Сценарий урока по физике на тему Механическая работа. Единицы работы
Республиканский конкурс профессионального мастерства педагогов
"Мой лучший урок"
Улуг-Хува А. Е.,
учитель физики и информатики
МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь
Ф.И.О. учителя Улуг-Хува Ай-кыс Евгеньевна
Предмет Физика
Класс 7 «в»
Дата проведения 16.03.2016 г
Тип урока Изучение нового материала
Раздел №4. Работа и мощность. Энергия.
Тема урока §55. Механическая работа. Единицы работы.
Цели урока выяснить что такое «механическая работа» с физической точки зрения
Образовательные:
сформировать понятие механической работы, на основе эксперимента рассчитать работу силы тяжести и силы трения;
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента;
формировать умение обосновывать свои выводы.
Развивающие:
сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
развивать умение анализировать учебный материал;
развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
Воспитательные:
воспитать умения и навыки групповой работы;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Планируемые результаты
Предметные умения Универсальные учебные действия
знать: определение механической работы, условия совершения работы, формулу работы, единицы измерения работы;
уметь: решать задачи на применение формулы работы. Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.
Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Форма контроля работы учащихся фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование Гиря – 2 кг, 5 кг
Брусок, динамометр, линейка, груз – 100 г, штатив
Использование ЭОР/ЦОР 1. Презентация «Механическая работа»
2. Раздаточные карточки «Алгоритм решения задачи», «Рабочий лист к экспериментальной работе»
Литература 1.Физика.7 кл.: учебник/ А. В. Перышкин. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2014. – 224 с.: ил.
2.Физика: Задачник: 7-8 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996. – 192 с.: ил.
План урока
№ этапа Название этапа Время
(в мин.) Цель этапа
I Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 2 Создание благоприятного психологического настроя учащихся на работу, активизировать внимание учащихся.
II Актуализация знаний 5 Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
III Изучение нового материала 15 При выполнении заданий учащиеся сами определяют тему урока и знакомятся с механической работой
IV Физкультминутка 3 Обеспечение активного отдыха организму в процессе определенной учебной деятельности.
V Закрепление изученного материала 15 Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции.
VI Домашнее задание 2 Закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету
VII Подведение итогов урока. Рефлексия 3 Осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: Создание благоприятного психологического настроя учащихся на работу, активизировать внимание учащихся.
Учитель: Прозвенел звонок весёлый. (Слайд 2)
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Начинаем наш урок.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, давай работать!
II этап. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Прочитайте, пожалуйста, пословицы и поговорки. Скажите, что их объединяет? (3слайд)
Работа не волк, в лес не убежит
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Берись дружно, не будет грузно
Без работы день годом станет.
Каков мастер, такова и работа.
Не работа дорога – уменье.
Примерные ответы учащихся: Слово - «работа»_____________________________________
Учитель: Кто из вас знает подобные пословицы? Объясните значение этих пословиц и поговорок?
Примерные ответы учащихся: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Примерные ответы учащихся: Механическая работа______________________________________
Недаром говорят «Пословица – всем делам помощница!». Вот и вам она помогла определить тему сегодняшнего урока.
(4 слайд) Учитель: Запишите в тетрадях число «16» марта 2016г и тему урока: «Механическая работа. Единицы работы»
А говорить мы будем о работе с физической точки зрения. Ребята, в физике изучается механическая работа.
Постановка цели урока
(5 слайд) Начнем урок с эпиграфа Фридриха Энгельса: «Труд – источник всякого богатства… труд создал человека».
Поставим перед собою цель,
Чтоб после этого урока
Мог каждый другу рассказать
Как можно совершить работу,
Её измерить, рассчитать,
И получить при этом пять!
(6 слайд)
А какие же мы поставим цели на этот урок:
Выяснить:
1. Что называется механической работой;
2. От каких величин зависит; как рассчитать механическую работу;
3. При каких условиях выполняется работа;
4. Единицы механической работы;
4. Когда механическая работа положительная, когда отрицательная.
Теперь уточним, а что же такое механическая работа?
Термин «Механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским ученым Жан Виктором Понселе. Он родился в 1788 г. бедной семье во Франции. Он был математиком, инженером и механиком. Для него работа, была связана с деятельностью человека.
Учитель: А какая из физических величин необходимо человеку для совершения работы?
Примерные ответы учащихся: сила____________________________________________________
Учитель: Что такое сила? От чего зависит результат действия силы?
Примерные ответы учащихся: Сила - векторная физическая величина и результат её действия зависит от трёх характеристик: направления, точки приложения, модуля.
Учитель: Так как физика наука экспериментальная продолжим работу.
1) К доске приглашаю двух учеников.
Ваше задание состоит в том, что по моей команде вы должны поднять 2 раза гири в _2_кг и _5_кг.
- Кто из учащихся выполнил большую работу? (первый ученик, у кого тяжелая гиря, т.е. 5 кг)
- Почему? (затрачивается больше усилий)
- От чего зависит работа? (от силы)
- Как зависит? (прямо пропорционально)
Спасибо, садитесь.
2) Приглашаю еще двух учеников.
Задание: поднимите гири по _2_ кг на высоту согнутой и вытянутой руки.
- Кто из учащихся выполнил большую работу? (второй ученик, вытянутыми руками)
- Почему? (преодолевает большее расстояние)
- В этом случае от чего зависит работа? (от пути)
- Как зависит? (прямо пропорционально)
Механическая работа – физическая величина, прямо пропорциональная приложенной к телу силы и пройденному пути. Работу обозначаем буквой – А.
A=F*S
Учитель: Запишите определение механической работы в тетради
При каких условиях совершается механическая работа? Исходя из формулы механическая работа совершается только тогда, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы (т. е. сила и путь не равны 0)
Для работы нам нужно знать не только модуль силы и длину пути, но и направление, в котором движется тело. Если сила и направление перемещения тела сонаправлены, то совершается положительная работа. Если сила и направление перемещения тела противоположно направлены, то совершается отрицательная работа.
Но ведь работа – физическая величина, значит, нам нужно указать единицы ее измерения. Совершенно верно. За единицу работы в СИ принимают работу, которую совершает сила в 1 Н на пути, равном 1 м (Джоуль).
Учитель: Давайте вместе выведем, в каких единицах измеряется работа?
Ученик: В системе СИ: сила измеряется в Н (в ньютонах), перемещение в м. (в метрах)
Учитель: Единица измерения работы в системе СИ: 1 Н*м=1Дж. (Джоуль) Она названа в честь английского физика Джоуля Джеймса Прескотти (1818-1889 гг.)
1 Дж – это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути 1 м
Производные единицы:
1 кДж=1000Дж;
1МДж=1000000 Дж;
1Дж=0,001 кДж;
1 Дж=0,000001 МДж.
IV этап. Физкультминутка
Цель этапа: Обеспечение активного отдыха организму в процессе определенной учебной деятельности.
Учитель: Мы много писали, устали. Все дружно встаем и немножко отдохнем.
Мы в ракету дружно сели, (все приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли, мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет (сесть за парту).
V этап. Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции.
Решение качественных задач:
Учитель: В каком из перечисленных случаев совершается работа?
На нитке подвешен груз.
Спортсмен с трамплина прыгнул в воду.
Льдинка движется по гладкой горизонтальной поверхности льда.
Трактор тянет прицеп.
Человек, стоя на месте, держит на плечах груз.
Человек поднимается вверх по лестнице.
Учитель: А теперь обратите внимание на приборы на вашем столе (динамометр, брусок, грузики, линейка, штатив) и на дидактические карточки – в ней указан порядок выполнения работы.
Я предлагаю измерить работу при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о том какая из работ больше (работа, совершенная при подъеме груза или работа при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному пути). Обращаю ваше внимание на то, что перемещать динамометр вы должны равномерно. (Приложение 1)
На выполнение данной работы вам дается 3-5 минут
Решим задачи.
Задача № 1
Мешок с картошкой перетащили на 2 м, при этом совершили работу в 1кДж. Какую силу для этого пришлось приложить?
Дано:
S=2м
А=1кДж СИ:
1000Дж
Решение:
А=F*S
F=AS
F=1000 Дж2 м=500 Н
F-? Ответ: 500 Н
Вертолет массой 6000 т равномерно поднимается на высоту 100 метр. Какую работу совершает при этом двигатель вертолета?
Дано:
m=6000т
S=100м
g=10 Н/кг СИ:
6000 кг Решение:
Fтяж=m*g
Fтяж=6000кг*10Н/кг=60000 Н
А=Fтяж*S
А=60000Н*100м=6000000 Дж =6МДж
А-?Ответ: А=6МДж
VI этап. Домашнее задание
Цель этапа: Закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету.
Прочитать параграф 55 на стр.163
Выполнить упражнение 30 (3,4) стр.166
Задание 1 стр. 166
VII этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: Осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Учитель: - Какую тему мы изучили на уроке?
- Какие два условия необходимы для совершения механической работы?
- От каких величин зависит совершенная работа?
- Что принимают за единицу работы?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.
Учитель: Ребята! В заключение хочу закончить урок словами Константина Ушинского: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет»
Любите, дети, физику!
Она всегда, везде.
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде!
Всем большое спасибо за урок!