Доклад на тему Работа психолога с педагогическим коллективом
«Работа психолога с педагогическим коллективом »
Сегодня мы поговорим о работе школьного психолога - фигуры для многих странной и непонятной. Далеко не каждый учитель и даже руководитель может ясно сказать, что же он должен делать и чего от него ждать.
Министерством образования проводилось анкетирование среди учителей и воспитателей нескольких учебных заведений. Иметь в школе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?
Слайд 2. Среди многих педагогов бытует неправильное представление о роли психолога в образовательном процессе. Им представляется, что он сам, как по мановению волшебной палочки, в одночасье должен сделать из двоечника успевающего, превратить задиру и хулигана в тихого и послушного мальчика, повысить учебную мотивацию и т.д. Со своей стороны, каждый школьный психолог знает, что труднее всего работать с учителями. Мешает их нетерпимость к критике в свой адрес, завышенная и одновременно заниженная самооценка, несклонность к изменениям, уязвимость, закрытость. Поэтому так важно для психолога завоевать учителей, сначала чисто эмоционально расположить их к себе, а затем донести до педагогов, в чем именно и как он может быть им полезен.
Слайд 3. Особенно благоприятен для взаимодействия этап диагностики, с которого и начинают, как правило, свою деятельность в школе многие психологи. Учителя искренне удивляются, как это за короткое время можно столько узнать о ребенке, выявить причины того или иного поведения, с удовольствием находят ответы на волнующие вопросы. Так, вдруг педагогу становится ясно, почему ребенок учится хуже, плохо запоминает, отвлекается. Такая информация обычно удовлетворяет учителя. Раньше он мог относить промахи ученика на свой счет, а теперь понимает истинную причину такого поведения.
Но рано или поздно удовлетворение сменяется вопросом: «А что с этим делать?» И вот тут-то и возникают сложности. Учитель ждет, что психолог скажет ему нечто такое, что, например, облегчит его работу с так называемыми «трудными», а еще лучше - сам решит все проблемы.
Слайд 4. Но психологу без взаимодействия с учителем не добиться успеха. Во-первых, он может заниматься с ребенком один-два раза в неделю и наедине, тогда как учитель общается с ним ежедневно и в коллективе сверстников. Во-вторых, учитель - более значимая фигура, чем психолог, и слово, сказанное им, да еще при одноклассниках, имеет гораздо больший вес. В-третьих, общение учителя и ученика происходит в процессе учебной деятельности, которая тоже имеет большое значение. Так что все усилия психолога, например, стремление повысить самооценку ребенка, могут быть сведены на нет одним только замечанием учителя.
К тому же учет индивидуальных особенностей школьника при построении урока требует сил и профессиональной компетентности, и усилия учителя должны найти поддержку администрации - моральную, материальную, организационную, скажем, составлением удобного расписания. Но подобную поддержку педагоги получают редко, и в таких условиях лишь немногие решатся последовать советам психолога. Более того, зная причины отклонений учащихся в учебе или поведении, представляя, что надо делать, чтобы их устранить, но не имея для этого ни условий, ни стимулов, они начинают испытывать дополнительную неудовлетворенность своей работой.
Слайд 5. Личностные проблемы
Но даже если в школе созданы условия для овладения новыми педагогическими технологиями, существуют трудности иного рода - личностные проблемы учителей. Например, учитель - авторитарная женщина, говорит громким голосом, предпочитает замечания поощрениям, а ученица - ранимая девочка, которая повышенный тон учителя воспринимает как наказание, теряется, отказываясь выполнять задание. Она не успевает по данному предмету, хотя интеллектуально развита. Как тут быть? Захочет ли учитель (особенно с солидным педагогическим стажем) менять свое поведение? Скорее всего, не захочет, заявив, что не может подстраиваться под отдельного ученика, пусть уж перестраивается эта девочка.
Другой пример. Учитель - человек энергичный и эмоциональный, ведет урок в быстром темпе, искренне радуется ученикам, готовым всегда ответить первыми. Но есть в классе мальчик по натуре своей медлительный, апатичный. Он не глуп, но, что называется, тугодум. Его медлительность раздражает учителя, он считает, что мальчик неспособный и не хочет стараться. Ребенок испытывает чувство неуспеха, так как таких заданий, которые требуют времени на обдумывание, в которых как раз он мог бы проявиться, учитель дает мало. Осознание проблемы тоже не является ее решением: «Что же я из-за него должен тянуть время для всех остальных? А потом не успею пройти программу».
Мы рассмотрели наиболее поверхностные проблемы несоответствия индивидуальных особенностей учителя и ученика. Существует ряд более глубоких личностных проблем педагога, которые он переносит на взаимоотношения с детьми. Эти проблемы, как правило, не осознаются педагогами и мало анализируются с профессиональных позиций. В ряде случаев учителя нуждаются в психотерапевтической работе по осознанию глубинных причин, лежащих в основе их профессиональной деятельности, преодолению собственной запрограммированности. Однако такую работу, вероятно, лучше проводить за рамками учебного заведения, так как терапевтические отношения между педагогом и психологом могут отражаться на их профессиональном взаимодействии.
Конечно, психологу необходимо понимать, что работа с учителями - очень тонкое, деликатное дело, требующее от него не только общепсихологических знаний, но и знаний основ дидактики, психотерапевтической компетенции, владения навыками проведения тренингов. Кроме того, чтобы педагог, зачастую который старше психолога, пришел к нему, не испытывая страха за то, что раскроются его личные проблемы, нужно время и доверие. А это такая работа, которую трудно уложить в какие-то временные рамки, она требует терпения, настойчивости, взаимопонимания. Поэтому залог успешной работы психолога с педагогическим коллективом, а, следовательно, и с учащимися, прежде всего в понимании и поддержке целей и задач его деятельности со стороны администрации.
Слайд 6. Не надо требовать от психолога быть цензором педагогов. Не следует ждать от него быстрых видимых результатов, а создавать условия и стимулы для выполнения всех рекомендаций.
Слад 7. Направления сотрудничества.
Можно обозначить следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогическим коллективом:
Участие психологов в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
Проведение психологических тренингов с педагогами, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, «я-сообщение» и т.д.
Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
Индивидуальные консультации для учителей и воспитателей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
Проведение сеансов психологической разгрузки.
Организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Психотерапевтическая работа с педагогами. Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности.
Практический психолог в своей психопрофилактической работе предупреждает "профессиональные опасности" педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка и эмоциональное перенапряжение педагога и т. п.
В связи с этим у нас в школе был проведен семинар «Профессиональное выгорание».
Учитель одна из самых востребованных и при этом наименее оплачиваемых профессий. Возможность получения относительно высокой зарплаты существует только за счет увеличения количества работы и, соответственно, сокращения времени на отдых.
Помимо неадекватной оплаты труда есть и другие факторы, отрицательно влияющие на самочувствие учителя. Среди них гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.
Слайд 8. Большинство конфликтов в школе начинается на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. В то же время общение основной инструмент профилактики и завершения конфликтов. Школьный психолог предлагает несколько практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов посредством компетентного общения. Однако это редкость, чтобы взгляды на одну проблему были абсолютно совпадающими. Совершенно естественно, что учителя имеют разное мнение по одной проблеме. У них разный возраст, пол, педагогический опыт, время проживания в данном городе , состояние здоровья, ситуативное настроение, информированность, своеобразие мышления, семейное положение. У них все разное! Как могут их мнения быть одинаковыми?
Поэтому я хочу предложить вам небольшое занятие -тренинг.
Слайд 9. Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...»
Слайд 10. А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...». Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них - одни запреты, а взрослые «могут все», у них - полная свобода действий.
Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать так же, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Слайд 11. Давайте потренируемся!
Типичная фраза:
«Ты должен хорошо учиться!»
«Ты должен думать о будущем!»
«Ты должен уважать старших!»
«Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Как необходимо говорить:
«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться».
«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»
«Ты знаешь: уважение к старшим это элемент общей культуры человека».
«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
Слайд 12. А теперь поупражняйтесь самостоятельно!
Слева даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. Справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
«Мы в твои годы жили гораздо хуже!"
«Ты должен ценить заботу старших »
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
На основании проведенной работы, можно сделать вывод о целесообразности включения активных методов обучения в арсенал методов, используемых психологической службой школы.
На мой взгляд больше всего отдачи психолог может получать во время проведения Недели психологии в школе, где будут заняты практически все участники образовательного процесса.
Слайд 13. Вот основные цели проведения Недели психологии в школе:
1. Популяризация деятельности практического психолога.
2. Повышение интереса к психологии как к науке.
3. Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и
укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов;
4. Повышение психологической компетентности учащихся и учителей
школы;
5. Формирование представлений о важности психологической науки как
одной из составляющих человекознания.
Слайд14. Одним из видов работы в рамках Недели психологии являются психологические акции. Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.
Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.
Слайд 15. Акция «День откровений» (социологический опрос), в роли корреспондентов активное участие принимают ребята 5-11 классов. Учащиеся 5-7 классов проводят опрос ребят начальной школы.
Ребята 8-9 классов опрашивают учащихся среднего и старшего звена .
А вот ребята 10-11 классов задают вопросы учителям.
Еще одна акция - «Стена мечтаний ». В холле вывешена «стена» из кирпичиков, на которых в течении всех перемен ребята и учителя имеют возможность написать свои самые заветные мечтания.
Практически вся школа может принимать участие в этом мероприятии.
Неделя психологии это удивительный мир на целую неделю и каждый день урок на всю жизнь.
Слайд 16. Доверяйте, интересуйтесь, пробуйте! И у вас обязательно все получится!