Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми по музыке Голоса весны(подготовительная группа)
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Программа (название, автор): «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Тема занятия: «Голоса весны».
Место занятия в рамках тематического раздела: первое занятие из четырех занятий цикла «Музыка весны».
Оборудование и материалы:
мультимедиа-аппаратура, аудио-аппаратура;
аудио-фонограммы: «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди (I часть), «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского;
слайды репродукций картин: И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели»;
картинки с изображением колокольчика, треугольника, металлофона, свирели;
музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны, свирели, барабан, бубен, ложки, палочки;
атрибуты для танцев: атласные ленты разных цветов, газовые шарфы разных цветов, булавы, мячи, надушенные платочки.
Цель: развитие умения отражать образ весны в различных видах творческой деятельности.
Задачи:
Развивать умение отобрать средства для передачи художественного образа и передать образ весны выбранными средствами.
Разучить первый куплет песни.
Развивать умение отобрать музыкальные инструменты по тембральному соответствию образу.
Формировать умение сопровождать собственное исполнение песни выбранными музыкальными инструментами.
Планируемый результат: выражение образа весны в различных видах творческой деятельности.
Основные понятия, которые будут осваиваться в ходе занятия: художественный образ, музыкальные инструменты, темп, характер, прием повтора, звуки природы в музыке.
Смежные понятия, которые будут осваиваться в ходе занятия: времена года, характер времен года, природные особенности.
Этапность
Компоненты
технологии
Планируемый результат
деятельность педагога
деятельность детей
вхождение в тему
Дать установку для входа детей в зал в характере музыки, как она подскажет. Поставить фонограмму А. Вивальди.
Анализ переданных образов и подведение к образу весны, сопоставление с иллюстрациями.
Входят в зал в характере музыки.
Вступают в диалог, анализируют изображения, выявляют характерные черты образа весны.
Подобрать движения в соответствии с характером музыки.
содержательный этап:
слушание музыки
промежуточная рефлексия
вокально-хоровая работа
промежуточная рефлексия
итоговая рефлексия
Но весна может быть другой. Поставить фонограмму П. И. Чайковского. Послушать, представить и сравнить два музыкальных произведения с точки зрения образа.
Какие звуки природы вы услышали в музыке?
Подбор определений для первого образа весны (торжественная праздничная, стремительная и т.д.).
Подбор определений для второго образа весны (легкая, порхающая, летящая).
Мы показали образ весны в движении. А как сделать его более выразительным? Чем подчеркнуть? Как пахнет весна?
А кто из вас сможет с этими атрибутами показать образ весны в движении? Давайте наполним зал ароматами цветов.
Что получилось? Что не получилось?
А можно ли передать образ весны в песне?
Вспомните знакомые песни о весне.
Послушайте еще одну песню: какой здесь образ, какая весна? Исполняется песня «Пришла весна» З. Левиной и Н. Некрасовой.
Почему вы решили, что весна теперь другая? Подтвердите словами из песни этот образ. Как музыка рисует этот образ (подвижный темп, задорная, игривая)?
Отметить прием повтора, используемый для усиления образа и передачи длительности действия.
Пофразовое разучивание песни.
Как можно раскрасить, обогатить образ весны новым звучанием?
Давайте подумаем, в каком порядке будут звучать инструменты нашего оркестра? (Выбираем вариант пофразовой партитуры.) Выставить картинки с инструментами.
Что получилось, а что не получилось у оркестра и у хора?
Подведение итогов занятия: у кого что получилось.
Слушают музыку, сравнивают средства художественной изобразительности, выявляют новые черты образа. Вступают в диалог, подбор словесных определений для образа.
Подбирают атрибуты для выражения образа весны.
Дети танцуют с атрибутами.
Анализируют исполнение свое и других детей.
Слушают музыку, подбирают новые словесные характеристики, сопоставляют с первым образом весны.
Дети поют, правильно передавая слова, мелодию и характер музыки.
Дети выбирают музыкальные инструменты, тембрально соответствующие образу весны.
Дети исполняют песню по подгруппам: хор и оркестр, точно начиная исполнение в соответствии с фразировкой и вовремя заканчивая.
Дети вступают в диалог, анализируя исполнение свое и других детей.
Дети анализируют свои новые умения, осмысляют результат деятельности.
Подобрать средства для передачи художественного образа.
Передают образ весны выбранными средствами.
Различают в музыке новые средства художественной выразительности для передачи образа весны.
Поют выученную песню, выразительно передавая образ весны.
Дети сопровождают собственное исполнение песни выбранными музыкальными инструментами.
заключение
Дать посыл в будущее: на прогулке определите характер нашей весны, попробуйте в группе подобрать новые инструменты к песне, спеть в группе без фортепиано с самостоятельным аккомпанементом, подберите весеннюю одежду для ваших кукол.
Какие еще весенние образы в других видах искусства вы найдете?
Дети осмысляют возможность использования новых умений в жизни.
Социализация: взаимодействие при хоровом исполнении, соблюдение правил, которые задает музыка. В музыкально-ритмических движениях – не мешать друг другу, использовать все пространство зала.
Индивидуализация: не повторять движения других, самостоятельно выбирать инструменты и атрибуты.
Культурные практики: культура исполнения песни и звукоизвлечения на музыкальных инструментах в характере музыки. Слушать музыку внимательно, в тишине.
15