КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука»
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Коммуникация», «Познание».
Цель: Формирование у детей культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей предупреждению правонарушений в области дорожного движения.
Задачи:
Воспитательная задача:
Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.
Развивающая задача:
Развивать творческую активность детей, логическое мышление, речь и умение выражать свои мысли.
Образовательная задача:
Учить детей самостоятельно давать оценку действиям участников дорожного движения: водителя, пассажира и пешехода; закрепить знания детей о правах и обязанностях участников дорожного движения.
Наглядный материал и оборудование:
Демонстрационный:
Компьютерная презентация Power Point;
Маршрутный лист;
Дорожные знаки;
Модульная игра «Дорожная азбука»;
Макет светофора;
Удостоверение «Юный пешеход».
Индивидуальный:
Разрезные картинки с разными видами транспорта;
Воздушные шары (красный, жёлтый, зелёный);
Картинки с ситуациями;
Шаблоны дорожных знаков;
Самоклеющаяся бумага.
Ресурсное обеспечение:
Компьютер;
Музыкальный центр;
Мультимедийный экран;
Проектор.
Инновационная деятельность:
Применение современных технических средств обучения;
Применение нетрадиционной техники аппликации;
Технология интегрированного обучения.
Методы обучения:
Наглядный;
Словесный;
Игровой;
Практический.
Методические приёмы обучения:
Беседа;
Объяснение;
Показ;
Напоминание;
Игра;
Проблемные вопросы к детям;
Поощрение.
Предварительная работа:
Беседы;
Экскурсия на перекрёсток;
Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД;
Наблюдение за движущимся транспортом;
Наблюдение за движением пешеходов;
Наблюдение за работой светофора;
Рассматривание картин, иллюстраций с дорожными ситуациями;
Сюжетно-ролевые и подвижные игры;
Чтение художественной литературы;
Рисование и закрашивание знаков;
Разгадывание загадок и ребусов о транспорте, дорожном движении;
Работа на тренажёре ПДД;
Разучивание стихотворений, загадок и песен.
Словарная работа:
Транспорт, пешеход, пешеходный переход, светофор, знаки, пассажир, тротуар,
перекрёсток, регулировщик, жезл, шлагбаум, запрещающие знаки, информационно-указательные, предупреждающие, знаки сервиса.
Литература:
Авдеева И.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, 2002.-2008 с.
«Азбука дорожной науки»: изд. «Энодел», г. Казань, 1998.-214 с.
Зелёный огонёк – 2006/авт.-сост.: Р.Н. Минниханов, А.Н. Сахаров, И.А. Халиуллин, В.Н. Шайхутдинова. - Казань: Изд-во НЦ БДЖ, 2006.-252 с.
Методическое пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Региональный стандарт», г. Казань, 2008.-323 с.
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб.пособие/авт.-сост.:Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина.-Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008.-288 с.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.-324с.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор о правилах дорожного движения. Как вы думаете, правила дорожного движения существуют только для водителей?
(Ответы детей).
Воспитатель. Правила дорожного движения – это закон для улиц и дорог. Соблюдать их обязаны и водители и пешеходы. И я приглашаю вас совершить путешествие по «Дорожной азбуке»! На нашем пути встретятся разные препятствия, которые вы должны будете преодолеть. Готовы? (Ответы детей).
Воспитатель. Девиз нашего путешествия таков:
«Очень важная наука – Правила движения. И должны их соблюдать все без исключения!»
Игровой зачин
(Неожиданно появляется Баба – Яга).
Баба – Яга. Фу! Ну и кошмар! Как можно жить в этом городе?! Везде автомобили ездят, дымят, рычат. Чуть не задавили!
Воспитатель. Кто вы, бабушка? Может вам помочь?
Баба – Яга. Кто я такая? Неуж-то не узнали? Я - Баба – Яга! Хотела Кощея навестить, да ступа сломалась, вот я сюда и попала. А тут автомобили БУМ! ОЙ! Караул! Ещё вот чучело странное какое – то на дороге стоит и глазищами моргает. Ой, да у него три глаза!
Воспитатель.
Что вы, бабушка! Это же светофор!
Он глазищами моргает
Неустанно день и ночь.
Автомобилям помогает,
Может и тебе помочь.
Ребята, объясните Бабе – Яге зачем светофору необходимы 3 глаза.
1 Ребёнок.
Чтоб тебе и мне помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день и ночь
Зелёный, жёлтый, красный.
2 Ребёнок.
Самый строгий – красный сигнал.
Если он горит –
Стоп, дороги дальше нет
Путь для всех закрыт!
3 Ребёнок.
Чтоб спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет:
Увидишь скоро жёлтый-
Приготовься - жди.
4 Ребёнок.
А за ним зелёный сигнал
Вспыхнет впереди
Скажет он: «Препятствий нет!
Смело в путь иди!»
5 Ребёнок.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Баба – Яга. Что-то я не очень поняла. Вы мне лучше покажите, как это делается?
Игра «Светофор»
(Дети выкладывают светофор из воздушных шариков (красный, жёлтый, зелёный). Воспитатель показывает сигналы светофора: на зелёный - дети шагают, на жёлтый – стоят, на красный – приседают).
Воспитатель. Вы такая взрослая бабуля, а правил дорожного движения не знаете.
Баба – Яга. Какая я вам бабуля? Мне едва двести лет стукнуло! В моём лесу никаких дорог и улиц нет. Я вообще не хожу, а летаю.
Воспитатель. Знаете что, это вы там у себя летайте сколько хотите! А здесь люди по дорогам ходят, и правила не нарушают. Понятно!
Баба – Яга. Ничего не понятно!
Воспитатель. А если не понятно, то приглашаем тебя с нами в путешествие по дорожной азбуке, смотри и запоминай.
·Основная часть
Воспитатель. Ребята, у меня в руках маршрутный лист. В нём указаны станции.
I Станция «Знатоки»
Детям задаются вопросы:
Вопрос: Какие автомобили могут ехать на красный сигнал светофора?
папина и мамина;
такси;
спецтранспорт: пожарная, скорая помощь.
Вопрос: Кто из сказочных героев правильно перешёл бы улицу?
Мальвина;
Буратино;
Незнайка;
Вини – Пух.
3. Вопрос: На какой дороге автомобиль лучше тормозит?
на мокрой;
на обледенелой;
с ямками;
на сухой.
4. Вопрос: Как вы думаете, для чего постовому нужен жезл?
приветствовать знакомых;
отгонять мух;
для красоты;
регулировать движение.
5. Вопрос: Дорогу можно переходить только на:
красный сигнал светофора;
мигающий сигнал светофора;
зелёный сигнал светофора;
жёлтый сигнал светофора.
6. Вопрос: Какое правило дорожного движения нарушил кот из стихотворения К.И. Чуковского «Тараканище»?
быстро ехал;
ехал задом наперёд;
ехал на красный сигнал светофора;
прицепился к автобусу.
Баба – Яга. Какие вы умные ребята, всё – то вы знаете!
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру «Одушевлённые средства передвижения и неодушевлённые».
(Дети по кругу передают жезл, называя виды транспорта. Например: лошадь – велосипед; слон – автомобиль; верблюд – автобус; ишак – трамвай; олень – самолёт; собака – поезд).
2 Станция «Путаница»
Воспитатель. Ребята, перед вами лежат разрезные картинки, на которых перепутались различные виды транспорта. Надо быстро собрать их и назвать вид транспорта.
(Дети работают за столами в парах).
3 Станция «Найди ошибку»
Воспитатель. Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Споём песенку. Но я вас попрошу заметить, все ли правила выполняют пассажиры этого поезда.
(Дети смотрят отрывок из мультфильма, поют песенку и замечают ошибки).
Ошибки:
Во-первых, при передвижении нельзя высовываться из окна транспортного средства.
Во-вторых, вставать на сидения запрещено в целях безопасности пассажиров.
Воспитатель. У вас на столах лежат картинки с дорожными ситуациями, вы должны найти ошибки, исправить их, отметив звёздочкой, и сказать, какие правила движения нарушают пешеходы и водители. (Ответы детей).
4 Станция «Дорожные знаки»
Баба-Яга. Эй, все идите сюда! Я тут чего-то нашла! Я только не пойму что же это?
(берёт знак «Движение велосипедистам запрещено»), здесь кто-то велосипед продаёт
(берёт знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»), там впереди огород за забором
(берёт знак «Дети»), здесь можно бегать и даже играть.
Воспитатель. Что ты, бабушка что ты! Это верные друзья светофора, которые помогают поддерживать порядок на дорогах.
Ребята, а вы сможете отгадать загадки про дорожные знаки и рассказать о них?
(Ответы детей).
(Воспитатель и Баба-Яга загадывают загадки про знаки, а дети отгадывают и рассказывают к какой группе они относятся: запрещающий, информационно-указательный, предупреждающий, знак сервиса).
Воспитатель.
Тормози скорей, водитель!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл?
(Железнодорожный переезд со шлагбаумом - предупреждающий).
Баба – Яга.
Ездят здесь одни автомобили
Всюду их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дороги нет!
(Движение на велосипедах запрещено - запрещающий).
Воспитатель.
Затихают все моторы!
И внимательны шоферы, Если знаки говорят: «Близко школа! Детский сад!
(Дети – информационно-указательный).
Баба – Яга.
Видно строить будут дом –
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.
(Въезд запрещён - запрещающий).
Воспитатель.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
(Пешеходный переход – знак особых предписаний).
Баба – Яга.
Тут и вилка, тут и ложка
Подзаправиться немножко,
Накормили и собаку –
Говорим спасибо знаку.
(Пункт питания – знак сервиса).
Физминутка «Дорожные знаки»
(На мультимедиа по очереди показываются дорожные знаки, Баба-Яга и дети выполняют различные движения в зависимости от того, какой знак показан).
пешеходный переход (шагают на месте)
движение пешеходов запрещено (стоят на месте)
железнодорожный переезд со шлагбаумом (гудят «ту-ту»)
скользкая дорога (качаются с ноги на ногу)
подземный переход (садятся на корточки)
дорожные работы (копают лопатой)
дети (прыгают)
6 Станция «Азбука дороги»
Работа детей на тренажёре «Дорожная азбука» (авторская режиссёрская игра по ПДД). Дети должны правильно расставить дорожные знаки на пути маршрута следования пешеходов и водителей.
7 Станция «Творческая»
Воспитатель. У меня в руках дорожные знаки. Вы должны догадаться, что это за знак и найти вторую половинку.
(Детям даются дорожные знаки без второй половинки. Из заготовленных шаблонов цветной самоклеющейся бумаги дети изготавливают знаки).
Воспитатель. Ребята! Давайте подарим дорожные знаки Бабе-Яге, чтобы она больше никогда не нарушала правила дорожного движения.
Баба-Яга. Ой, какие вы все милые, спасибо вам! Образумили вы меня! Я ведь неграмотная была! А сейчас я дорожную азбуку выучила и теперь в моём лесу скучно не будет, потому что, я школу открою. Буду зверюшек, птичек, букашек разных правилам дорожного движения обучать. Спасибо вам за всё! Ну а я полетела. До свидания!
Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, понравилось вам путешествие по «Дорожной азбуке»?
(Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, были дружными, активными, находчивыми, помогли Бабе-Яге. Познакомили её со светофором, дорожными знаками, видами транспорта, рассказали, как надо вести себя в общественном транспорте. Сегодня вы показали хорошие знания и заслужили удостоверение юного пешехода.
(Звучит музыка, воспитатель раздаёт детям удостоверение «Юный пешеход»).
Правила дорожные
Не такие сложные
Ты всегда их твёрдо знай,
На дороге соблю дай!
15