Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: Звук [ы]. Буква ы.
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной к школе группеТема: Звук [ы]. Буква ы.
Коррекционно-образовательные цели.
Расширить знания детей о многообразии звуков родного языка;
Познакомить детей со звуком [ы], закрепить навык правильной артикуляции звука;
Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных во множественном числе);
Учить детей определять позицию звука в слове;
Познакомить детей с буквой «ы».
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать фонематическое восприятие;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Развивать артикуляционную, общую и тонкую моторику.
Развивать внимание, восприятие.
Коррецонно-воспитательные цели.
Продолжать воспитывать навыки самостоятельности, активности, инициативности.
Воспитывать навыки взаимопомощи.
Оборудование. Предметные картинки с изображением предметов начинающихся со звуков [Б], [Б'], [В], [В'], [Г], [Г'], [Д], [Д'], [К], [К'], дидактическая игра «Твердый – мягкий», контейнер с фишками и пособие «Окошки» для определения места звука в слове, Демонстрационный материал для чтения: буква, слова, предложение, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент Дети заходят в группу и располагаются стоя полукругом, лицом к педагогу.
Им предлагается правильно ответить на вопросы:
- какие бываю звуки? (гласные и согласные)
- как мы узнаем гласные звуки? (их можно попеть и потянуть)
- какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими)
- каким символом обозначаем мягкие звуки? (подушка)
- каким символом обозначаем твердые звуки? (камень)
Вывешиваются соответствующие картинки
- каким цветом на схеме обозначаем мягкие согласные? (зеленым)
- каким цветом на схеме обозначаем твердые согласные? (синим)
Ребята, закройте на, мгновение глаза, теперь мы с вами на лесной поляне.
Самомассаж «Ветер»
Где ты, дождик, побывал?
Где ты, дождик, поливал? Проводим кончиками пальцев от лба через виски до подбородка
Я на улице гулял
И детишек умывал Умывающие движения ладонями
Мыл глаза им Проводим кончиками пальцев под нижним веком
Брови мыл Проводим кончиками пальцев по бровям
И про уши не забыл Трем ладонями уши
Ну а ветер, ты, где был? Волнообразные движения вытянутыми вперед руками
Я вам волосы сушил Проводим по волосам от лба к макушке
Щекотал вам щеки Щекочущие прикосновения к щекам
шею Щекочущие прикосновения к шее
И бока вам гладил смело Поглаживание по бокам
Слышите, дождик начинается?
Артикуляционная гимнастика «Дождик»
Капли редко капают: Упражнение «Рыбка» в медленном темпе
Дождь все сильнее, Убыстряем темп
сильнее Еще быстрее смыкаем и размыкаем губы
Потекли ручейки С – С – С – С
Подхватил ручеек бумажку Ш – Ш – Ш – Ш
Подул сильный ветер, разогнал тучи У – У – У – У
Дождь пошел реже Упражнение «Рыбка» медленнее и медленнее до полной остановки.
2. Основная часть Дети садятся на стулья полукругом к доске.
1. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»
(выделение первого звука в слове и определение твердости - мягкости)
- Дети получают карточку с изображением предмета, определяют, с какого звука начинается название этого предмета.
Если первый звук твердый согласный, картинку прикрепляют под изображением камня синим магнитом.
Если первый звук мягкий согласный, картинку прикрепляют под изображением подушки зеленым магнитом.
2. Упражнение «Один - много»
(Совершенствование навыка употребления существительных во множественном числе).
- А теперь мы поиграем.
У каждого из вас карточка с изображением одного предмета, но вы будете называть, как будто их много. Например:
Мне досталась картинка с изображением балкона
балкон – балконы шарф – шарфы
кот – коты дуб – дубы
нос – носы шар – шары
нота – ноты вагон – вагоны
банан – бананы бокал – бокалы
- Молодцы! Вы были внимательными, справились с заданием.
А кто может сказать, какой звук мы услышали в конце этих слов? (звук Ы).
Давайте попробуем определить, какой это звук, гласный или согласный? (гласный).
Как определили? (его можно попеть и потянуть).
Давайте произнесем еще раз этот звук по очереди.
Звук Ы особенный звук. Он бывает только в середине и в конце слова. В русском языке нет слов, начинающихся с этого звука.
И сейчас мы с вами будем определять место звука в слове.
3. Место звука в слове. Работа со схемой и пособием «Окошки»
Дети выбирают фишку, соответствующую звуку Ы (красную) и выкладывают ее в «окошко» соответствующее этому слову:
Во второе – середина слова
В третье – конец слова.
Слова для работы:
сыр мышь
столы камыш
вагоны стаканы
4. Физкультминутка.
Ребята, пришло время нам вернуться на лесную поляну. Становитесь в круг
На лужайке поутру
Мы затеяли игру Дети становятся в круг
Я – подснежник Показывают руками на себя
Ты – вьюнок
Показывают руками на тех, кто стоит рядом
Становитесь в наш венок Берутся за руки
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг пошире. Делают четыре шага назад
А теперь мы – ручейки
Побежим вперегонки
Прямо к озеру спешим
Будет озеро большим. Дети делают «Волну» руками, поднимая поочередно левую и правую руки
Становитесь в круг опять
Будем в «солнышко» играть Дети смыкают круг
Мы – веселые лучи Поднимают руки вверх
Мы резвы и горячи Тянутся на носочках, отклоняя руки назад.
А теперь мы поиграем в «Школу».
Ребята, садитесь за столы.
Покажите, как вы умеете сидеть за партой:
Ноги стоят на полу
Спина прямая
Руки сложены перед собой.
Молодцы, так вы будете слушать учителя в школе.
5. Знакомство с буквой Ы.
Кто мне напомнит, с каким звуком вы сегодня знакомились? (Ы)
А сейчас я покажу вам, как выглядит эта буква, она бывает только маленькой, заглавной буквы Ы не бывает. Кто мне подскажет, почему? (В русском языке нет слов, начинающихся со звука Ы).
Прикрепляю изображение буквы Ы на доску.
На что похожа эта буква?
Из каких элементов состоит?
Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву, а теперь на столе указательным пальцем:
Вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию.
Запомнили эту букву?
А теперь почитаем слова с этой буквой
Открываю слова на доске:
дым коты
бык дубы
ноты вагоны
батоны
6. Упражнение для развития тонкой моторики.
Пришло время отдохнуть. Покажите, как вы умеете выходить из-за столов: стулья не двигаем, выходим через середину, обходим стол и выходим к доске.
Вы видите на столах счетные палочки, следующее задание: выкладываем букву Ы из палочек.
Вывешиваю образец на доску.
Сколько палочек вам понадобится для того, чтобы выложить эту букву? (семь)
Не торопитесь, старайтесь чтобы буква вышла ровная.
У всех получилось?
Занимаем свои места за столами.
Переворачиваю доску.
7. Чтение предложения со словами, содержащими букву Ы.
У меня для вас последнее задание.
Какую букву вы сейчас выкладывали? (Ы)
А сейчас вы прочтете предложение, в котором есть слова с этой буквой.
У Никиты ноты.
Сколько слов в этом предложении? (три)Назовите первое. (У)
Назовите второе (Никиты)
Назовите третье (Ноты)
Назовите четвертое (в этом предложении больше нет слов, оно состоит из трех слов)
Назовите полностью предложение.
В каких словах есть буква Ы? (Никиты, ноты). 3. Подведение итогов занятия Дети отвечают на вопросы:
Понравилась им своя работа на занятии?
Что больше понравилось?
С чем, как они считают справились недостаточно хорошо.
Занятие окончено. Всем спасибо.