Проект по безопасности Осторожен будь всегда
Проект по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста МАДОУ ЦРР – детский сад №7 с.Буздяк «Осторожен будь всегда!»
Актуальность проблемы:
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Было решено совместно с родителями закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения на улице и в лесу, подготовить консультации для детей родителями, организовать мероприятия, с их участием по правилам дорожного движения и правильного поведения в лесу.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности и безопасного поведения на улице и в лесу. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Дать детям понятие «терроризм».
Задачи проекта:
Образовательные
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Учить детей видеть дорожные знаки и соблюдать правила на дороге.
Учить применять правила безопасности с незнакомыми людьми и предметами
Развивающие
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
Прививать практические навыки поведения детей в определённых опасных ситуациях в быту, на улице и в лесу.
Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
Принципы реализации проекта:
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Срок реализации проекта: 1 учебный год
Реализация проекта
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели средней, старшей, подготовительной группы.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта:
По времени проведения: долгосрочный (1 год)
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – старший воспитатель: Галимова Шакира Раисовна.
Дети, родители и воспитатели средней, старшей и подготовительной групп.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике, участвуют в продуктивной деятельности и в мероприятиях.
Обеспечение проектной деятельности:
Диски «Как себя вести», «уроки о дороге», мультипликационные фильмы Альманах «Уроки осторожности» Уроки тётушки Совы, Просмотр мультфильма «Машины специального назначения» из сериала «Азбука безопасности смешариков», «Игра с огнём», азбука безопасности со смешариками «Кто быстрее», «Правила безопасного поведения детей на природе», публикации в СМИ.
Ожидаемый результат:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Овладение знаниями простейших дорожных знаков, правил для пешехода и знаний сигналов светофора до автоматизма.
Соблюдение правил поведения с незнакомыми людьми и предметами.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
2.Основной этап
Средняя группа
Разделы программы
Тема. цель
Работа с детьми
Работа с родителями
Реб нок и другие люди
1. «Внешность человека может быть обманчива» Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
1.Тематическая беседа.
2.Моделирование ситуаций: незнакомец угощает конфетой; незнакомец приглашает прокатиться с ним в машине; незнакомец зов т к себе. 3. Дид. Игра «Добрый, злой». 4.Кукольный театр «Кот, петух и лиса».
Рекомендации родителям: помочь реб нку запомнить своих близких родственников и друзей родителей, к которым он мог бы обратиться за помощью.
2. «Встреча с незнакомцем» Цель: познакомить с основными правилами поведения с незнакомыми людьми.
1.Чтение стихотворения «Как вести себя с незнакомцем» 2.Чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре», инсценировка. 3.Дид. игра «Сказочные герои добрые и злые». 4.Игра-тренинг «Ко мне подош л незнакомый дядя и просит» (моделирование ситуации) 5.Просмотр тематических иллюстраций, беседа по ним.
Оформление уголка «Как вести себя при встрече с незнакомцем»
3. «Если чужой приходит в дом» Цель: научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни.
1.Моделирование ситуаций: «незнакомец стучит в дверь; приш л врач; приш л почтальон» 2.Игра-тренинг (уговоры, обещания, ласковый голос). 3.Беседа с детьми. 4.Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят» 5.Дид. игра «Можно - нельзя»
Разместить в квартире на видном месте номер телефона мамы, папы, соседей, бабушки (дедушки)
Ребенок и природа.
1. «Горести и радости подводного царства» Цель: познакомить детей с элементарными правилами поведения на воде.
1.Запись «Шум моря». Дети представляют, что они на море, и вместе с воспитателем изучают берег, дно, морских животных. Игры с водой. 2.Обыгрывание ситуаций: -реб нок самостоятельно заш л в воду (высказывания детей); -дети начали толкаться в воде, прыгать друг на друга; -дети стали обманывать и просто так звать на помощь.
3.Чтение тематических произведений. Сказка «Добрая Ивушка»
Беседа с родителями: «Не оставляйте детей без присмотра вблизи водо мов!»
2. «Как вести себя с собаками и кошками». Цель: закрепить основные правила поведения с животными.
1. Прослушивание песен: «Человек собаке друг», «Собака бывает кусачей». 2. Моделирование ситуаций «Мы встретили кота», «Собака со щенками» , «Чужой п с»(обсуждение с детьми). 3.Инсценирование стихотворения А.Дмитриева «Бездомная кошка» 4.Чтение литературных произведений, отгадывание загадок.
Анкетирование на тему «Домашние питомцы»
3. «Правила безопасного поведения на льду» Цель: познакомить с основными правилами поведения на льду.
1.Беседа по теме. 2.Просмотр видеоматериалов. 3.Моделирование ситуаций «Нам нужно пройти по льду»; «Я провалился под л д».
4.Подвиж. игра –эстафета«Кто быстрее про-полз т по льду». 5.Дид. игра «Можно-нельзя».
Оформление памятки «Безопасное поведение на льду»
4. «Мы ветры» Цель: составить у детей представление о ветре, его опасных проявлениях.
1.Дид. игра «Плыви мой кораблик» 2.Дид. игра «С какой стороны дует ветер» (на листе бумаги изображ. Дерево и стрелка с направлением ветра, дорисовать ветки, чтобы они отклонялись по направлению ветра) 3. Рассмотрение картин и иллюстраций, беседа по ним. 4.Наблюдение за движением и скоростью ветра.
Демонстрация памятки «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Ребенок дома
1. «Пожар»
Цель: повторить номер телефона 01, учить правильно набирать номер.
1.Рассказ
воспитателя и беседа о пожарах. 2.Смотреть иллюстрации, сюжетные предметные картинки. 3.Игра-тренинг «Если случился в квартире пожар» 4.Демонстрация огнетушителя. 5.Заучивание стихотворения Л.Зильберг «01». 6.Литературное чтение Б.Житков «Пожар в море», Л.Толстой «Пожар».
Оформление
папки передвижки «Пожар в квартире»
2. «Служба 02»Цель: познакомить детей со службой 02.
1.Чтение С.Михалков «Дядя Ст па милиционер» 2.Моделирование ситуации «Я один дома играю, в дверь громко стучат, и пытаются е сломать» 3.Заучивание стихотворения Л.Зильберг «02» 4.Дид. игра «Профессии»
5.Игра-тренинг «Набери номер 02 и расскажи что случилось»
Рекомендации родителям: учить дома с детьми как правильно набирать номера служб спасения.
3. «Скорая помощь» Цель: познакомить детей с номером телефона «03»., учить вызывать скорую помощь.
1.Игровой тренинг «Учимся набирать номера 01,02,03.» 2.Беседа по теме. (из личного опыта детей) 3.Настольная игра - пазлы «Службы спасения» 4.Подвижная игра «Уступи место машине скорой помощи(пожарной, милиции)» (дети становятся автомобилями, по сигналу ведущего кто-то превращается в машину спец. Службы, все остальные должны остановиться и уступить дорогу. Нарушивший, выбывает.)
Рекомендации родителям: учить дома с детьми как правильно набирать номера служб спасения, вырабатывать умение вести телефонный разговор.
4. «Его величество ток» Цель: учить правилам пользования электроприборами.
1.Игра «Отгадай загадку по картинке». 2.Беседа об электроприборах.
3.Совместное составление рассказа «Как мишка один остался дома и что-то натворил. Используя в рассказе электроприборы». 4. Предложить детям нарисовать знаки возле каждого предмета: «Нельзя самому пользоваться! Осторожно пользоваться
Предложить дома разложить нарисованные знаки безопасности с электроприборами.
5. «Ножницы, катушкиэто не игрушки»Цель: учить правилам безопасного обращения с предметами для шитья.
1.Чтение тематических стихотворений, загадок. 2.Нетрадиционные техники рисования (с использование ножниц печаток) 3.Дид. игра «Каждой вещи сво место» 4.Театр-фланелеграф сказка «Хороший совет»
Памятка для родителей «Правила хранения опасных предметов».
Здоровье ребенка
1. «Одежда и здоровье» Цель: объяснить взаимосвязь одежды и здоровья человека.
1. Беседа об особенностях одежды. 2.Дид. игра «Кому это необходимо» 3.Дид. игра «Одень куклу на прогулку». 4.Подвижная игра-эстафета «Кто быстрее оденется»
Консультация «Одеваем ре-б нка по погоде»
2. «Микробы и вирусы» Цель: дать детям элементарные представления об инфекциях и их возбудителях.
1.Предложить детям раскрасить изображение микроба по цветовым точкам. 2.Игра-тренинг «Мы пришли с прогулки и очень хочется пить» (разработка поэтапных действий) 3.Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит». 4.Дид. игра «Какие действия приводят к заболеванию» 5.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Оформление папки передвижки «Меры профилактики сезонных заболеваний»
3. «Я осваиваю гигиену и этикет» Цель: формировать представление о предметах личной гигиены.
1.Беседа по иллюстрациям. 2.Чтение произведения А.Барто «Девочка чумазая» 3.Моделирование ситуации: «Мама купила мне на улице яблоко(персик, черешню), и я хочу его скушать». 4.Изучение в уголке»Почемучка» предметов гигиены.
5.Подвижная игра «Пылесос»(дети собирают с пола разбросанные мячи на совок, без помощи рук, в корзины) 6.Дид. игра «Что нужно для умывания»
Памятка «Гигиена и здоровье».
4. «Витами-ны и здоровье» Цель: рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
1.Расскрасить продукты содержащие витамины. 2.Работа с дид. Карточками. 3.Беседа с детьми. 4.Чтение тематических стихотворений. 5.Подвижная игра с мячом «Что полезно, а что нет» (по принципу съедобно-несъедобное)
Консультация «Кормим детей вкусно и полезно»
Эмоциональное благополучие ребенка
1. «Что между нами общего» Цель: продолжить знакомить с отличительными особенностями других детей.
1.Дид. игра «Подобрать детали внешности как у меня» 2.Подвижная игра «Садовник» (вед. Ухаживает за детьми-цветами, затем закрывает глаза и тактильно определяет реб нка)
3.Дид. игра «Узнай себя лучше» (сравнивают себя по росту, особенностям тела, одежде) 4.Пантомима «Догадайся кто я» 5.Изготовление различных масок.
Помощь родителей в изготовлении карнавальных костюмов.
2. «Грусть, радость, спокойствие» Цель: знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями.
1.Беседа с детьми. 2.Игра-тренинг «Я грущу», «Я радуюсь». 3.Чтение стихотворения С.Маршак «Котята» 4.Дид. игра с мячом «Я грущу(радуюсь и др.), когда» (дети в кругу передают мяч друг другу и говорят) 5.Дид. упражнение «Нарисуй мимику соответствующую настроению» (радость, гнев, спокойствие и др.)
Консультация «Эмоциональный ре-б нок».
3. «Никто меня не любит» Цель: помочь понять, что все нуждаются в любви и сострадании.
1.Индивидуальная беседа. 2.Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий ут нок» (обсуждение состояния гадкого ут нка)
3.Моделирование и обсуждение ситуаций: -девочка пришла после болезни с коротко остриженными волосами, ей одиноко, все над ней смеются; -реб нок переходит в другую группу(д/с), он боится, что у него там не будет друзей.
Индивидуальная беседа с родителями «Социально-бытовые условия в семье»
4. «Ссора. Как помириться» Цель: помочь понять некоторые причины ссоры и способы выхода из конфликта.
1.Просмотр мультфильма или чтение произведения В.Сутеева «Яблоко» 2.Моделирование и обыгрывание различных конфликтных ситуации «Дети играли и вдруг стали ссориться из-за игрушки»; и др. 3.Настольный театр «Упрямые козлики» 4.Обсуждение иллюстраций, выявление способов примирения.. 5.Ручной труд «Подарок другу»
Консультация «Наказывать или нет»
Ребенок на улице
1. «Безопасность на дороге. Наш
другсветофор» Цель: познакомить с сигналами светофора, элементарными правилами дорожного движения.
1.Рассматривание картин и иллюстраций «Правила дорожного движения», «Улица города» 2.Просмотр видео-занятия «Уроки т тушки Совы. Правила поведения на дороге» 3.Дид. игра «Не попади в беду на дороге». 4.Подвижная игра «Цветные автомобили». 5.Игра «Переходим улицу» 6.Чтение С.Михалков «Светофор»
Тест для родителей: «Заинтересованность родителей в обучении детей ПДД»
2. «Улица. Дорога. Пешеход» Цель: закрепить знания правил дорожного движения.
1.Игра «Дорога» 2.Беседа по содержанию картин «Правила поведения в общественно транспорте», «Улица города». 3.Моделирование ситуаций нарушения ПДД и их обсуждение. 4.Чтение стихотворений о ПДД. 5.Беседа на закрепление пройденного материала.
Оформление уголка родителей «Главные уроки воспитания пешехода»
3. «Транспорт» Цель: дать представление о разных видах транспорта, правилах поведения, значении.
1.Дид. игра «Виды транспорта» 2.Настольная игра «Я путешествую» 3.Игра-тренинг «Я катаюсь на велосипеде и». 4.Сказка-игра «Азбука пешехода» 5.Просмотр тематических мультфильмов. 6.Беседа на закрепление пройденного материала.
Помощь в изготовлении атрибутов для игры «Автомобиль»
Старшая группа
Разделы программы
Тема. цель
Работа с детьми
Работа с родителями
Ребенок и другие люди
1. «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми» Цель: закрепить правила поведения с незнакомыми
людьми, учить осторожности и осмотрительности.
1.Творческое задание: нарисовать людей кого дети считают: Своими, чужими, знакомыми.
2.Чтение сказки «Приключение
Буратино» и е обсуждение. 3.Игра тренинг на типичные опасные ситуации на улице и дома. 4.Просмотр мультфильма: «уроки т тушки Совы о безопасном поведении» 5.Дид. игра «К чему это может привести»(карточки с ситуациями угрожающими жизни реб нка)
Консультация на тему: «Как вести себя реб нку, при встрече с незнакомым человеком»
2. «Насильственные действия незнакомого взрослого» Цель: объяснить, как избежать опасных домогательств и на-силия.
1.Игра-тренинг «Незнакомый взрослый пытается вас затащить в машину» 2.Обыгрывание при помощи кукольного театра и обсуждение типичных ситуаций. 3.Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» (командная игра) 4.Дид. игра «Куда бежать, если за тобой гонятся». 5.Разыгрывание сценки из сказки «Кот, петух и лиса», обсуждение.
Совместное рисование с детьми на тему: «Сказочные герои попавшие беду».
3. «Если вы оказались заложником» Цель: объяснить, что означает заложник, познакомить с правилами поведения в чрезвычайной ситуации.
1.Моделирование ситуации: «Террористы захватили детский сад, школу и т.п» 2.Дид. игра «Кто на этом рисунке может представлять опасность» 3.Дид. игра «Смоделируй лицо доброго и злого человека» 4.Тематическая беседа.
Оформление памятки: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ребенок и природа
1. «Контакты с животными, насекомыми» Цель: дать знания о правилах поведения при контакте с животными, насекомыми.
1. Дид. Игра «Что нужно одеть, собираясь в лес» 2.Настольная игра «Опасные насекомые» 3.Тематические загадки и стихотворения.
4.Наблюдение «Жизнь насекомых» (например: «Муравейник и его обитатели») 5.Игра «Кто где жив т»(дети на две группы 1-насеко-мые(животные),2-их дома; по сигналу «В дома!», все должны найти свой домик).
Оформление папки-передвижки: «Правила поведения при встрече с насекомыми».
2. «Съедобные и несъедобные грибы и растения» Цель: научить различать съедобные и ядовитые грибы, учить узнавать некоторые ядовитые растения.
1.Беседа по иллюстрациям. 2.Чтение стихотворений, разгадывание загадок. 3.Дид. игра «Собери букет»(выбрать растения не опасные для жизни)
4.Подвижная игра «Кто быстрее собер т съедобные грибы в корзинку» 5.Моделирование ситуации «Я наш л в лесу красивый цветок» 6.Настольная игра «Сбор грибов и ягод» 7.Чтение сказки «Война грибов»
Оформление папки-передвижки «Безопасные правила поведения в лесу»
3. «Гроза» Цель: знакомить детей с правилами поведения во время грозы.
1.Беседа «Какая бывает опасность во время грозы» 2.Чтение стихотворений и пословиц о природных явлениях. 3.Рассматривание репродукций и их обсуждение. 4.Дид. игра «Где можно спрятаться во время грозы»
Памятка для родителей: «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы»
4. «Человекчасть природы» Цель: объяснить детям взаимосвязь человека и природы.
1.Рассказ-беседа по картине.
2.Дид. карточки: «Живая и неживая природа» 3.Показ некоторых иллюстраций(слайдов) животных и растений занес н-ных в Красную книгу. 4.Игра-тренинг «Что нужно делать, чтобы природа была чистой?» 5.Дид. игра «Вода и е значение для человека».
Консультация «Природа вокруг
нас»
Ребенок дома
1. «А у нас дома газ» Цель: познакомить со специальной службой газа, учить номер телефона 04.
1.Игра-тренинг «Звоним в службу газа» 2.Чтение сказки «Любопытный 32ТО32ерок» 3.Разгадывание загадок. 4.Дид. игра «Опасности в быту» 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья»(«Печем пирог для мамы»)
Памятка «Чтобы кухня была безопасной»
2. «Запомните детки, таблетки на конфетки» Цель: учить безопасному обращению с лекарственными препаратами.
1.Чтение стихотворения «Таблеткине конфетки», сказка «Неосторожная резвушка». 2.Моделирование ситуации: -дети остались одни дома, играли и нашли коробку с лекарствами. 3.Игра-тренинг «Как вызвать скорую помощь?» 4.Дид. ига «Что здесь лекарство» 5.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Беседа о правилах хранения лекарственных препаратов в доме.
3. «Балкон, открытое окно и другие опасности» Цель: расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.
1.Чтение стихотворений о предметах быта. 2.Составление плана группы с отметкой знака опасности около того или иного предмета. 3.Придумывание историй безопасного поведения дома. 4.Моделирование ситуации: -«мама ненадолго ушла, и дети остались одни дома одни..» 5.Дид. игра «Покажи на рисунке опасные места»
Вместе с реб нком нарисовать план своей квартиры.
4. «Поплотнее кран закройосторожен будь с водой» Цель: рассказать о правилах пользования водопроводной водой и возможных последствиях неправильного обращения.
1.Разгадывание загадок. 2.Чтение сказки «Наводнение в кукольном домике». 3.Дид. игра «Что нужно для умывания» 4.Моделирование ситуации: «Кран с водой не закрывается», «Воду неожиданно отключили» 5.Опыты с водой. (на текучесть, прозрачость, цвет)
Оформление уголка для родителей: «Правила безопасного поведения в доме»
Здоровье ребенка
1. «Здоровая пища» Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания.
1. Беседа с детьми. 2.Чтение стихотворения Ю.Тувим «Овощи» 3.Дид. игра «Накрываем стол для ужина» 4.Подвижная игра «Разложи овощи и фрукты в разные корзинки» 5.Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Консультация: «Кормим детей вкусно и полезно».
2. «Режим дня» Цель: сформировать у детей представление о правильном режиме дня.
1.Дид. карточки «Составляем режим дня» 2.Дид. игра «Кто поступает верно» (определить кто из детей на карточках, нарушает режим, а кто нет). 3.Беседа «Сколько можно смотреть телевизор» (влияние на осанку, зрение) 4.Подвижная игра «Один день в детском саду» (дети выполняют действия на слова воспитателя: пришли в садик(идут), переоделись (переодеваются) и тд.)
Составление режима дня своего реб нка на выходные дни.
3. «Если хочешь быть здоров» Цель: дать общее представление об устройстве человеческого тела, важности бережного отношения к своему здоровью.
1.Игровая ситуация. «Куклы Ваня и Таня собрались в путешествие» 2.Сюжетно-ролевая игра «Больница» 3.Игра-тренинг «На прививку мы ид м» 4.Рассматривание и обсуждение ситуаций: «Что надо делать, чтобы быть здоровым»; «Что не нужно делать, чтобы быть здоровым». 5.Релаксационная пауза. 6.Физ. зарядка «Дорожка здоровья».
Оформление папки-передвижки «В здоровом теле здоровый дух»
4. «На воде, на солнце» Цель: объяснить о необходимости соблюдения правил безопасности на отдыхе.
1.Подвижная игра «Собери вещи на мере». (можно использовать иллюстрации) 2.Музыкальная игра «Поезд» 3.Дид. игра «Знакомство с морем, озером, рекой» (на развитие воображения) 4.Игра «Мы плаваем» (каждый реб нок плыв т по –своему.) 5.Беседа о правилах поведения на отдыхе.
Консультация: «О летнем отдыхе детей»
Эмоциональное благополучие ребенка
1. «Робкий. Смелый». Цель: определить вместе с детьми, кого можно считать робким, смелым.
1.Тренинговая игра «Волшебный стул смелости» (делятся своими тревогами) 2. Игра «Я не буду стесняться того, что» 3.Игра с зеркалом «Похвали себя» 4.Игра «Скажи другу комплимент» 5.Чтение литературного произведения Л.Толстого «Филиппок». 6.Игра «Спас м Мишку» (обсуждение серии картин для занятия по развитию речи В.Гербовой)
Консультация «Детская застенчивость»
2. «Детские страхи» Цель: научить детей справляться со своими страхами.
1.Диагностическое обследование «Детские страхи» 2. Чтение литературных произведений Е.Чарушин «Страшный рассказ», стихотворение С.Маршак «Чего боялся Петя», сказка «У страха глаза велики» 3.Игра-тренинг «Нарисуй чего я боюсь»(рисование в квадратах разной величины)
4.Игра-тренинг «Уничтожим свой страх»
Оформление уголка: «Как помочь ре-б нку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе».
3. «С кем я дружу»Цель: формировать представление о том, что важно в дружеских отношениях.
1.Разучивание стихотворения С.Рещикова «Рядом друг!» 2.Прослушивание песни «Вместе весело шагать». 3.Дид. игра «Приглашение» (вед. стоит в центре круга и называет какую-либо особенность своего внешнего вида, интересов и приглашает подойти к нему тех, кто отличается такими же особенностями или интересами. Например: «У меня голубые глаза, у кого тоже?») 4.Дид. Игра-«закончи фразу»: «Я думаю, со мной дружат потому, что я»
Консультация «Друзья у меня в гостях»
4. «Дразнить и обижать» Цель: развивать добрые, теплые отношения между детьми.
1.Обыгрывание сценки «Антошка». 2.Чтение литературных произведений: «Гадкий ут -нок», «Золушка», «Аленький цветочек», обсуждение. 3.Театр би-ба-бо: «Бычок и лиса» (народные дразнилки)
4.Танец «Поссорились помирились» 5.Разучивание песни В.Шаинского «Дружба»
Ребенок на улице
1. «Игры во дворе» Цель: познакомить детей с раз-личными опасными си-туациями, ко-торые могут возникнуть при играх во дворе дома.
1.Игра-тренинг по придуманным (взятым из жизни) ситуациям. 2.Моделирование ситуации: конструирование дома с аркой, дети (куклы) играют во дворе, в арку въезжает машина. 3.Дид. упражнение «Соедини точки и узнаешь, что угрожает детям во дворе» 4.Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности т туш-ки Совы»
Оформление уголка: «Поведение реб нка на детской площадке»
2. «Дорожные знаки» Цель: научить различать и понимать некоторые дорожные знаки.
1.Игровая ситуация. Воспитатель включается с детьми в игру в «Центре ПДД» и по ходу игры выясняет у детей обозначения дорожных знаков и вносит новые. 2.Дид. упражнение «Расставь дорожные знаки на свои места и объясни»
3.Дид. игра «Дорожные знаки» (воспитатель показывает детям макеты дорожных знаков, дети называют их.) 4.Сюжето-ролевая игра «Дорога» 5.Настольная игра « Найди и назови дорожные знаки на карте» 6.Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности т туш-ки Совы» 7.Рисунки на тему: «Дорожные знаки»
Оформление уголка родителей «Улица и дети»
3. «Катание на велосипеде» Цель: рассмотреть опасные ситуации которые могут возникнуть при катании на велосипеде(самокате, роликовых коньках).
1.Тренинговые игры по типичным ситуациям: -мальчик катается на велосипеде по проезжей части; девочка катается на велосипеде, где играют маленькие детки; девочка упала на велосипеде и поранила колено. 2.Дид. упражнение: «Определи на рисунке возможные опасные ситуации» 3.Дид. игра: «Кто из детей нарушает правила катания на самокате, роликовых коньках»
4. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности т туш-ки Совы»
Памятка для родителей «Реб нок и велосипед»
4. «Переходим через улицу» Цель: закрепить основные правила дорожного движения.
1.Тематическая беседа по правилам дорожного движения. 2.Демонстрация макетов дорожных знаков. 3.Чтение сказки «Воробьишка Тишка» 4.Разгадывание загадок по теме. 5.Моделирование ситуации: -нужно перейти проезжую часть, а светофора и пешеходного перехода нет. 6.Сюжетно-ролевая игра «Дорога».
Консультация: «Осторожно, дорога»!
Подготовительная группа
Разделы программы
Тема. цель
Работа с детьми
Работа с родителями
Ребенок и другие люди
1. «Реб нок и его старшие приятели» Цель: научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
1.Рассмотрение и обсуждение предложенных ситуаций: «старший приятель зо-в т вас с собой залезть в чужой огород»; «старший приятель просит вас принести папины сигареты»; «старший приятель предлагает вам выпить пиво(закурить)». 2.Придумывание аналогичных историй, рассказывание случаев из жизни. 3.Игра-тренинг: «Как сказать нет своему старшему приятелю»
Беседа с родителями на
тему: «Как поступать родителям, если старший приятель вашего реб нка оказывает на него большое влияние».
2. «Если ты потерялся на улице» Цель: учить детей определять круг лиц, к которым можно обратиться за помощью, знать свой домашний адрес.
1.Игровое упражнение «Если ты потерялся». Нарисовать дом, в котором реб нок жив т, ориентиры, помогающие определить место жительства. 2.Тематическая беседа.
3.Дид. упражнение: раскрасить на рисунке только тех, к кому можно обратиться за помощью на улице. 4.Игра-тренинг «Как правильно обратиться к взрослому с просьбой»
Консультация «Опасности подстерегающие реб нка на улице»
3. «Если тебе угрожает опасность». Цель: закрепить у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
1.Моделирование и обсуждение типичных ситуаций угрожающих жизни и здоровью реб н-ка. 2.Обыгрывание ситуаций, используя кукольный театр. 3. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности т -тушки Совы» 4.Дид. игра «Найди безопасный путь зайчика к дому»
Оформление папки- передвижки: «Как обезопасить своего реб нка»
Ребенок и природа
1. «Безопасность при отдыхе на природе» Цель: закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе.
1.Дид. карточки «Найди правильное действие»
2. Игра-тренинг: «Если рядом пч лы» 3.Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза». 4.Разгадывание тематических загадок. 5.Подвижная игра «Прятки -АУ!» 6.Рисование тематических плакатов: «Береги природу»!
Папка-передвижка «Экскурсии в природу».
2. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Охрана природы» Цель: развивать у детей понимание того, что планета Землянаш общий дом, воспитывать природоохранное поведение.
1.Тематическая беседа. 2.Составление рассказа по картинам: луг, лес, река, поляна. 3.Чтение стихотворений и рассказов о природе. 4.Демонстрация художественных картин о природе. 5.Проведение опытов: «Свойства почвы», «Воздух», «Свойства воды».
6.Дид. упражнение: «Определи, что вредит природе», «Определи, что восстанавливает природу».
Беседа с родителями: «Охраняйте природу»; организация совместного родительского субботника.
3. «Беседа о голол де» Цель: дать детям представление о голол де как явлении природы.
1.Разгадывание тематических загадок о зимних явлениях природы. 2.Демонстрация опыта: «Таяние снега (льда) при нагревании, замерзание воды при низкой температуре». 3.Дид. игра «Явления природы» 4.Трудовые поручение на прогулке: посыпание дорожек песком. 5.Моделирование ситуации: «Реб -нок вышел с мамой на прогулку, а на дороге го-лол д»
Памятка «Осторожно! Скользкая дорога».
4. «Лекарственные растения» Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями.
1.Беседа. 2.Экскурсия на луг: «Знакомство с лекарственными растениями» 3.Разгадывание загадок о растениях. 4.Чтение тематических стихотворений. 5.Подвижная игра «Что где раст т»
6.Упражнение детей (не аллергиков) в практическом определении растений по запаху.
Оформление уголка для родителей: «Растения наши друзья»
Ребенок дома
1. «Предметы, требующие осторожного обращения» Цель: закрепить правила пользования некоторыми пожароопасными предметами, запомнить их, учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними.
1.Тематическая беседа по иллюстрациям с объяснениями. 2.Экскурсия «Изучаем план эвакуации детского сада» 3.Подвижная игра «О пожаре» (воспитатель, переда т шар детям по кругу со словами, дети должны назвать последнюю строчку стихотворения и передать шар следующему) 4.Дид. игра «Найди и раскрась пожароопасные предметы» 5.Игра-тренинг: «Как правильно позвонить с службу 01»
Консультация: «Не бывает дыма без огня».
2. «Использование и хранение опасных
предметов» Цель: закрепить правила пользования и хранения опасных предметов.
1.Дидактические упражнения. 2.Беседа.
3.Разгадывание загадок по теме. 4.Дид. игра «Найди места для хранения опасных предметов» 5. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности т -тушки Совы»
Провести беседу: «Как и где необходимо хранить опасные предметы».
3. «Как могут стать опасными домашние вещи» Цель: рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.
1.Разучивание правилстихотворений. 2.Обыгрывание тематических ситуаций с помощью кукольного театра. 3.Моделирование ситуаций: «Дети одни дома, почувствовали запах газа»; «Мы уходим из дома на прогулку».
4.Дид. игра: «Определи по рисунку, кто из детей нарушает правила безопасного поведения, а
кто нет». 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Оформление папки-передвижки: «Безопасность в доме».
4. «Основные правила поведения и действия при пожаре» Цель: ознакомление детей с действиями при пожаре.
1.Беседа «Чтобы не было пожара» 2.Дид. игра «Сигнал тревоги» 3.Игра-имитация «Пожарники» 4.Чтение стихотворений и рассказов по теме. 5.Подвижная игра «Преодоление за-дымл нной зоны». 6.Разгадывание тематических загадок, кроссвордов.
Оформление памятки: «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»
Здоровье ребенка
1. «Как устроен Я» Цель: познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма.
1.Демонстрации иллюстраций, слайдов на тему: «Строение тела человека»
2.Игра-разминка: «Покажи части тела и
лица» (ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе. 3.Дидактическое упражнение: «Создай свой портрет»
Рекомендации родителям: беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, называть органы медицинскими, общепринятыми терминами.
2. «Работа внутренних органов человека» Цель: дать общее представление о работе сердца, органов пищеварения, органов дыхания.
1.Демонстрации слайдов, иллюстраций «Внутренние органы тела человека». 2.Составление схем некоторых систем органов. 3.Тематическая беседа. 4.Практические опыты: «Определение пульса»; «Движение грудной клетки при дыхании»; «Влияние физических нагрузок на сердечный ритм». 5.Дид. игра: «Составь схему работы для пищеварительной, дыхательной систем». 6.Чтение произведения В.Драгунского «Денискины рассказы»
7.Подвижные игры.
Оформление уголка для родителей «Укрепляем свой организм»
3. «Как движутся части тела» Цель: ознакомить детей с назначение мышц, костей, суставов.
1.Тематическая беседа с использование иллюстраций. 2.Дид. карточки: «Определи и назови органы движения человека» 3.Тренинг-упражнение: «Плохая и хорошая осанка» (дети показывают нарушения осанки, нормальную осанку) 4.Дид. упражнение «Найди и назови суставы на рисунке» 5.Подвижные игры. 6.Коррегирующая гимнастика.
Консультация: «Как сохранить осанку в норме»
4. «Отношение к больному человеку» Цель: стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремления помочь больным и одиноким людям.
1.Тематическая беседа. 2.Вводный тренинг (предложить детям закрыть руками последовательно глаза, уши, нос и т.п. и попросить рассказать, что они при этом чувствуют)
3.Обсуждение картинок с изображением людей-инвалидов. (кто им помогает, почему; видели ли вы таких людей, что при этом чувствовали, чем и кому вы можете помочь»
Рекомендации родителям: объяснить детям, как нужно вести себя при встрече с человеком-инвалидом.
Эмоциональное благополучие ребенка
1. «Конфликты между детьми» Цель: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
1.Тематическая беседа. 2.Игра-пантамима: «Угадай мои эмоции» 3.Моделирование ситуаций: -одна девочка катается на качелях, другая пытается е столкнуть; -один мальчик прин с игрушки, а другой их забрал. 4.Разучивание пословиц и поговорок: «Всякая ссора красна миром; Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь; Друга ищи, а най-д шьбереги; Других не судина себя погляди; Добрые слова дороже богатства.
Консультация: «Жадный реб -нок»
2. «Как можно вс
объяснить взрослым» Цель: способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми пут м формирования умения объясниться.
1.Тематическая беседа.
2.Тренинговая игра: «Поручение-обращение» (реб нку необходимо обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения). 3.Рисование. «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают» 4.Моделирование ситуации: -реб нок разбил мамину любимую вазу, что делать, как поступить. 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья».
Рекомендации родителям: стараться выслушивать своего реб нка, учить его говорить правду, находить, совместное, решение из сложной ситуации.
3. «Твои поступки и чувства других» Цель: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.
1.Дид. игра: «Изобрази выражение лица» (предлагаются различные ситуации) 2.Дид. игра: «Покажи выражение лица как на картинке»
3.Игра-тренинг: ведущий изображает свои чувства в какой либо ситуации; остальные определяют, что он хотел показать. 4.Игра: «Яразведчик» (определить по внешним признакам, кто человек по профессии) 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья».
Оформление уголка: «Как наше слово отзов тся»
4. «Мы готовимся к школе» Цель: сформировать понятие готовности к поступлению и обучению в школе.
1.Диагностическое обследование: беседа, тестирование, опрос. 2.Дид. игра «Оцени друга» 3.Подвижная командная игра: «Кто быстрее собер т портфель» 4.Дид. игра: «Что тебе понадобится в школе». 5.Подвижная игра «Школьный звонок» (дети сидят на стульчиках, как только звенит 1-звонок, можно вставать и бегать, а когда звонок звенит второй раз, нужно занять свой стульчик) 6.Подготовка к выпускному утреннику.
Оформление папки-передвижки: «Готовность реб нка к школе».
Ребенок на улице
1. «Мыпассажиры» Цель: закрепить полученные знания по правилам поведения в общественном транспорте.
1.Дид. игра «Назови виды транспорта» 2.Беседа о правилах Дорожного движения. 3.Обсуждение иллюстраций с типичными ситуациями. 4.Просмотр тематических мультфильмов и их обсуждение. 5.Игра-тренинг: «Мы пассажиры автобуса» 6.Разгадывание ребусов.
Консультация: «С ре-б нком едем в город»
2. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы.
1.Тематическая беседа. 2.Обыгрывание ситуаций: -вы ид те зимой по тротуару и заметили большие сосульки свисающие с крыши дома; вы ид -те по тротуару и увидели открытый люк. 3.Дид. игра: «Найди и обозначь опасные места на карте» 4.Сюжетно-ролевая игра «Дорога»
5.Дид. игра: «Кто самый внимательный»
Составление плана-схемы безопасного пути в детский сад, с отметкой опасных участков на пути следования.
3. «Опасные ситуации на дорогах» Цель: познакомить с наиболее опасными ситуациями на дороге.
1.Рассмотрение рисунков, анализ ситуаций. 2.Дид. игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» 3.Просмотр тематических мультфильмов «Уроки безопасности т тушки Совы» и обсуждение. 4.Игра-тренинг: -перейди правильно, дорогу в нерегулируемом месте. 5.Чтение литературных произведений о ПДД. 6.Музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения»
Памятка для родителей: « Основные правила дорожного движения»
4. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где жи-в шь?» Цель: помочь детям запомнить и тв рдо знать свой адрес.
1.Тематическая беседа. 2.Написание печатными буквами своего адреса, номера телефона.
3.Моделирование ситуации: -вы оказались далеко от дома, увидели милиционера и подошли, вам нужно объяснить, где жив те, как выглядит дом, в каком подъезде, на каком этаже ваша квартира. 4.Конструирование: «Наша улица», «Мой двор».
Рекомендации родителям: помочь детям правильно запомнить свой адрес, номер телефона.
Заключительный этап
- оформление выставки детских работ
- РМО для воспитателей «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
15