Внеклассный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова Вечно молод и вечно живой
Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБОУ СПО «Хабаровский промышленно-экономический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия по литературе, посвященного юбилею М.Ю.Лермонтова (200 лет со дня рождения)
« Вечно молод и вечно живой »
Хабаровск 2014
Рассмотрено на
заседании ЦК
Протокол. №________
От «___» _______ 20____г.
___________ Т.М. Косоурова
Составитель: З.А. Сергиевская, преподаватель
КГБОУ СПО ХПЭТ
Рецензент: О.С.Коротич, преподаватель
КГБОУ СПО ХПЭТ
Рецензия
Внеклассное мероприятие по литературе «Вечно молод и вечно живой», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, подготовлено в форме литературно-музыкальной композиции.
Мероприятие позволяет расширить представление о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, повышает интерес к предмету, интегрирует знания учащихся по литературе, стимулирует познавательную деятельность студентов.
Участие в литературно-музыкальной композиции развивает навыки выразительного чтения поэтического текста, правильного произношения, публичного выступления, повышает творческую активность студентов.
Внеклассное мероприятие оказывает значительное эмоционально-эстетическое воздействие, которое студенты испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия зрителей и от общей праздничной атмосферы.
Литературно-музыкальная композиция позволяет учащимся общаться с более широким кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.
Таким образом, данное мероприятие является одним из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания студентов, развития их познавательных интересов.
Преподаватель КГБОУ СПО ХПЭТ О.С.Коротич
Введение
Внеклассное мероприятие по литературе «Вечно молод и вечно живой», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, знакомит учащихся с жизнью и творчеством великого русского поэта, вызывает интерес к изучению его произведений.
Одна из важнейших проблем сегодня – развитие интереса к изучению литературы, к чтению художественных произведений. Задача преподавателя – сделать так, чтобы каждое занятие носило творческий характер и развивало познавательную активность студентов. Внеклассное мероприятие «Вечно молод и вечно живой» способствует решению этой задачи и дает возможность студентам проявить свои творческие способности.
Внеклассное мероприятие по литературе «Вечно молод и вечно живой», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, разработано в форме литературно-музыкальной композиции, которая сопровождается мультимедийной презентацией, выставкой стенных газет и книг о М.Ю.Лермонтове.
Литературно-музыкальная композиция позволяет задействовать большое количество студентов для подготовки и проведения мероприятия.
Участие в литературно-музыкальной композиции требует от студентов навыков выразительного чтения поэтического текста, правильного произношения, публичного выступления.
Литературно-музыкальная композиция «Вечно молод и вечно живой» дарит радость встречи с поэтическим миром Михаила Юрьевича Лермонтова, позволяет учащимся общаться с более широким кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная юбилею М.Ю.Лермонтова (200 лет со дня рождения)
« Вечно молод и вечно живой».
( 1814 – 1841)
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет.
М.Ю.Лермонтов.
Цели и задачи мероприятия:
– расширить знания школьников об отдельных этапах жизни М.Ю. Лермонтова;
– познакомить учащихся с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова;
– воспитать у подрастающего поколения чувства любви к чтению;
– формировать навык выразительного чтения стихотворений.
Оборудование: презентация «Вечно молод и вечно живой…»
Оформление: выставка книг о М.Ю. Лермонтове.
Музыкальное сопровождение:
1. И.Тальков. «Поэты не рождаются случайно»
2. А.Варламов. «Белеет парус одинокий»
3. А. Рубинштейн «Горные вершины»
Индивидуальные задания для учащихся:
– подготовить стенные газеты о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
– подготовить выразительное чтение наизусть отдельных стихотворений М.Ю.Лермонтова
Звучит музыка (песня И.Талькова «Поэты не рождаются случайно»)
Вступительное слово преподавателя
Двести лет прошло со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Давно умерли его современники, и даже внуки и правнуки тех, кто с ним встречался, кто его знал лично. В далёкое прошлое отошла крепостническая Россия. Неузнаваемо изменился облик этой страны и жизнь её народов. Однако наследие Лермонтова, как и всё лучшее, что создано гениальными художниками и мыслителями прошлого, живёт в нашем сознании, входит в нашу культуру.
Мы ценим в творчестве Лермонтова мужественную веру в лучшее будущее, горячую любовь к народам и природе родной страны, убеждение в том, что люди должны жить в мире и взаимном уважении друг к другу. Нас восхищает не только сила протеста поэта против всякого застоя, самодовольства и пошлости, но и требование, чтобы человек был свободен и счастлив на прекрасной земле. Для Лермонтова смысл жизни заключался в борьбе за лучшее будущее человечества. Всем этим он близок и дорог нам.
В истории русской литературы Лермонтов продолжил дело Пушкина, создателя нового русского литературного языка и основоположника нашей классической литературы. Вот почему его имя по праву поставлено Белинским непосредственно после имени Пушкина и рядом с именем Гоголя.
Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
1ведущий.
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-
Но преждевременно, противника рукой-
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!
15 июля 1841г. у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит на дуэли русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекал сумрак, гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться.
2 ведущий. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и выстрелил в поэта, выстрел был смертельный, за раскатом грома его не было слышно. Поэту было 27 лет….
Вверху одна горит звезда.
Мой взор она манит всегда.
Мои мечты она влечет
И с высоты меня зовет.
Выразительное чтение стихотворения П. Антокольского
«Гроза в Пятигорске».
Гроза разразилась и с юноши мёртвого
Мгновенно сорвала косматую бурку.
Пока только гром наступленье развёртывал,
А страшная весть понеслась к Петербургу.
Железные воды и кислые воды
Бурлили и били в источниках скал.
Ползли по дорогам коляски, подводы,
Арбы и лафеты. А юноша спал.
Он спал, ни стихов не читая, ни писем,
Не сын для отца и у века не пасынок.
И не был он сослан и не был зависим
От гор этих, молниями опоясанных.
Он парусом где-то белел одиноким,
Иль мчался по круче конем легконогим,
Иль, с барсом сцепившись, катился, визжа,
В туманную пропасть. А утром, воскреснув,
Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождём мятежа.
Гроза разразилась. Остынув от зноя,
Машук и Бештау склонились над юношей,
Одели его ледяной сединою,
Дыханьем свободы на мёртвого дунувши:
"Спи, милый товарищ! Окончилось горе.
Сто лет миновало – мы снега белей.
Но мы, старики, – да и все в Пятигорье, –
Отпразднуем грозами твой юбилей";
И небо грозовым наполнится рокотом,
И гром-агитатор уснувших разбудит.
А время? А смерть? – пропади они пропадом!
Их не было с нами. И нет. И не будет.
1 ведущий. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству. Михаил Юрьевич оставил потомкам более 400 стихов, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.
2 ведущий.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В уме моем. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-нибудь.
Выразительное чтение стихотворений «Он был рожден для счастья», «Родина».
Михаил Лермонтов«Он был рожден для счастья, для надежд»
Он был рожден для счастья, для надеждИ вдохновений мирных! - но безумныйИз детских рано вырвался одеждИ сердце бросил в море жизни шумной;И мир не пощадил - и бог не спас!Так сочный плод до времени созрелыйМежду цветов висит осиротелый,Ни вкуса он не радует, ни глаз;И час их красоты - его паденья час!И жадный червь его грызет, грызет,И между тем как нежные подругиКолеблются на ветках - ранний плодЛишь тяготит свою... до первой вьюги!Ужасно стариком быть без седин;Он равных не находит; за толпоюИдет, хоть с ней не делится душою;Он меж людьми ни раб, ни властелин,И все, что чувствует, он чувствует один!
РодинаЛюблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.Но я люблю - за что, не знаю сам -Ее степей холодное молчанье,Ее лесов безбрежных колыханье,Разливы рек ее, подобные морям;Проселочным путем люблю скакать в телегеИ, взором медленным пронзая ночи тень,Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни печальных деревень;Люблю дымок спаленной жнивы,В степи ночующий обозИ на холме средь желтой нивыЧету белеющих берез.С отрадой, многим незнакомой,Я вижу полное гумно,Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно;И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков.
1 ведущий. В Пензенской области расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли полугодовалым ребенком. Барский дом был похож на все усадьбы: деревянный, с мезонином. В этом доме поэт прожил много лет с горячо любящей его бабушкой. Жизнь ему дали в 1814г. Мария Михайловна и Юрий Петрович. Но воспитает его и поставит на ноги бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева (урожденная Столыпина).
2 вед. Мама умерла, когда Михаилу было 2,5 года. Отца Лермонтова бабушка не любила, считала, что он не сможет дать сыну материальный достаток. Так Мишель лишился и матери, и отца. Эта душевная рана вылилась в горькие строки.
Ужасная судьба отца и сына.
Жить розно и в разлуке умереть…
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал.
1 ведущий. Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, дала клятву: сделать для внука все возможное и невозможное. И она это сделала. И это был её подвиг. Хилый, болезненный Мишель жил под постоянным наблюдением врача, в полном достатке и средств, и друзей. У него были учителя немецкого, французского, греческого и латинского языков, арифметики и других наук.
2 ведущий. В одном из стихов Лермонтов вспоминает свои мальчишеские годы:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей.
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
1 ведущий. Осенью 1827г. бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву для продолжения его образования. Она решила отдать его в Московский университетский пансион. Наняла ему учителя английского языка. И вскоре он стал читать Шекспира и Байрона в оригинале.
2 ведущий. Поэзия Байрона произвела на Лермонтова сильное впечатление. И он сравнивал себя с этим поэтом.
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
1 ведущий. В 16 лет молодой Лермонтов говорит о «прожитых годах». Не успел пожить, а уже думает об ином мире.
Настанет день, и миром осужденный,
Чужой в родном краю, на месте казни
Гордый, хоть презренный, я кончу жизнь мою.
2 ведущий. Откуда это? Учеба идет хорошо, бабушка всегда рядом, достаток. Он танцует, играет на фортепиано, рисует, лепит, пишет стихи, влюбляется. А в его стихах звучат грустные мотивы.
Чтение стихотворений М.Лермонтова «Одиночество», «Нищий», «Волны и люди»
«Одиночество»
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем...
«Нищий»
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
«Волны и люди»
Волны катятся одна за другою С плеском и шумом глухим;Люди проходят ничтожной толпою Также один за другим.Волнам их воля и холод дороже Знойных полудня лучей;Люди хотят иметь души... и что же? - Души в них волн холодней!
1 ведущий. Лермонтов – студент Московского университета. Пишет много, но мало кому показывает свои стихи. В них предчувствие, что проживет недолгий срок.
Боюсь ли смерти я? О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
когда-нибудь увидел свет.
2 ведущий.
Как всякий настоящий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии. Перечитывая его стихи, мы можем прочесть историю его души и понять его, как человека.
Чтение стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье!»
ДУМА
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства — Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
2 ведущий. Волнения любви поэт начал чувствовать очень рано. Одним из первых адресатов его любовной лирики стала Екатерина Сушкова, красивая, умная, ироничная – юношеское увлечение поэта в 1830г.
Стихотворение «К Сушковой»
Вблизи тебя до этих порЯ не слыхал в груди огня.Встречал ли твой прелестный взорНе билось сердце у меня.И что ж? - разлуки первый звукМеня заставил трепетать;Нет, нет, он не предвестник мук;Я не люблю - зачем скрывать!Однако же хоть день, хоть часЕще желал бы здесь пробыть;Чтоб блеском этих чудных глазДуши тревоги усмирить.
1 ведущий. Михаил Юрьевич очень переживал из-за своей незавидной внешности, имел комплекс неполноценности, который при его несносном характере, болезненном самолюбии и огромном желании любить делал его личную жизнь невыносимой.
И.С.Тургенев вспоминал: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагичное, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Вся его фигура…возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас узнавал всякий»
2 ведущий. Но с годами облик его менялся: гений преображал его. И впоследствии люди, видевшие его впервые, обращали внимание на огромные пламенные глаза, высокое чело и серьёзную мысль, которая одухотворяла его внешность. В женском обществе поэт чувствовал себя легко и свободно. Казалось, он старался доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на малый рост и некрасивую наружность.
В 1831г. Лермонтов познакомился с Варенькой Лопухиной, милой, умной девушкой, и влюбился с первого взгляда. Но Вареньку выдали замуж и Лермонтов пишет: «Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню»
Чтение стихотворения «Я жить хочу! Хочу печали»
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет
1 вед. Про Лермонтова говорили: беспокойный, злоречивый, слишком часто дает волю своему колкому остроумию. Поэт был любим далеко не многими. Но кто сказал, что гений должен быть простым, милым человеком?
Ранняя слава не вскружила голову поэту, потому что мир искусства был для него святыней, куда не допускалось ничего недостойного. Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Ему была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
2 вед. До нас дошли блестящие образцы его живописи: пейзажи, портреты, рисунки. Он мог стать замечательным художником. Слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.
Чтение стихотворения В.Брюсова « К портрету М.Ю.Лермонтова»
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Музыка А.Варламова «Белеет парус одинокий»
1 ведущий. Когда бабушку спросили, какую карьеру изберет она внуку, она ответила: «А какую он хочет, лишь бы он не был военным». Но в жизни чаще всего происходит так: то, чего мы боимся и не хотим, как правило, и случается. В 1832г. Лермонтов поступил в Школу гвардейских прапорщиков. А в 1837г корнет Лермонтов был сослан на Кавказ за «непозволительный стих» «Смерть поэта», посвященный гибели А.С.Пушкина. Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.
Чтение стихотворения «Смерть поэта»
Отмщенье, государь, отмщенье!Паду к ногам твоим:Будь справедлив и накажи убийцу,Чтоб казнь его в позднейшие векаТвой правый суд потомству возвестила,Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! — невольник чести —Пал, оклеветанный молвой,С свинцом в груди и жаждой мести,Поникнув гордой головой!..Не вынесла душа поэтаПозора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин как прежде... и убит!Убит!.. к чему теперь рыданья,Пустых похвал ненужный хор,И жалкий лепет оправданья?Судьбы свершился приговор!Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар?Что ж? веселитесь... — он мученийПоследних вынести не мог:Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок.Его убийца хладнокровноНавел удар... спасенья нет:Пустое сердце бьется ровно,В руке не дрогнул пистолет.И что за диво?.. издалёка,Подобный сотням беглецов,На ловлю счастья и чиновЗаброшен к нам по воле рока;Смеясь, он дерзко презиралЗемли чужой язык и нравы;Не мог щадить он нашей славы;Не мог понять в сей миг кровавый,На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,Как тот певец, неведомый, но милый,Добыча ревности глухой,Воспетый им с такою чудной силой,Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушнойВступил он в этот свет завистливый и душныйДля сердца вольного и пламенных страстей?Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,Зачем поверил он словам и ласкам ложным,Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,Увитый лаврами, надели на него:Но иглы тайные суровоЯзвили славное чело;Отравлены его последние мгновеньяКоварным шопотом насмешливых невежд,И умер он — с напрасной жаждой мщенья,С досадой тайною обманутых надежд.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.
А вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов,Пятою рабскою поправшие обломкиИгрою счастия обиженных родов!Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,Пред вами суд и правда — всё молчи!..Но есть и божий суд, наперсники разврата!Есть грозный суд: он ждет;Он не доступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровьюПоэта праведную кровь!
2 ведущий. Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай Первый.
На войне Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Но поэта поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа.
Музыка А. Рубинштейн «Горные вершины»
Стихотворения «Кавказ», «Кавказу», «Синие горы Кавказа»
«Кавказ»
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!...
«Кавказу»
Кавказ! далекая страна!Жилище вольности простой!И ты несчастьями полнаИ окровавлена войной!..Ужель пещеры и скалыПод дикой пеленою мглыУслышат также крик страстен,Звон славы, злата и цепей?..Нет! прошлых лет не ожидай,Черкес, в отечество свое:Свободе прежде милый крайПриметно гибнет для нее
«Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею!..
1 ведущий. Бабушка хлопочет о внуке, и Лермонтов едет в отпуск в Петербург. Где, как говорят свидетели, он только и говорил о своей скорой смерти. Из отпуска он возвращается на Кавказ, но по дороге заехал в Пятигорск, где и встретился с майором Мартыновым. Здесь и произошла известная ссора, ставшая роковой. Повод был пустячный. Лермонтов что-то по обыкновению сострил, нарисовал 2-3 карикатуры на Мартынова. Все посмеялись. Мартынов озлился и вызвал Лермонтова на дуэль. Лермонтов готов был к примирению, но Мартынов не согласился. Стрелялись с 15 шагов. Рана была смертельной.
2 ведущий. Из письма бабушке: «Дорогая бабушка! Пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит, не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».
Стихотворение «Сон»
В полдневный жар в долине ДагестанаС свинцом в груди лежал недвижим я;Глубокая еще дымилась рана,По капле кровь точилася моя.Лежал один я на песке долины;Уступы скал теснилися кругом,И солнце жгло их желтые вершиныИ жгло меня - но спал я мертвым сном.И снился мне сияющий огнямиВечерний пир в родимой стороне.Меж юных жен, увенчанных цветами,Шел разговор веселый обо мне.Но, в разговор веселый не вступая,Сидела там задумчиво одна,И в грустный сон душа ее младаяБог знает чем была погружена;И снилась ей долина Дагестана;Знакомый труп лежал в долине той;В его груди, дымясь, чернела рана,И кровь лилась хладеющей струей.
Звучит «Реквием» Моцарта.
1 ведущий. Так закончилась его земная и началась великая жизнь поэта в веках. И мы его потомки и почитатели, несем в душе его образ – человека грустного и веселого, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, и волей, и проницательным умом. Поэта гениального и так рано оставившего этот мир. Бессмертного и навсегда молодого.
Музыка «Выхожу один я на дорогу»
Чтение стихотворений К. Бальмонта, Г.Иванова.
Константин Бальмонт «К Лермонтову»
Нет, не за то тебя я полюбил,
Что ты поэт и полновластный гений,
Но за тоску, за этот страстный пыл
Ни с кем неразделяемых мучений,
За то, что ты нечеловеком был.
О, Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим.
И вижу я, как ты в последний раз
Беседовал с ничтожными сердцами,
И жестким блеском этих тёмных глаз
Ты говорил: "Нет, я уже не с вами!"
Ты говорил: "Как душно мне средь вас!"
Георгий Иванов
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...
Проходит тысяча мгновенных лет,
И перевоплощается мелодия
В тяжёлый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие"
В корнета гвардии - о, почему бы нет?..
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
- Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.
Заключительное слово преподавателя
М. Ю. Лермонтов – одинокий гений, творчество которого – это высокая поэзия: точность, емкость. Блеск описаний, сравнений, фразы, доведенные до крайности и остроты афоризмов.
Прожить всего 27 лет, но оставить огромный след в русской и мировой литературе – это гениально!
Мир природы сделал из него лирика и философа. Мир крестьян дал ему корневую мудрость. Мир очень образованных дворян воспитал в нем понятия офицерской чести и достоинства, долга перед Отечеством. Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о Родине, романтической мечтой о свободе, стремлением к подвигу.
Нам трудно поверить, но произведения, составившие гордость русской и мировой культуры, создавались не в кабинетной тишине, а на постоялых дворах, в караульных помещениях у крепостных ворот, на гауптвахте, после светского раута, в ссылке, в перерыве между боями. Особого внимания заслуживает «военная биография» поэта, которая, в первую очередь, воплощена в его живописных работах и стихах. Служа на Кавказе, поэт не переставал творить…Боевой офицер, который давал присягу и обязан был защищать интересы России. Но в его произведениях о Кавказе вы не найдёте ненависти, злобы, жёсткого неприятия врага. Это очень важно в наше время.
В истории нашей страны несколько раз торжества в честь Михаила Юрьевича срывались. Так, празднованию 100-летия в 1914 году помешало начало Первой мировой войны. В год 100-летия его кончины, в 1941-м воздать память поэту не смогли из-за Великой Отечественной войны. Зато мероприятия в честь двухвекового юбилея проходят практически в каждом уголке России.
Список литературы.
Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. М., «Художественная литература», 1969 г.
Афанасьев В.В., Боголепов П.К. Тропа к Лермонтову: документально – художественная книга – справочник для жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., «Детская литература», 1982 г.
Иванова Т.А. Лермонтов в Москве. М., «Детская литература», 1979 г.
Мануйлов В.А. Лермонтов. Л., «Просвещение», 1964 г.
По лермонтовским местам. Путеводитель/ Сост. О.В. Миллер, М. «Просвещение», 1985 г.
Интернет – ресурсы:
http://lermontov.info/biograf.shtml
http://literatura5.narod.ru/lopuxina.html