Конспект фронтального логопедического занятия по теме Звук и буква Ж
Звук и буква Ж.
Задачи.
Образовательная: уточнить артикуляцию звука, закреплять представления о связи звука с буквой, закреплять умение выделять звук и букву из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Коррекционно – развивающая: корректировать фонематический слух, языковой анализ через упражнения на развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать мыслительные процессы через наблюдения за языковыми единицами, обогащать словарь.
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к правильной речи, умение слушать и слышать друг друга и учителя.
Ход занятия
Оргмомент.
-Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Папки, зеркала, тетрадки
На твоём столе в порядке?
Основная часть
–Послушайте стихотворение:
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
-Какой согласный звук часто встречается в этом стихотворении?
Тема занятия – звук и буква Ж. Для чего мы изучаем эту тему?
2) Произнесение звука перед зеркалом. Анализ артикуляции: язык чашечкой поднят вверх, губы округлены, воздух тёплый, голос работает. Изображение символов в тетрадях и на доске. Характеристика звука: согласный, твёрдый, звонкий.
3) Игра «Поймай звук Ж»
Жа, чу, жи, ас, ожо, же, ще, ащ, за, жо, шу, жуЖаба, зонтик, щётка, журнал, пожар, кожа, коза, пушка, ежи, чайник, ножи, щука,важный, колечко, цапля, ждать, возможный.
-Вспомните слова, обозначающие живые предметы (5).
4) Игра с мячом «Запомни, повтори»
Жа-жо-жу, жа-жо-жу, жа-жо-жу с перемещением
Жи-же-жо, жи-же-жо, жи-же-жо ударения
Жа-же-жо, жу-жи-же, жа-жу-жо-жи, жи-же-жо-жа5) -Звук ж обозначается буквой ж. Сколько в ней элементов? Какие?
Письмо буквы на манке, выкладывание из фасоли.
6) Работа со слоговой таблицей. Чтение по столбикам, строчкам. Отыскивание слогов: жне, жур, жло, жда, мже.
ждалжажарже
жожужложе
ржа жнежижал
мжежможулжур-Найдите слог мже. 2 шага вправо,2 шага вверх (жло)
1 шаг вверх,1 шаг вправо,2 шага вниз (жал)
3 шага влево, 2 шага вверх, 1 шаг вправо (лжа)
2 шага вниз, 2 шага вправо, 1 шаг вверх (же)
7) Самомассаж (су-джок), запись числа, запись слогов: 1 вариант – слоги третьей строки, 2 вариант – слоги 4 столбика.
8) Работа с деформированными словами. Чтение слогов, составление слов, запись по памяти с проговариванием, выделение буквы Ж.
Крыжовник, ежевика, баклажан, художник, журналист, пожарный, жакет, пиджак.
-У кого получились названия ягод (2)? Овощей (1)? Профессий (3)? Одежды (2)?
9) Отбор картинок со звуком ж в названиях (крыжовник, ножницы, ружьё, журавль, жираф, жёлуди).
Распределение на 2 группы по месту звука Ж в слове (начало, середина).
Подбор признаков и действий к предметам.
Игра «Что изменилось?»
Составление схем слов «ножницы», «журавль», ружьё.
Запись слов с проговариванием. Выделение буквы Ж.
10) Чтение и запись слов с пропущенными слогами
жа, жо, жи, же.
Пи__ма, е__нок, лу___, медве___нок, ре__м, пры__к, пру__на, по__р, дра__, ко__, дви__ние.
Словарная работа со словом драже – мелкие конфеты или таблетки округлой формы. Составление предложения со словом «драже».
11) Игра с мячом «Один – много»: жаба, жираф, жеребёнок, медвежонок, жаворонок, жёлудь, желток, журавль, журнал, жетон, жалоба, жук, животное
12) Работа с деформированным словосочетанием
Жадная жаба, кожаный пиджак, жёлтый жук, ежевичное желе.
Слова – предметы и слова – признаки. Счёт от 1 до 5.
Желе из ежевики – ежевичное, а желе из малины? Клубники? Вишни? Сливы?
Запись с проговариванием по памяти с опорой на слово – признак. Выделение буквы ж.
13) Работа с деформированным предложением
Женя надел жёлтый пиджак.
На лужайке Жора увидел ежа.
Жираф жил в жаркой Африке.
Запись по памяти с проговариванием.
Обобщение.
Итог.