Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Путешествие в страну Экспериментирую.
Путешествие в страну Экспериментирую
Цель:
Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширение знаний о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомится со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- расширить и активизировать словарь детей;
Развивающие:
- развивать навыки проведения опытов;
-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: Беседа с детьми о воздухе, загадки, заучивание стихотворений, наблюдение на прогулке за явлениями воздуха в природе.
Оборудование: игрушка Винни-Пух, сосуд «Море» для пластилина, салфетки бумажные (по количеству детей), стаканчики с кипяченой водой и коктейльные трубочки (по количеству детей), контейнеры с чесноком и лимоном, воздушные шары (по количеству детей).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».
Словарная работа: Лаборатория, сосуд, полиэтиленовый, минеральная вода, песочные часы, магнитная доска
Методы и приемы: наглядные (картинки-схема), словесные (беседа, смысловые вопросы, стихи-загадки, художественное слово), практические (опыты (все), рисование мыльными пузырями)
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (Организационно-мотивационный этап)
Внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети: это воздух.
Воспитатель: Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Вы видите воздух?
Дети: нет.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Экспериментарию. Слышите, мне кажется, что кто-то стучится!
(В окно стучит Винни-Пух)
Винни-Пух: Здравствуйте, ребята! Я летел на воздушном шаре к Мудрой Сове. Вижу – у вас окно открыто. Вот я и залетел к вам. Да еще услышал, что вы собираетесь совершить путешествие в какую-то страну.
Воспитатель: Да, Винни-Пух. Мы хотим отправиться в страну Экспериментарию, присоединяйтесь к нам.
Винни-Пух: А что за страна?
Воспитатель: Ребята, а может быть, вы знаете, почему она так называется?
Дети: (Потому что там проводятся эксперименты.)
Воспитатель: А на чем мы отправимся в путешествие? (Предложения детей)
Винни-Пух: А давайте полетим на моем шаре! (Дети берутся за нитки и имитируют полет.)
А чтобы не скучно нам было в полете, послушайте стихотворение-загадку:
(стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок)
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Что это? (Воздух)
II. Основная часть
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Спасибо, Винни Пух.
Винни-Пух: Дети, а на каком шаре мы летели?
Дети: На воздушном
Воспитатель: Почему этот шар называется воздушным?
Дети: Потому что он наполнен воздухом
Воспитатель: Вдохните глубоко-глубоко, а потом выдохните. Что мы вдыхаем и выдыхаем?
Дети: Воздух
Винни пух: Что такое воздух? Кто-нибудь его видел? Как же можно увидеть воздух и доказать, что он вокруг нас?
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. Может кто-то знает как называется место, где проводятся опыты?
Ответы детей: (Лаборатория) внимание детей.
Воспитатель: Приглашаю всех в лабораторию, чтобы проводить опыты как настоящие ученые. И первый опыт я предлагаю провести-это «Как поймать воздух».
ОПЫТ №1 : «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст, ничего.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Какой стал пакет? Почему?
Дети: В нем нет воздуха, он пуст.
Воспитатель: Какой сделаем вывод дети?
Дети: Воздух нельзя увидеть. Он прозрачный, бесцветный, он невидим.
На магнитную доску прикрепляем карточку-схему обозначающую, что воздух невидим.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух есть в каждом предмете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: А сейчас мы это проверим (достает камень и опускает в воду)
Что мы видим в воде?
Дети: Из камня выходят пузыри.
Воспитатель: Если есть пузыри, значит есть что?
Дети: Воздух.
ОПЫТ №2
Воспитатель: Возьмите минеральную воду, в которой много пузырьков воздуха и налейте в чашку, туда же бросьте маленькие кусочки пластилина. Что с ним? (он утонул) Что происходит теперь? Пузырьки воздуха облепили наши кусочки пластилина, он стал легче и поднялся вверх на поверхность воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Ставим карточку. (стакан с пузырьками)
Воспитатель: Молодцы! А теперь немножко отдохнем.
Физкультурная минутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (дети качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (потягивание – руки вверх)
Ветер пыль над полем носит
Наклоняются колосья –
Вправо – влево, взад – вперед,
А потом наоборот. (наклоны вправо – влево, взад – вперед)
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)
Там немного отдохнем.
Винни-Пух: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно, внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, есть воздух внутри нас? Давайте проверим?
ОПЫТ №3 «Воздух в человеке».
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Значит - воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит.
Какой можно сделать вывод?
Дети: Воздух есть внутри нас.
Винни-Пух: Понятно, вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем, как дышат наши носики. Давайте подышим носиком. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как мы чувствуем запахи? Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов. Хотя сам воздух не имеет запаха.
ОПЫТ №4 «Запахи».
Посмотрите, что вы видите в этих баночках? (ничего – там воздух) Да, действительно, там воздух, но не простой, а с запахом, который был в баночках. Откройте и угадайте, какой запах распространяет воздух.
Ответы детей: (запах чеснока, лимона)
Какой можно сделать вывод?
Дети: воздух не имеет запаха, он распространяет и переносит другие запахи.
Винни-Пух: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
ОПЫТ №5 «Не дышу».
(Ставим песочные часы, а ребята стараются не дышать)
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Без воздуха все погибнут.
Вывод: Без воздуха невозможна жизнь.
ОПЫТ №6«Рисование мыльными пузырями».
Воспитатель: Я предлагаю порисовать необычным способом:
Мы сейчас нарисуем воздушные шары при помощи цветных мыльных пузырей. Проходите за столы.
(Дети проходят за столы, рисуют мыльными пузырями)
Вывод: Воздухом можно рисовать.
Винни-Пух: Спасибо вам, ребята! Хотя в голове у меня опилки, но я тоже много узнал о воздухе и запомнил, правда я уже позабыл, ребята помогите вспомнить, что мы нового узнали о воздухе?
(Вывод по карточкам)
Что воздух невидим;
Что воздух легче воды;
Что воздух есть внутри предметов;
Воздух может двигаться;
Что воздух не имеет запаха;
Что воздух есть внутри людей;
Что без воздуха невозможна жизнь;
Что воздухом можно рисовать.
I I I. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап)
Воспитатель: Ребята понравилось ли вам занятие? Если понравилось, наклейте веселого смайлика на желтый лист, если нет, наклейте грустного смайлика на белый лист бумаги.
Воспитатель: Ребята, а Винни-Пух приготовил нам сюрприз!
Винни-Пух: Я запер воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям все, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам пора прощаться, сказать нашим гостям до свидания!
15