по городу Здоровья .
Вызываем команду «Правильное питание» (после защиты сверяем с образцом из презентации) (Слайд 12-13)

Мы знаем, что продукты делятся на растительные и животные по происхождению, давайте вспомним это (слайд 14).
Ребята, назовите мне ваши любимые напитки. А все ли вы знаете об их свойствах? Вот сейчас я вам это и продемонстрирую.
Практическая работа: опыт с Пепси-колой и сахаром.
Опыт: Наливаем Колу в чашку, высыпаем туда сахар – происходит всплеск (фонтан). Так происходит и в нашем желудке.
Вывод: большое количество газа опасно: можно задохнуться или поперхнуться.

- Итак, ещё один помощник в сохранении здоровья - это правильное питание (слайд 15).
Идём дальше по городу Здоровья.
Встречаем ещё одного смешарика - это Бараш (слайд 16). Посмотрите на него. Он заболел. У него насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза.
Чем же болен Бараш? (Ответы детей)
- Так что же произошло с Барашем?
( Он простудился.)
Давайте ответим на вопрос: почему заболел Бараш и болеют многие наши одноклассники? Делают вывод: Большинство одноклассников заболели по разным причинам:
- одевались не по сезону;
- гуляли без шарфа;
- не соблюдали режим дня;
- имели контакт с больными;
- неправильно питались. (Слайд 17)
3.Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Практическое задание: Одень друга по погоде!- применение интерактивных методов.
(Слайд 18)
- Как вы думаете, если мы заболели, то ,что нам стоит предпринять? Дети отвечают: обратиться к врачу. Как вы считаете, что он может нам посоветовать? (Варианты ответов.) А теперь давайте проверим это (слайд 19). Оказывается, мы с вами можем научиться помогать своему организму:
Знакомство с методикой проведения точечного массажа при ОРЗ
(слайд 20-32).
Ещё один наш помощник в сохранении здоровья - это врач и самомассаж (слайд 33).Дети под руководством учителя делают самомассаж.
-Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Здоровья (слайд 34)
4. Информация о домашнем задании
Домашнее задание: нарисовать свой знак «Правила здорового образа жизни», или рассказать своим близким о помощниках в сохранении здоровья, или создать свой собственный режим дня.
5.Рефлексия1-
Постарайтесь, продолжить фразу: « Если хочешь быть здоров»
-соблюдай режим дня;
-соблюдай правила гигиены;
-правильно питайся;
-побольше двигайся;
-следи за своими зубами;
-посещай врача по необходимости и .
- Что такое режим дня? (слайд 35, 36)
- Назовите правила личной гигиены (слайд 37)
- Что такое правильное питание? (слайд 48)
- Почему человеку надо двигаться и заниматься физкультурой? (слайд 39)
- Что делать, если вы всё-таки заболели? (слайд 40)
- Чтоб болезней избежать,
Организм свой надо закалять! Я желаю всем здоровья, ведь это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь. И наши ребята теперь, это очень хорошо знают. Хочешь быть здоровым - будь им! (слайд 41)
Рефлексия2-с помощью солнышка, тучки и капельки, постарайтесь выразить свое отношение к материалу сегодняшнего урока (серый-я все знал раньше, не буду применять в своей жизни; синий-сомневаюсь, что буду применять; жёлтый - узнал что-то новое, буду помнить и применять)
А на прощание за прекрасную работу Я хочу вам подарить маленькие подарки (цветной режим дня, по шоколадной медальке за хорошие ответы и по витаминке в виде яблока).
В завершении урока снова звучит песня: «Посмотри, как ярко солнце светит!»


15