Тренинг, как одна из форм работы психолога с педагогическим коллективом
ТРЕНИНГ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМЕ.Н.Чубарова,
педагог-психолог
ОКУСО «Курский СПРЦ», г. Курск
Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать не только с обучающимися и их родителями (законными представителями), но и тесно сотрудничать со всеми членами педагогического коллектива и администрацией. Только совместная продуктивная деятельность каждого участника образовательного процесса может принести положительные результаты. В связи с чем, работа психолога с мастерами, преподавателями, воспитателями не должна сводиться только к диагностике и консультированию, а быть так же направленной на развитие и совершенствование всего коллектива в целом. Поэтому особая роль в формировании позитивных взаимоотношений среди сотрудников отводится тренинговым занятиям.
Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции. [3]
Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. [3] Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.
Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с педагогическим коллективом. Использование данной формы способствует повышению у преподавателей уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.
Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в образовательной организации.
Тренинг – это интерактивная форма обучения, которая состоит из ряда этапов: вводный, основной обучающий, завершающий.
Вводный этап тренинга – введение участников в курс дела. Педагоги знакомятся с целями тренинга, правилами работы в группе, совместно придумывают «ритуал приветствия».
Так как ни одна социальная общность не может существовать без определенных норм поведения, регламентирующих жизнедеятельность людей, в тренинговой группе, в начале, обсуждаются и принимаются основные принципы работы. Чаще всего это следующие правила:
«Здесь и теперь»
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. [1]
Искренность и открытость
Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Принцип «Я»
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «Мне кажется...». Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
Активность
Психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет активная внутренняя позиция. [2]
Конфиденциальность
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития. [1]
Основной обучающий этап тренинга подразумевает передачу знаний, умений, то есть нового опыта в целом. Этот опыт должен быть вначале обозначен, затем объяснен и передан. Участники воспринимают и осмысливают данный опыт (присваивают его). Далее следует практика – непосредственное применение полученного опыта в условиях тренинга.
Практическая фаза является очень важной составляющей группового тренинга. Без нее любые полученные сведения рискуют остаться в сознании участников оторванными от жизни или просто забыться. Чтобы избежать этого в работе используются разборы реальных случаев из практической деятельности или специально созданные кейсы (в зависимости от специфики темы).
Для повышения самопринятия и принятия других в тренинги обязательно включаются задания с прямыми «поглаживаниями». «Поглаживания» - это словесные высказывания о достоинствах человека и о его ценности для коллектива. Они могут быть не прямыми, а опосредованными через продукт творческой деятельности участников. Например, в работе с педагогами можно изготовить тряпичных куколок и попросить каждого рассказать о своей кукле (как зовут, какими качествами обладает, чем любит заниматься и т.п.) Подобные задания в игровой форме помогают снизить напряжение в группе.
Иногда полезно предварительно «разогреть» участников, заставить их подвигаться, снять напряжение, тем самым создать благоприятную атмосферу для работы. Для этого применяются специальные упражнения и игры. Например, игра «Молекулы»: все члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу психолога (хлопок) «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и так далее. В конце упражнения объединяется вся группа.
Для развития рефлексии также нужно предлагать специальные задания, причем педагоги с большим желанием участвуют в выполнении арт-терапевтических техник. Например, им дается задание нарисовать «Чудо». Затем каждый участник демонстрирует свой рисунок, а психолог задает вопрос: «Это изображение ассоциируется у меня с … (радостью), а у вас?» Все это способствует более углубленной эмоциональной рефлексии.
С целью формирования у педагогов стремления к саморазвитию используются психотерапевтические сказки-метафоры. Психотерапевтические метафоры - это короткие, часто иносказательные повествования, в которых информация о стратегиях действия, установках и поведенческих образцах представлена в символической форме. Метафоры помогают по-новому взглянуть на привычные ситуации, предметы и явления, а также дают человеку возможность доступа к тем ресурсам, без которых невозможно саморазвитие. Помимо этого, метафора «безопасна» для педагогов, так как похожа на сказку и к тому же имеет непрямой характер воздействия, позволяющий избежать дополнительного сопротивления участников тренинга.
Основной этап тренинга завершается оценкой достигнутого. Результативность можно проследить путем выполнения тестовых заданий, коллективной завершающей дискуссией или другими способами (все зависит от личного выбора психолога).
Завершающий этап тренинга – подведение итогов и прощание. Здесь участники высказывают свое мнение о том, что они вынесли для себя с тренинга, что понравилось, какие чувства испытывают по окончанию занятия, насколько были удовлетворены их ожидания.
В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с педагогическим коллективом образовательной организации. Он позволяет раскрыть каждого педагога, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для педагогов отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.
Библиографический список
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.