ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Цели: содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.
Учитель: Наш классный час мы посвящаем русскому языку. Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.
Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.
Рубрика «Знаете ли вы, что…»
(сопровождается показом иллюстраций).
Учитель: Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому. Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков. В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками. И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.
Учитель: Щедрое народное наследство –Я люблю красивый наш язык,Ведь на русском говорю я с детства,Словно к матери, к нему привык.Жизнь идет, словарь опережая.(Сколько новых дел, событий, чувств!)Мысль свою на русском выражая,Я у предков многому учусь.Навсегда вошли без переводаРусские хорошие слова.В речь и душу каждого народаНа правах духовного родства.Я ко всем наукам ключ имею,Я со всей Вселенною знаком –Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком.Я умею говорить по-русски,Потому беседовать могуС братом негром, C докером французским, С другом на кубинском берегу.Наш язык – язык труда и света,Он широк, и ясен, и велик.Слушает с волнением планетаПушкина бессмертного язык!
С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин. Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка».
Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.
Рубрика «Игры с русским языком»
1.«Прятки»
В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.
Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.
Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.
Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.
И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.
Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.
Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.
2. «Беглянка»
Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!
3. «Что за фразеологизм?»
Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.
Я сегодня так устал, что всю ночь спал….
Свои вещи нужно содержать в порядке,….
Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….
Лёва …. и начал кричать и топать ногами.
Почему ты не говоришь правду, а всё время ….
Смелым и ….
Я сделал всё правильно и аккуратно так, что ….
4. «Игры с антонимами».
Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.
….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.
В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.
….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.
Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.
Ученье - ….., а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.
Декабрь год …., а зиму …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Подведение итогов.
Продолжите фразы:
Сегодня я понял ….
Сегодня я узнал ….
Сегодня я вспомнил…
Сегодня я поучился…
Учитель: Учите русский - годы кряду,С душой, с усердием, с умом!Вас ждет великая награда,И та награда – в нем самом.Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!(А. Ахматова) Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние. Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.
396016-1868
3534410146685
38306201991023
-351790191135
5479004226732
-5558112700
1570990153670
Ты жеребёнок ещё.
Несуразные вещи.
Покалечилась она.
И дико мне сейчас.
Ябеду не ждал.
Ведь мы летали на метле.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
….едешь, ….будешь.
В одно ухо …., в другое - ….
….дождь растит, ….. гноит.
Волос ….., да ум…..
Ученье - ….., а не ученье - ….
Готовь сани …., а телегу - ….
Декабрь год …., а зиму ….