Урок физики в 7 классе Тема урока: «Механическая работа. Единицы измерения».



















Механическая работа




Урок физики в 7 классе
Учитель физики
МБОУ: Потаповская СОШ Скляров М.М.












Урок физики в 7 классе
Тема урока: «Механическая работа. Единицы измерения».

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.

Цель урока:

Образовательная:

сформировать у учащихся научное понятие механической работы, единицы измерения работы;
вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;
осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний, умений;
интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

Развивающая:

способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.

Воспитательные:

способствовать формированию научного мировоззрения, учить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Планируемые результаты:
Предметные
умение:
- понимать смысл понятия «Механическая работа»;
- использовать полученные знания о механической работе в повседневной жизни;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механической работе;
решать расчетные задачи, используя формулы механической работы;
рассчитывать формулы: для нахождения работы; равнодействующей силы; перемещения тела;
переводить единицы измерения механической работы.


Метапредметные
в познавательной деятельности
умение:
- выдвигать гипотезы;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента с целью проверки гипотез;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
в информационно-коммуникативной деятельности
умение:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач;
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
в рефлексивной деятельности
умение:
- самостоятельно ставить цель;
- планировать пути ее достижения, понимать «успех как самостоятельное преодоление затруднений»;
- адекватно оценивать результаты своей деятельности;

Личностные
В рамках ценностного и эмоционального компонентов:
- доброжелательное отношение к окружающим;
в рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
- становление смыслообразующей функции учебно-познавательного мотива и интереса к учению, через практическую значимость изучаемой темы.
- готовность к самообразованию и самовоспитанию.


Способы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения:
словесно-иллюстративный метод, работа с учебником, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тележка, динамометр, набор грузов, линейка.



Ход урока

Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников.
№ слайда

1 мин.
1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к нашему уроку будут слова К. Ушинского: « Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет». Чтобы трудиться и получать от этого удовольствие нужно лучше изучить окружающий нас мир. Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, научимся её измерять. Прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу.

Принять цели познавательной деятельности
1

12 мин.
2. Актуализация знаний


Показ слайдов. Вопросы к слайдам.
Ребята, давайте вспомним некоторые понятия, формулы для расчета величин.
1. Какое физическое явление вы наблюдаете на слайде? Дайте ему определение
2. Как называется линия, которую описывает тело при своём движении?
3.Что называется силой?
4. Причиной изменения чего является сила?
4. Что называется силой тяжести?
5. Что называется силой упругости?
6. Что называется силой трения?
7. Чем отличаются два вида движения тела, наблюдаемые на слайде? Какое движение называется равномерным?
8. Какие силы действуют на тела?
9. Напишите формулы для расчёта пути, которое проходит тело, силы тяжести, упругости(пишут на интерактивной доске)



Просмотр слайдов. Ответы на вопросы.
2
3
4
5
6



15 мин.
3. Объяснение нового материала


Обеспечить усвоения новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Сейчас мы с вами разберёмся с понятием механическая работа, выясним
от каких величин она зависит,
при каких условиях работа выполняется,
от чего зависит знак работы

Просмотр слайдов Обсуждение смысла пословиц и поговорок. Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы делают краткие записи в тетради.
7
8
9
1
·0


Объяснить смысл пословиц и поговорок: работа не волк, в лес не убежит; без труда не выловишь и рыбку из пруда;
берись дружно, не будет грузно.

Из словаря В.Даля:
Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е всякое полезное действие человека или устройства. . Как вы понимаете выражение « работа работе рознь», « физическая работа», « умственная работа»?

В физике этот термин имеет другое значение. Им обозначается физическая величина, связанная с действием сил. Термин « механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским ученым Ж. Понселе: «Исполнять работу в техническом смысле слова это значит преодолевать или уничтожать сопротивление. Механическая работа это постоянное преодоление сопротивлений силой, действующей вдоль пути и в направлении этого пути»

А что же такое механическая работа?
Механическая работа - это физическая величина, прямо пропорциональная приложенной к телу силы и пройденному пути. Т.е. предложил рассчитывать механическую работу умножая силу, действующую на тело, на путь, пройденный телом.
При каких условиях совершается механическая работа? Исходя из формулы механическая работа совершается только тогда, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы(т. е. сила и путь не равны 0)
Для работы нам нужно знать не только модуль силы и длину пути, но и направление, в котором движется тело. Если сила и направление перемещения тела сонаправлены, то совершается положительная работа. Если сила и направление перемещения тела противоположно направлены, то совершается отрицательная работа.
Но ведь работа – физическая величина, значит, нам нужно указать единицы ее измерения. Совершенно верно. За единицу работы в СИ принимают работу, которую совершает сила в 1 Н на пути, равном 1 м (Джоуль). Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы, что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1 см.
Джеймс Прескотт Джоуль- английский физик (19 век) изучал природу тепла, и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к теории сохранения энергии. В честь Джоуля названа единица измерения механической работы джоуль.



Тщательные наблюдения показывают, что груз в руках человека на самом деле не остается в полном покое, а совершает небольшие колебания, периодически поднимаясь и опускаясь. Мышцы человека при этом то расслабляются, то сокращаются, затрачивая на каждый микроскопический подъем груза вырабатываемую организмом энергию.
Примером немеханической работы является и простое запоминание человеком какой-либо информации. Этот процесс связан с жизнедеятельностью клеток мозга. Это немеханическая работа.


Краткая историческая справка о Ж. Понселе: Жан Виктор Понселе 01.07.1788 года - 22.12.1867 года

Математик, механик и инженер Жан Виктор Понселе родился в 1788 г в бедной семье во Франции. Отличная учеба в начальной школе позволила ему получить стипендию в лицее. Далее он успешно выдержал экзамены в Политехническую школу, после её окончания. поступил в Военно-инженерную школу . В1812 г. Ж. Понселе принял участие в войне Наполеоны с Россией в качестве лейтенанта инженерных войск. При отступлении Наполеона из Москвы в бою он был взят в плен и почти два года, находился в плену в г. Саратове.
После возвращения во Францию стал интересоваться прикладной механикой.
делают краткие записи в тетради.

11
12
13
14
15
16
17
18


15 мин.
4. Закрепление


Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
1.Дайте определение механической работы
2. Как обозначается работа?
3. От каких других величин зависит работа?
4. Проговорите или запишите на черновике формулу для расчета работы. Почему для вычисления механической работы мы силу на путь умножаем, а не делим?
5. Назовите единицы измерения работы, а так же кратные и дольные единицы измерения.
6. При каких условиях совершается работа?
7. Какой знак может иметь механическая работа?
8. В каком случае совершается механическая работа?
А) человек поднимается в кабине лифта
Б) идёт снег
В) дым поднимается вверх
Г) на нитке подвешен груз
Д) человек пытается
с двинуть камень
Е) Шайба скользит по льду после удара
9. Объясните пословицу: с горы вскачь, а в гору хоть плачь.

10. Поливая огород, половину воды из бочки вычерпал старший брат, а другую половину оставил младшему. По-братски ли поступил старший брат?

Теоретическая эстафета


Динамическая пауза
Мы в ракету дружно сели,
(все приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет
(быстро сесть за парту).
Работа по группам Экспериментальное задание:


5. Решение задач.
1. Мешок с картошкой перетащили на 2 м, при этом совершили работу в 1кДж. Какую силу для этого пришлось приложить?

2. Вертолет массой 6000 т равномерно поднимается на высоту 100 м. Какую работу совершает при этом двигатель вертолета? (решение на интерактивной доске)


































Выполняют упражнение.









Выполнение практической работы, заполнение таблицы




19
20
21
22
23
24
25
26


2 мин.
5. Подведение итогов. Выставление оценок. Дом. задание




Анализ и оценка успешности работы на уроке
Домашнее задание: §26,
упр. №26.11, 26.23

27


13 EMBED Equation.3 1415



Root Entry