Урок литературы «Отражение поэмы «Слово о полку Игореве» в различных видах искусства»
Урок литературы «Отражение поэмы «Слово о полку Игореве» в различных видах искусства»
Потапова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, ОГБОУ «Школа № 10 ».
Урок литературы, 9 класс
Цели и задачи урока:
- выявление исторической и литературной значимости “Слова” в культуре России;
- формирование навыков выразительного чтения, работы с художественным текстом;
- воспитание патриотизма, интереса к отечественной истории и литературе Древней Руси;
- активизация интеллектуальной деятельности, развитие творческого воображения, памяти, речи, обогащение эмоционального мира учащихся;
- формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебники литературы.
ПО: презентация Microsoft Office Power Point
Формы и методы:
- фронтальная;
- наглядный;
- словесный;
- практический.
Ожидаемые результаты урока:
- показать значимость поэмы «Слово о полку Игореве» для русского искусства, культуры;
- активизировать интеллектуальную деятельность, обогатить эмоциональный мир учащихся.
План урока:
Организационно-мотивирующий этап.
Изучение нового материала.
Работа с текстом.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Ход урока
Целеполагание учащихся.
Слово учителя.
<Слайд 1>.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Отражение поэмы «Слово о полку Игореве» в различных видах искусства».
Цель нашего урока – выявить историческую и культурную значимость «Слова» для русской культуры, проследить влияние поэмы на различные виды отечественного искусства.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя.
В одной из своих статей, посвященных «Слову о полку Игореве», академик Д.С. Лихачев писал: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны». На протяжении веков слово волнует умы и души писателей, поэтов, художников, композиторов. Это произведение вдохновляло Василия Жуковского и Апполона Майкова, Константина Бальмонта и Николая Заболоцкого, Николая Рериха и Илью Глазунова, Александра Бородина и многих других.
Более 20 авторов сделали переводы и переложения «Плача Ярославны».
<Слайд 2>.
Поэты также использовали образы «Слова» в своих произведениях Известны слова писателя и критика Евгения Осетрова о Ярославне (главном женском образе поэмы): «Я знаю о Ярославне больше, чем автор «Слова». Мое преимущество в том, что мне известно, какой облик примет Ярославна в столетиях.
Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой. Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в «землю басурманскую», вызволяла пленных из неволи; она – Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она – старостиха Василиса в памятном 1812 году.
Поэт – наш современник – в пору Отечественной войны отлично выразил настроение фронтовиков: «В любой я бабе видел Ярославну, в ручье любом Непрядву узнавал».
<Слайд 3>.
Поэтесса Ольга Берггольц, которая в суровые годы ВОВ находилась в блокадном Ленинграде, использовала в своем стихотворении образ тоскующей Ярославны.
Выразительное чтение учеником стихотворения Ольги Берггольц «… Я буду сегодня с тобой говорить…».
<Слайд 4>.
Слово учителя. В годы ВОВ многие поэты обращались к образам великой древнерусской поэмы. В 1943 поэтесса Людмила Татьяничева создает стихотворение «Ярославна».
Выразительное чтение учеником стихотворения Л. Татьяничевой «Ярославна».
Снова дует неистовый ветер -
Быть кровавому, злому дождю.
Сколько дней, сколько длинных столетий
Я тебя, мой единственный, жду.
Выйду в поле - то едешь не ты ли
На запененном верном коне?
Я ждала тебя в древнем Путивле
На высокой на белой стене.
Я навстречу зегзицей летела,
Не страшилась врагов-басурман.
Я твое богатырское тело
Столько раз врачевала от ран.
Проходили согбенные годы
Через горы людской маеты,
И на зов боевой непогоды
Откликался по-воински ты.
Не считал ты горячие раны,
И на землю не падал твой меч.
Откатилась орда Чингисхана
Головою, скошённою с плеч.
И остался на вечные веки
Ты грозой для пришельцев-врагов.
Омывают российские реки
С рук твоих чужеродную кровь.
...Снова ветер гудит, неспокоен,
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне.
Труден путь твой, суровый и бранный,
Но нетленной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь.
Слово учителя.
< Слайд 5>.
Писатель, литературный критик, Евгений Осетров в своей книге «Иду путем Игоря» рассказывает нам о том, что ему довелось воевать в тех местах, где происходили события поэмы «Слово о полку Игореве», идти почти по тем же дорогам, по которым шел князь со своим войском. Поэму Е. Осетров знал наизусть с детства. Выразительное чтение учеником отрывка из книги Е. Осетрова «Иду путем Игоря».
«Счет дням давно потерян. Мы идем днем и ночью. Я забыл, когда мне приходилось спать. Я иду по следам князя Игоря, героя древней лиро-эпической поэмы «Слово о полку Игореве». Ноги одеревенели в походе, и кажутся мне чужими. Они напоминают сказочные сапоги-скороходы, что в одно прекрасное утро сбежали от хозяина. Надо идти вперед и поэтому о ногах не следует думать,— иначе они откажутся шагать. Стану размышлять совсем о другом. Еще раз проверю, не улетучились ли из памяти за эти месяцы строки, которые я еще в детские годы вытвердил наизусть. С трудом разжимая запекшиеся губы, я повторяю слова, что придают мне силу и бодрость. Слова сверкают перед глазами, как сказочный скатный жемчуг.
«Прыснуло море полночью, идут смерчи мглами... Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поля мерит...»
«Игорь спит, Игорь бдит...» Ведь это же сказано про меня или про моего друга, шагающего с вещевым мешком по пыльным дорогам войны. Ведь это у моего друга от многодневного бдения воспалены глаза. Это он — спит и не спит, это я — шагаю и не шагаю. Вражеская оборона взломана. Передний край — выжженная снарядами «катюш» земля — далеко позади, мы днем и ночью преследуем убегающих к Днепру немецких оккупантов».
Слово учителя.
Многое, из происходящего на фронте, Евгений Иванович Осетров сопоставлял со строками поэмы.
<Слайд 6>.
Выразительное чтение учеником отрывка из книги Е. Осетрова «Иду путем Игоря».
«На десятки верст раскинулось безлесное пустынное пространство, поблескивающее островками полусожженного серебристого ковыля. Древняя степь, считавшаяся некогда окраиной Половецкого поля. Без труда можно представить, как на одиноких холмах пылали костры кочевий, чернели шатры, и раздавалось дикое конское ржание.
Пожухлые степные травы расцветут весной. Прорастет омытая дождями зелень. Мы не увидим вешнюю пору. В небе гудят бомбардировщики. В нашу сторону пикирует назойливая «рама». Не знаю, дождемся ли мы рассвета. Не надо, не надо об этом думать. И я вслух говорю: «Что мне шумит, что мне звенит рано-рано перед зорями?»
Короткой предлетней ночью, когда усердно заливались курские соловьи, мои одногодки-друзья ушли, натянув на себя плащ-палатки, в долину, повитую пеленой тумана. Они не вернулись из разведки. Они навсегда остались лежать в черной курской земле, обильно политой кровью на протяжении веков. На травянистых буграх лесного ручья появилось несколько могильных холмиков. За знакомой строкой «кровавые берега не добром были посеяны: посеяны костьми русских сынов» мне виделись близкие, родные лица...»
Выразительное чтение учеником отрывка из книги Е. Осетрова «Иду путем Игоря».
«Разрывы то утихают, то возобновляются. Темноту леса озаряют вспышки. Я тихо повторяю про себя стихи:
«Земля гудит, реки мутно текут, прах поля покрывает...»
Взломав вражескую оборону, мы вырвались на Украину и погнали врага в междуречье Дона и Днепра. Подсолнухи поворачивали черные головы навстречу солнцу; на дорогах стояла пыль, и в криницах вода была родниково-холодной и непередаваемо вкусной. Такой приятной воды я потом уже не пил никогда.Днем мы узнали, что нам приказано взять город Путивль.
Володя Смирнов услышал по телефону новость, которая вскоре облетела все роты: ночью будет лунное затмение. Было приказано не обращать на темноту никакого внимания и преследовать врага. Как давно я не спал! Но сегодня я и впрямь иду путем Игоря».
Слово учителя.
И даже, когда годы войны уже давно отгремели, из-под пера участницы ВОВ, поэтессы Юлии Друниной, рождается стихотворение, в котором выведен образ Ярославны.
<Слайд 7>.
Выразительное чтение учеником стихотворения Ю. Друниной «Ярославны».
Каленые стрелы косили
Дружинников в далях глухих.
И трепетно жены России
Мужей ожидали своих.
«Любимый мой, Игорь мой славный!
Бескрайни тревожные дни!..» —
Вновь милых зовут Ярославны,
Но смотрят на небо они.
Не в поле - меж звездами где-то
Двадцатого века маршрут!
Послушные кони — ракеты —
Своих властелинов несут.
А ежели «всадник» задремлет,
Слетают счастливые сны:
Все видит желанную Землю
Он в облике милой жены.
Слово учителя.
<Слайд 8>.
Лирическим героем стихотворения Арсения Тарковского «Тебе не наскучило каждому сниться…» является воин князя Игоря. Он один из тех, кто остался на реке Каяле. Но сила любви Ярославны делает его бессмертным.
Выразительное чтение учащимся стихотворения Арсения Тарковского «Тебе не наскучило каждому сниться…»
Арсений Тарковский
Тебе не наскучило каждому сниться,Кто с князем твоим горевал на войне.О чём же ты плачешь, княгиня зегзица,О чём ты поёшь на кремлёвской стене?
Твой Игорь не умер в плену от печали,Погоне назло доконал он коня,А как мы рубились на тёмной Каяле,Твой князь на Каяле оставил меня.
И впору бы мне тетивой удавиться,У каменной бабы воды попросить.О том ли в Путивле кукуешь, родная,Что некому раны мои остудить?
Так долго я спал, что по русские очиС калёным железом пришла татарва,А смерть твоего кукованья короче,От крови моей почернела трава.
Спасибо тебе, что стонала и пела.Я ветром иду по горячей золе,А ты разнеси моё смертное телоНа сизом крыле по родимой земле.
Слово учителя.
В «Слове» черпали вдохновение многие великие композиторы. Во всем мире известна опера А.П. Бородина «Князь Игорь».
Сообщение учащегося об идейном содержании и образах оперы.
Звучит отрывок из оперы «Князь Игорь».
Слово учителя.
Большому успеху оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» способствовали замечательные декорации, выполненные по рисункам Николая Константиновича Рериха. В разные десятилетия ХХ века брался Николай Константинович за оформление этой оперы. Темы Древней Руси и Востока всегда волновали Николая Константиновича, а музыка Бородина создавала простор для творческого выражения.
В 1942 году Рерих пишет картину «Поход Игоря».
<Слайд 9>.
- Какой эпизод «Слова» изображен на картине?
Слово учителя.
Одним из самых известных иллюстраторов «Слова» является художник, мастер книжной графики, искусствовед, сценограф, педагог и теоретик изобразительного искусства В.А. Фаворский. Он на протяжении 15 лет работал над гравюрами на дереве к изданиям «Слова».
<Слайд 10>.
3. Работа с текстом.
Подобрать к изображенным на слайдах гравюрам соответствующие цитаты из поэмы «Слово о полку Игореве».
<Слайды 11-14>.
Слово учителя.
Кроме гравюр В. А. Фаворского известны иллюстрации к поэме «Слово о полку Игореве», выполненные художником В. Носовым. Какие фрагменты поэмы изображены на них?
<Слайд 15>.
Слово учителя.
Поэма явилась источником вдохновения для таких художников, как Илья Глазунов, Константин Васильев, Борис Ольшанский. Каким настроением проникнуты эти работы. Какие чувства у вас вызывают?
<Слайды 16-17>.
Слово учителя.
Закончить наш урок хочется цитатой поэта Николая Заболоцкого: «В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Невольно хочется глазу найти в нем знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нем этих сечений, все в нем полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит – это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская».
4. Рефлексия.
Слово учителя.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какой этап урока показался вам наиболее интересным?
-Какие трудности вы испытывали?
-Оцените свою работу на уроке.
Ребята! У каждого из вас на парте лежит по два магнита. На одном из них изображено сияющее солнце, а на другом – лунное затмение. Если вам понравился наш урок, прикрепите на доску магнит с солнцем, а если нет, то магнит с затмением.
Домашнее задание.
Творческая работа: составить коллаж по мотивам поэмы «Слово о полку Игореве».