Наша главная ценность.Методический материал по теме Основы здорового образа жизни.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани
Итоговая работа
на тему: «Наша главная ценность». Методический материал по теме «Основы здорового образа жизни».
Выполнил: преподаватель предмета Основы безопасности жизнедеятельности ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани Тяпаев С.М.
Сызрань 2017г.
Подростковый возраст–период становления личности, активного освоения многогранного мира. Это возраст романтических переживаний, возвышенных чувств и устремлений. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетических, нравственных установок личности. Подростков в искусстве интересуют сильные, яркие личности, преодолевающие любые трудности и выходящие из них победителями; их привлекает борьба со злом, с силами природы, то есть красота человеческого духа.
Подросток активно осваивает мир, формируя нравственные, эстетические, социальные установки. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению и оценке всего происходящего вокруг.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству.
Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки.
В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли. Все чаще старших подростков волнуют вопросы, какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Занятия физической культурой способствуют формированию эстетических чувств, отношения и понимания прекрасного в занятиях физическими упражнениями. В тоже время эстетика физических упражнений способна положительно повлиять на интерес к двигательной активности, стремление достичь успехов в этой области и заложить основы потребности в систематических занятиях и в дальнейшем обеспечить ценностное отношение к физической культуре у подростка. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Всё это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов, представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Условно методы и приёмы эстетического воспитания и можно представить в виде 3-х групп методов:
Метод наглядного воздействия (натуральная демонстрация разучиваемых физических упражнений и т.д.). Причём в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворённость двигательного действия, чувства его исполнителя. Примером может служить высокая культура движений спортсменов высокого класса. Направленная демонстрация таких примеров (во время посещения состязаний, по кино и фото материалам, видеозаписям и т.д.) с соответствующим педагогическим комментарием(один из эффективных методов формирования эстетических представлений в процессе физического воспитания.
Живое, яркое, эмоциональное выразительное объяснение физических упражнений, образный рассказ о двигательных действиях, эстетическая оценка движений, действий и поступков занимающихся. Монотонные, нудные разъяснения в эстетическом отношении противопоказаны. Нередко, даже дельное, но лишённое эмоций, длинное объяснение уступает по своему эстетическому эффекту краткому, но точному и эмоциональному выразительному суждению, образному сравнению, яркому афоризму. Надо, конечно, чтобы такие речевые средства применялись и к месту, и ко времени. Эстетичность речи не имеет ничего общего с деланной красивостью, лишённой живой мысли, трафаретным остроумием и тому подобными словесными украшениями.
Практическое приучение к творческим проявлениям в двигательной деятельности. Труд, направленный на самосовершенствование, в том числе физическое, несомненно, можно рассматривать как «творчество по законам красоты». Физкультурная деятельность, когда она приобретает черты такого творчества, даёт высшую форму эстетического удовлетворения. Путём повседневного приучения к проявлению творческой активности в двигательных действиях преподаватель развивает не только чувства, стремления, но и желаемую активность в действиях занимающихся, их умение самостоятельно искать и находить новое в решении поставленных задач. Плохо, когда тренеры и учителя физической культуры не прививают своим ученикам творческого отношения к тренировке, к занятиям физическими упражнениями, не приучают их к поискам нового, оригинального решения поставленных двигательных задач. Без творческого отношения к спортивной деятельности не могут развиваться ни мышление, ни воля, ни творческие способности занимающихся.
наличие располагающего к физкультурной деятельности помещений, эстетика оформления спортивного зала, правильно организованная учебная среда, эстетика поведения, речи и внешнего облика учителя и учащихся;
выбор цели урока, эстетический анализ разучиваемых двигательных действий, спортивного инвентаря, вида спорта и выдающихся спортсменов; формирование эмоционально-эстетического отношения к разучиваемым двигательным действиям, игровым заданиям.
реализация межпредметных связей, в том числе взаимосвязь с изобразительным искусством, музыкой, литературой, окружающим миром;
разработка и использование системы заданий, направленных на развитие эстетического восприятия на уроке физической культуры.
- разнообразные физические упражнения, как отличающиеся лёгкостью и грациозностью исполнения сложных упражнений, так и точностью выполнения простых движений для подростков, где учитель может указать своим ученикам на моменты прекрасного;
( разнообразный тематический материал на уроках физической культуры, раскрывающий эстетическую сторону не только занятий физическими упражнениями, но и физической культуры в целом;
( различные форм организации учащихся на уроке, отличающихся грамотным, точным и рациональным управлением подростками во время занятий;
( праздники и спортивные выступления;
( природные и гигиенические условия;
( обстановку на занятиях, определяемую культурой общения между учителем и учениками и т.д.
15