Внеклассное мероприятие Да, мы живём, не забывая…, посвящённое 100-летию со дня рождения К.М.Симонова


Внеклассное мероприятие в 9-б классе по теме: «Да, мы живём, не забывая…»,
посвящённое 100-летию со дня рождения К.М.СимоноваУчитель: Романова Н.В.
Цели :Образовательная цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта-фронтовика, писателя, журналиста К.М.Симонова; историей создания и содержанием стихотворений: "Жди меня, и я вернусь…", «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Майор привёз мальчишку на лафете…», отрывка из поэмы «Отчим»; познакомить с творческими работами учащихся, как средствами выражения мыслей и чувств на основании прочитанного.
Развивающая цель: развитие творческого, абстрактного мышления; речи, внимания; совершенствование навыков выразительного чтения; способности к самовыражению, самореализации; активизация познавательной деятельности учащихся.
Воспитательная цель: воспитание чувства патриотизма, ответственности, любви к русской литературе XX века и уважения к истории своего народа; воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: учебник 9 класса В.Я.Коровиной; выставка книг, рисунков; презентация по теме.
Звучит музыка к песни «Журавли». На экране презентация «Симонов». Слайд 1, 2.
Чтец 1:
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
Чтец 2:
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…
Учитель: Всё чаще мы обращаемся к тем грозным и суровым годам, чтобы понять тех, кто ценой невероятных усилий выиграл эту войну, подарив нам право на жизнь и свободу. О том, как тяжело досталась нам эта победа нашей Родине, написано много книг, авторы которых сами участники тех кровопролитных боёв. Среди наиболее ярких представителей военного поколения – Константин Михайлович Симонов, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, и о котором пойдёт речь на нашем сегодняшнем мероприятии.
Слайд 4.
Учащийся: Родился Константин Михайлович Симонов в Петрограде 28 ноября 1915 года. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванищеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отчим».
Чтец 3:
Я раньше слишком зелен был,
Себе недотолковывал,
Как смолоду бы жизнь прожил,
Не будь тебя, такого вот –
Такого вот, сурового,
С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,
Всегда идти готовогоПо жизни с полной выправкой…
Учащийся: В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь школу фабрично-заводского ученичества точной механики, пошел работать на завод. В эти же годы начал писать стихи.
Слайд 5.
Учащийся: В 1934 году Симонов поступил в литературный институт имени Горького. Начиная с 1936 года, в журналах и газетах стали появляться стихи Симонова. Всю жизнь Константин Михайлович увлекался историей. Две поэмы «Ледовое побоище» и «Суворов» написаны на исторические темы. Незадолго до войны писатель начал лирический цикл «С тобой и без тебя», работу над которым закончил уже в послевоенные годы. В 1938 г . он закончил институт, а в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская».
Учащийся: Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов; стихов, посвященных живым и павшим героям. В ту пору он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола уже шла его первая пьеса «История одной любви» - и готовилась к постановке вторая – «Парень из нашего города». К началу войны Симонов уже был военным писателем.
Звучит музыка песни «Священная война»
Слайд 6.
Учащийся: Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране. За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин.
Учащийся: Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.Учитель: С началом войны был призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденции публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал пьесы "Русские люди", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и "Война».
Названные произведения Константина Михайловича вы, ребята, уже видели на нашей выставке и даже некоторые из вас читали Симонова.
Краткая беседа по прочитанным произведениям.
Многие книги К.Симонова замечательно оформлены. Порой иллюстрация обложки раскрывает и помогает понять содержание самого произведения (показываю книги). Ваше видение поэта-фронтовика прослеживается на рисунках, которые вы приготовили к сегодняшнему мероприятию.
3 учащихся рассказывают о своих работах.
Учащийся: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов. Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной. Он был там с солдатами: живыми и мёртвыми, и писал о том, что видел.
Слайд 7.
Учитель: В это время Симоновым были написаны всем известные стихи, которые впоследствии стали называть шедеврами
Чтец 4:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Чтец 5:
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Учитель: Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»
В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
Чтец 6:
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Готовится презентация стихотворения «Жди меня» и песня «Жди меня».
Учитель: Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов. Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.
Звучит 1 куплет песни «Жди меня», сопровождаемая презентацией. Затем громкость убавляется и вступают в чтение чтецы 7 и 8.
Чтец 7:
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Чтец 8:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд 8.
Учащийся: Константин Симонов неоднократно сам бывал на передовой линии, не раз поднимал бойцов в атаку, ходил в разведку, был в тылу врага. О трудностях жизни на фронте и в тылу писал он в своих рассказах, повестях и стихотворениях.
Звучит музыка песни «От героев былых времён». Слайд 9.
Учащийся: Всю жизнь и после войны К.Симонов помнил войну и писал о ней. Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал: «Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».
Учащийся: Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
Слайд 3.
Учитель: Ну а мы, ребята, будем помнить Константина Михайловича Симонова, русского советского писателя, поэта, драматурга, сценариста, журналиста, общественного деятеля, удостоенного наивысших наград Отечества; будем продолжать изучать многогранное творчество истинного патриота нашей Родины и помнить о тех страшных военных годах.