Сопровождение гиперактивного ребенка. Работа педагога-психолога с педагогическим коллективом
Сопровождение гиперактивного ребенка.
Работа педагога-психолога с педагогическим коллективом
Психолог призван сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию взаимоотношений детей и педагогов в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ желанием и стремлением идти от ребенка, его нужд и интересов. И это означает, прежде всего, отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно ориентированной. Такой переход сложен, особенно там, где наполняемость детских групп велика, где воспитатель работает без помощника.
Очень часто на консультацию к психологу приходят педагоги с жалобой на чрезмерно подвижных детей. «Что мне с ним делать?», «Сделайте с ним что-нибудь!» - восклицают они. И задача педагога-психолога состоит в том, чтобы объяснить воспитателю, что ребенок так себя ведет не в силу чрезмерной распущенности и невоспитанности, а из-за индивидуальных особенностей.
Поэтому, самой распространенной формой работы являются индивидуальные и групповые консультации. Групповые консультации дают возможность психологу донести до воспитателей результаты диагностики о проблеме, обсудить основные трудности работы с гиперактивными детьми.
На индивидуальной консультации у воспитателя следует выяснить особенности поведения и развития ребенка, дать конкретные рекомендации и совместно с педагогом разработать стратегию и тактику взаимодействия с таким ребенком.
Отработку навыков взаимодействия с гиперактивными детьми целесообразно проводить на семинарах-практикумах. Цель семинара-практикума - повышение психологической компетентности воспитателей при работе с гиперактивными детьми. Семинары-практикумы включают в себя активные формы работы с педагогами, а также мини-лекции на которых психолог может дать теоретическую справку о том, что такое гиперактивность, раскрыть суть проблемы детей СДВГ. Педагогам следует объяснить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком. Например, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями: если ребенок начинает рвать обои, можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.
Педагогам нужно понять, что гиперактивность, это прежде всего, медицинский диагноз, а значит и ставить его должен только врач. Но несмотря на то, что причина СДВГ обусловлена особенностями нервной системы ребенка, в частности, преобладанием возбуждения над торможением, коррекция СДВГ не сводится только к медикаментозной терапии, это еще и поведенческая терапия, которую осуществляют педагоги, работающие с ребенком. Поэтому, необходимо выработать рекомендации «Как помочь гиперактивному ребенку». Идеально, если рекомендации будут не просто озвучены психологом, а оформлены в виде памяток, буклетов для личного пользования каждому педагогу.
Цель семинара-практикума сводится к тому, чтобы научиться работать с гиперактивными детьми, а значит необходимо научиться отличать гиперактивных детей от просто активных. С этой целью целесообразно провести упражнение «Портрет гиперактивного ребенка». Задача воспитателей состоит в том, чтобы выделить основные черты гиперактивного ребенка, задача психолога – разграничить черты гиперактивности от черт, присущих любому активному ребенку.
Семинар-практикум по гиперактивности эффективно организовать из двух встреч: «Как определить гиперактивного ребенка», «Как помочь гиперактивному ребенку».
Семинар-практикум проводится в разных формах: в форме деловой игры («Гиперактивный ребенок на занятии»), в форме диспута ( «Помощь педагога гиперактивному ребенку»), дискуссии, брифинга, «круглого стола» и т.д.
Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения вопросов по проблеме гиперактивности, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.
Цель данной формы работы – обмен информацией в совместной деятельности.
Психолог приглашает воспитателей на Круглый стол, заранее освещая тему. В процессе проведения круглого стола психолог выступает по теме, затем обсуждается проблема всеми желающими. Далее происходит выступление участников и подводятся итоги.
Еще одной формой работы с педагогами является устный журнал. Цель устного журнала – обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком. При проведении данной формы работы психолог выявляет имеющиеся знания у педагогов о синдроме СДВГ, обобщает их и дополняет.
Можно предложить примерный план устного журнала:
1 страница – информационная
2 страница – видеостраница
3 страница – обучающая
4 страница – игровая
5 страница - заключительная
Особая форма демонстрации психологом своего профессионального мастерства по теме гиперактивность, обобщение и распространение психолого-педагогического опыта – это мастер класс. Психолог представляет свой метод работы с гиперактивными детьми или авторскую методику, имеющие свои принципы и определенную структуру.
В процессе проведения мастер-класса идет непосредственное обсуждение основной мысли и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны ведущего, т.е. это открытая, свободная форма проведения, предполагаемая комментарии ведущего, вопросы по ходу деятельности, неформальное общение.
Основная цель мастер-класса – привлечение внимания педагогов к актуальным проблемам воспитания и обучения гиперактивных детей, способам их решения, формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.
Структура МК (каким должно быть занятие):
1. Постановка проблемы (цели, задачи будущей деятельности), т.е. мотивация детей на деятельность;
2. Блок учебной информации (1-2 минуты). Предлагаются пути решения поставленной проблемы (предлагать могут и сами дети, и слушатели). Проговариваются основные элементы будущей деятельности
3. Практикум. Привлечение детей и слушателей к ходу мастер-класа. Обмен идеями, комментарии по ходу деятельности, общение.
4. Итог. Проговаривается проблема и тот путь, метод, с помощью которого эту проблему получилось устранить.
В результате мастер-класса психолога с гиперактивными детьми, воспитателям предлагается возможность рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения с гиперактивным ребенком, а также осуществляется отработка практических навыков взаимодействия.
Существует еще одна форма работы с педагогическим коллективом – это педагогическая гостинная. Педагогическая гостиная - это специально организованная форма взаимодействия педагогов, а так же педагогов других образовательных учреждений.
Очень интересна данная форма, когда необходимо познакомить педагогов с мнением других специалистов по данной проблеме, в частности детского невролога, педиатра.
В ходе самой гостиной педагоги участвуют не как пассивные слушатели, а как активные участники диалога. Они задают вопросы гостям, являются соведущими, высказывают свою точку зрения по вопросам воспитания и развития детей.
Задачами организации педагогических гостиных являются:
- расширение представлений педагогов о проблеме;
- повышение заинтересованности ею;
- совершенствование профессиональных навыков и умений;
- вовлечение в непрерывное образование;
- создание возможностей проявить творческие способности.
На наш взгляд, самой сложной формой работы с педагогами является тренинг. Тренинг — форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. На тренинге используются нестандартные способы организации: деловые игры, упражнения, сочинение сказок, элементы релаксации, дискуссии, мозговой штурм и др.
Исследования показывают, что до 90 % полученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного. Поэтому необходимо постренинговое сопровождение. Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.
Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества.
Для более полного раскрытия проблемы гиперактивности психолог может предложить воспитателям педагогическую библиотеку. Удобство этой формы работы заключается в том, что педагог сам может выбрать, что ему больше всего интересно по данной проблеме: теоретические вопросы или практические материалы. На наш взгляд, целесообразно иметь картотеку по данному вопросу, перечень которой включает в себя не только список книг, но также статьи из периодической печати, которые освещают тему гиперактивности.
Любая форма работы, используемая психологом во взаимодействии с педагогическим коллективом по проблеме СДВГ направлена, прежде всего, на качественное сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях ДОУ.
Литература:
1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч.ред.проф. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.- 240 с
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. – СПб.: Речь, 2011.- 190 с.
3. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.