Доклад на тему Наличие обратной связи на уроке- повышение активации работы учащихся и создание у учителя правильного представления об уровне усвоения учащимися материала урока
ГМО учителей технологии г.Троиц
Доклад на тему:
«Наличие обратной связи на уроке, повышение активизации работы учащихся и создание у учителя правильного представления об уровне усвоения учащимися материала урока.»Подготовила Пояркова С.А.-
преподаватель профильных дисциплин
Технология урока - это модель, схема, план действий учителя и ученика при осуществлении учебного процесса; система деятельности, приводящая к результату. Конкретная деятельность учителя и ученика должна быть взаимосвязана и направлена на достижение поставленных целей. . В технологическом подходе к проектированию урока молено выделить следующие этапы:
определение целей и задач урока;
ориентация всего содержания урока на реализацию, запланированных целей и задач;
ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов;
оценивание текущих результатов (наличие оперативной обратной связи), коррекция обучения;
заключительное оценивание результатов.
Для учителя важно тщательно отобрать содержание учебного материала на данном уроке, которое соответствовало бы запланированным целям и задачам. Выбрать методы и приемы, способствующие усвоению содержания учебного материала на самом уроке всеми учениками. Выбрать одну из форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальную, индивидуальную, коллективную, групповую) или варианты их сочетаний (рис.1). Такой урок является подготовкой учащихся к домашней работе, результаты выполнения которой будут достойно оценены и учениками класса и учителем на следующем уроке.
Обучение - процесс двухсторонний. В нем участвуют учитель и ученик, их деятельность на уроке тесно взаимосвязана. Т.О. проектирование урока можно представить себе в виде алгоритма последовательных действий (технологической цепочки). С одной стороны, в процессе обучения принимает участие учитель, который планирует свою деятельность на уроке, а так же организует учеников, контролирует, корректирует их действия. С другой стороны - ученик как второй субъект процесса обучения, должен выполнять на уроке под руководством учителя, а дома самостоятельно те же самые функции, что и учитель: планировать свою деятельность, организовывать ее, контролировать, корректировать и анализировать ее. Третьим элементом в общей структуре обучения является содержание изучаемого учебного материала. (рис.2)
Представленная на рисунке технология проектирования и проведения урока налицо: системность и целостность, совместная деятельность учеников и учителя, подчиненная достижению целей и задач урока. Деятельность учителя по данной технологии потребует от него более высокого уровня профессиональной компетентности. На уроке учитель создает условия для усвоения учеником общепринятого содержания. А для этого отделить от массы впечатлений главное, выделить существенные свойства, связи, взаимодействие, т.е. совершить определенные мыслительные действия.
При отборе содержания учебного материала учителю важно учитывать закономерности процесса усвоения, в ходе которого ученик должен совершить полный цикл умственных действий.
Структура процесса познания
- восприятие изучаемого материала; осмысление (понимание изучаемого материала, создание новых понятий, нахождение взаимосвязи, выработка суждений );
запоминание (первичное закрепление и последующее повторениеизученного материала);
применение (выработка умений и навыков через систему упражнений);
обобщение и систематизация знаний ;рефлексия (самоанализ и самооценка уровня знаний).
Рис.1 Технологическая цепочка проектирования урока
Рис.2
Выбор методов и приемов обучения.
Хочу назвать наиболее применяемые традиционные методы обучения: словесные, наглядные и практические (в чистом виде каждый из них практически не используется). Ими могут быть:
рассказ с целью выступления, повествования или заключения;
беседа (разговор);
лекция;
демонстрация чего-либо;
лабораторный метод;
упражнение;
познавательные игры;
обучающий контроль (устный, письменный, тестовый);
учебная дискуссия;
диалог;
ролевые игры и т.д.
Методы по их применению на практике можно разделить на следующие группы:
-методы одностороннего представления учебного материала рассказ, объяснение, лекция.
Если учитель не озадачивает учащихся по ходу объяснения учебного материала:
написать, записать, выписать,
задать вопрос учителю, найти на него ответ,
составлять план содержания, тезисы, конспект,
выявить сущность проблемы,
сравнить обобщить…,
то ученик просто слушает учителя или делает вид, что слушает.
Если учитель озадачивает учащегося, то метод преподавания определяет действия ученика:
-методы двухстороннего представления материала; диалог, диспут, дискуссия, групповая работа, разнообразные игры
-методы различных видов обучения: проблемного, эвристического, личностно-ориентированного и другого...
-методы контроля и обратной связи(беседа, консультация, тестирование, зачет…).
Формы организации познавательной деятельности на уроке.
Сегодня урок рассматривается не как деятельность учителя, а как деятельность ученика.
Усвоение знаний зависит от того, как эти знания подаются. Умелая организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи и запоминать изученный материал.
Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, запоминают и осознают материал.
Вопросно-ответная (логическая) система урока.
Каркасом для любого урока являются вопросы и ответы на них. Их задают и на них отвечают равно как ученики, так и учителя. Они пронизывают весь педагогический процесс.
Вопросно-ответная система урока складывается из серии вопросно-ответных ситуаций - логически завершенной совокупности вопросов и ответов, обеспечивающих решения определенной познавательной задачи и получение новой порции знаний.
Формы организации обучения.
Известны в педагогике 4 основные формы организации деятельности учащихся на уроке:
-фронтальная;
- индивидуальная;
-групповая;
-коллективая.
Применение системы разных средств вовлечения учащихся в активную деятельность является одним из условий результативности обучения.
Учителю необходимо из транслятора знаний стать режиссером, управляющим процессом обучения, и помочь ученику научиться управлять собственной деятельностью. Ученик должен включиться в активную работу на уроке, способствующую взаимо- и самообучению, самоконтролю, что приведет к максимальному развитию личности.
Напомню сущность известных форм организации деятельности учащихся на уроке.
Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся под руководством учителя.
Индивидуальной работой считается самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. Индивидуальная работа исключает сотрудничество ученика с другими учениками, но предполагает активное взаимодействие с учителем.
Коллективная деятельность одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата. Коллективная деятельность возможна, если есть общая цель и при следующих условиях организации работы: разделение учебного труда, обязанностей, функций, владение разнообразными способами действий, сотрудничество и взаимопомощь.
Групповую работу можно рассматривать как разновидность коллективной деятельности .Именно в группе каждый приобщается к делу как к общему, учится совместно действовать для достижения общей цели.
Групповая работа привлекает учеников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для формирования самооценки. Видами групповой работы являются беседа на заданную тему, поиск определения понятий, обобщение и систематизация материала, решение проблем, задач. Результаты совместной работы оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. Источником знаний становится в данном случае каждый член группы.
Вся совместная деятельность учителя и ученика на уроке подчинена достижению результатов и целей. Информацию учителю о результативности урока дает обратная связь.
Обратная связь может быть эмоциональной, невербальной, основанной на наблюдениях учителя за внешним проявлениями деятельности учащихся на уроках. Связь простая, но требующая от учителя определенной педагогической техники.
Обратная связь может быть и вербальной, получаемой постоянно в течение всего урока, и , особенно в конце его.
Информация со стороны учащихся поступает в разных вариантах:
-устный ответ на вопрос учителя всему классу одним учеником или несколькими;
- устный ответ ученика или группы на вопрос, обращенный конкретномуученику или конкретной группе;
-письменный ответ ученика по заданию учителя;
-самооценка учеником своей деятельности.
В педагогической деятельности накоплен большой и разнообразный арсенал методов проверки знаний учеников.
Например, наблюдение (в процессе ежедневной работы учитель может не фиксировать результаты в официальных документах, а учитывать их при выставлении общей оценки); устный контроль-ответ на вопрос учителя на уроке, зачете, экзамене.
Формы контроля могут быть самыми разными: индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированный опрос с применением карточек, игры, технические средства, письменная проверка. Активно используются сегодня и дидактические тестирования.
Практическая часть.
Для повышения активизации работы учащихся на уроке во время объяснения нового материала я задаю вопросы по ходу объяснения (фронтальная работа), для того чтобы ученики вместе со мной искали, логическую связь, закономерности между значениями разных величин. Например, урок «Электротехника».
Тема: «Классификация электротехнических материалов».
Закон Ома для участка цепи: Ι=U∶RСопротивление материала: R=ρl/S,Удельное сопротивление материала: ρ=(RS)/l
Определяем вместе с учениками зависимость величины силы тока I от удельного сопротивления материала ρ, его длины l и площади поперечного сечения S. Исходя из электропроводности материала, классифицируем электротехнические материалы и определяем их назначение.
Во время объяснения ,чтобы закрепить часть нового материала можно предложить выполнить ученикам несложную самостоятельную работу. Первые два ученика, нашедшие правильные ответы, получают положительные оценки (двоек не ставлю).
«Электротехника».Тема «Проводниковые материалы»
После объяснения кристаллического строения металлов , их электропроводности выполняется самостоятельная работа. По таблице «Характеристика проводниковых материалов» надо найти два металла, у которых наилучшая электропроводность.
Учащиеся должны вспомнить, от чего зависит электропроводность (она зависит от удельного сопротивления).Найти минимальное значение этой величины и соответствующий проводник -металл.
Чтобы иметь правильное представление об уровне усвоения учащимися материала можно сделать в конце урока блиц-опрос (как я его называю). Вопросы должны быть сформулированы так, что на них можно ответить коротко, одним словом, или закончить предложение. Зачитываю вопросы с небольшими интервалами, достаточными для написания ответа. На всю работу уходит мало времени. После того , как учащиеся все напишут, озвучиваются правильные ответы и ребята сами себе ставят оценки за повторение ( один правильный ответ- один балл).
Блиц-опрос по электротехнике «Проводниковые материалы»
В.: Какие частицы являются носителями электрического заряда?
О.: Электроны.
В.:При увеличении температуры проводника его удельное сопротивление..., электропроводность при этом...
О.: …увеличивается, …уменьшается.
В.: Какой заряд имеет электрон?
О.: Отрицательный.
В.: При уменьшении температуры проводника его электропроводность...
О.: …увеличивается.
В.: «.Явление сверхпроводимости заключается в том, что при понижении температуры до абсолютного О0К...
О.: …его удельное сопротивление скачкообразно падает до 0 Ом.
Обратной связью может быть и лабораторная работа. В конце темы «Физико-химические свойства металлов» лабораторная работа, в которой ребят используют полученные знания и определяют на практике:
Самый тяжелый металл.
Самый тугоплавкий металл
Металл с лучшей тепло- и электро - проводностьюМаслоизменяющий объем при нагревании.
Зная и понимая определения плотности металла, его температуры плавления, теплопроводности, электропроводности, теплового расширения ребята находят ответы на поставленные вопросы.
Групповая форма организации учащихся на уроках. Предмет «Технологическое оборудование»
Тема: «Универсальные приводы»
В конце урока, для того чтобы выявить насколько хорошо запомнили учащиеся правила эксплуатации приводы, класс разбивается на 2 группы по 5-6 человек. Выдаю чистый лист бумаги первому в группе ученику и говорю задание:
«Написать правила эксплуатации привода, первый ученик пишет первый пункт правил эксплуатации, передает листок следующему, второй учащийся должен записать второй пункт правил эксплуатации, передает листок... В конце должен получиться связный текст по теме… .» Это задание дает возможность повторить пройденный материал 2-3 раза.
Еще пример групповой формы организации учащихся на уроке. Предмет «Техническое черчение» Тема « Прямоугольное проецирование».
В начале урока идет объяснения нового материала, затем я вместе с ребятами / я на доске, а они активно помогая, отвечая на вопросы/ выполняем чертеж модели детали в трех проекциях. Затем класс разбивается на группы по 3 человека, группа получает задание «Выполнить чертеж модели детали в 3 проекциях». Каждый ученик выполняет одну проекцию, в группе ученики помогают друг другу, обсуждают правильность выполнения задания. После выполнения задания ребята из каждой группы поочередно выходят к доске и выполняют чертежи своей детали /всего на доске от руки выполняют чертеж по одному представителю из каждой группы/. Когда все 3-4 группы заканчивают выполнения задания на доске, правильность изображения проекций обсуждает весь класс, затем все группы приступают к выполнению чертежа в своей тетради по черчению.Наиболее полное представление об уровне усвоения материала учащимися я могу получить на уроке черчения, при выполнении учениками самостоятельной работы, и при возникновении затруднений
подойти к каждому и выявить причину трудностей, задав вопросы:
-Что ты делаешь?
-Что не получается?
-Почему не получается?
-Как выйти из этого положения
Список используемой литературы.
В.С.Безрукова«Все о современном уроке в школе проблемы и решения» 2004г.
Ю.Б.Зотова«Организация современного урока» 1994г.
Н.М.Яковлев,А.М.Сохор«Методика и техника урока в школе» 1995г.
Журнал«Народное образование» 2003г.
Н.Г.Дайри «Основное усвоить на уроке»
С.С.Татарченко «Урок как педагогический феномен» 2005 год