И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!
ГКОУ РО – школа-интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска
Сценарий утренника, завершающего Неделю русского языка
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
(А. Ахматова)
Разработала и провела: учитель высшей квалификационной категории Лавриненко Г.И.
2014 г.
Сценарий утренника, завершающего Неделю русского языка
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
(А. Ахматова).
Цели: продемонстрировать успехи обучающихся в овладении навыками словесной речи.
Задачи:
обучающая: углубить и закрепить знания о русском языке;
коррекционно-развивающая: вовлечь в творческое соучастие всех обучающихся;
воспитательная: воспитывать обучающихся в лучших традициях отечественной культуры.
Оборудование: высказывания русских классиков о языке, игры.
Ведущий: Сегодня мы продолжим разговор о русском языке. С помощью слова люди объединяются и дружат. В школе вы изучаете разные предметы с помощью речи. И сейчас вы продемонстрируете свои успехи в овладении навыками словесной речи.
Писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского прибоя».
Да, ребята, мы с вами постоянно слышим целую ленту звуков: как льётся вода из крана, звенит колокольчик, тикают часы, слышим птичьи голоса, как вы читаете стихи и многое другое.
С. Маршак написал для нас стихотворение «Гимн звукам родного языка»
Ученик: (читает стихотворение)
Гласные тянутся в песне звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные ... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Ведущий: Ребята. Вам всем ясно, что это стихотворение об алфавите. А вот вопрос:
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
Какие буквы звуков не обозначают?
Ведущий: с помощью этих букв мы передаём человеческую речь, и всё, что написано на русском языке, написано только с помощью этих 33-х букв.
О богатстве, глубине, превосходстве, красоте русского языка говорили и говорят великие классики, писатели и поэты
Ученики: читают высказывания о русском языке писателей и поэтов. (Л.Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Н. Заболоцкого, К.С. Станиславского).
Ученики: читают стихи о русском языке (А. Ахматова «Русская речь», А. Прокофьев «Слово», В. Шефнер «Слова»).
Ведущий: Наша речь богата пословицами, поговорками, скороговорками, загадками. Кто знает их?
Ученики: читают загадки, пословицы, скороговорки. Можно провести викторину пословиц.
Ведущий: К устному народному творчеству относятся и песни. Сейчас мы послушаем одну из них.
Ученик: исполняет песню «По улице Мостовой».
Ведущий: Наша речь богата не только пословицами, поговорками, загадками, но и синонимами, антонимами и омонимами дать пояснения). Ребята, послушайте рассказ Николая Сладкова «Овсянка».
Ученики: инсценировка рассказа.
Ведущий: Почему девочки долго не могли понять друг друга? Какие слова называются омонимами?
Ученики: отвечают на вопросы.
Ведущий: А знаете ли вы, почему глухаря назвали глухарём? Прежде, чем ответить на вопрос, послушаем разговор Глухаря и Сороки.
Ученики: инсценируют разговор птиц.
Ведущий: Что скажите, ребята? Может, глухарь и правда глух?
Ученики: Когда глухарь поёт или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. Но как только смолкла песня глухаря, птица чутко прислушивается.
Ведущий: А сейчас игры.
Игра «Высокий и низкий».
Вызываются восемь игроков, они садятся на стулья. Ведущий бросает жгут одному из игроков и называет слово, игрок должен сказать слово с противоположным значением. Если игрок не назвал слово, он встаёт, если не называет второй раз – стоит на одной ноге, после третьего раза – выбывает из игры.
Игра «Получи приз»
Берётся приз, заворачивается в бумагу. На обёртку приклеивается содержание любой загадки. Вновь заворачивается, и так восемь обёрток с загадками. Игрок убирает первую обёртку, читает загадку вслух, потом называет отгадку. Если он ошибся, приз переходит отгадавшему, и так до самого приза.
Игра «Запомни ряд»
Называются 10-15 слов. Играющие обозначают слово любым предметом. Потом по указанию ведущего устанавливают ряд.
15