Конспект для школьных психологов Взаимодействие с родителями учащихся


Работа педагога-психолога с родителями учащихся
массовой школы, как условие качественного общего образования.
Работа психолога с родителями является одним из важнейших направлений деятельности.
Главная цель школьной психологической службы – сохранение психологического здоровья детей.
При взаимодействии с родителями используют 2 формы:
- групповая;
- индивидуальная.
Цель групповой работы – формирование продуктивного воспитательного процесса в отношении ребенка.
Задачи при групповом взаимодействии:
согласование ценностных основ воспитания;
согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей;
согласование поведенческих воздействий в отношении детей.
Для более эффективной работы следует опираться на следующие принципы:
Обеспечение эмоциональной безопасности родителей.
Открытость психолога и умение избегать негативного переноса на родителей. Специалисту следует исключить обиду, страх, злость, раздражение.
Мотивирование родителей к взаимодействию с психологом.
Методы групповой работы

информационные проблемные
проблемные лекции; «круглые столы»; детско-родительские мероприятия; тренинги
информационные тексты; устные информационные сообщения; информационные лекции

Информационные тексты дают родителям возможность осознать собственную родительскую позицию и получить полезные знания. Тексты должны быть достаточно кратки и понятны. Их можно разместить на стенде, можно вклеить в дневник ребенка, можно раздать в виде памяток. Как правило, тексты содержат сведения о возрастных особенностях или рекомендации для родителей.
Устные информационные сообщения представляют собой короткие выступления психолога на родительском или общешкольном собрании.
Информационные лекции представляют собой выступления, которые спланированы и направлены на предоставление дополнительной информации родителям и активному побуждению их к рефлексии собственной родительской позиции. На данное мероприятие родители приглашаются.
Проблемные лекции проводятся в форме лекции-диалога, где могут рассматриваться достаточно распространенные «острые» темы в отношении развития или воспитания детей.
«Круглый стол» - это заранее спланированная встреча с родителями класса, на которой обсуждается определенная значимая тема. Здесь у родителей появляется возможность услышать мнение других, сравнить и проанализировать свои мысли.
Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга. Являются значимыми и для детей, и для родителей, потому как участникам предоставляется возможность сравнения с другими, смена ролей.
Тренинги предполагают обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми.
Индивидуальная форма работы – это консультирование.
Цели психологического консультирования:
способствовать изменению поведения;
развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами;
обеспечивать эффективное принятие жизненно важных решений;
развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;
облегчать реализацию и повышение потенциала личности.
Этапы консультирования.
Этап 1. «Начальный этап». Цель этапа: установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом.
На этом этапе важно разъяснить клиенту, что представляет из себя консультирование, ответить в случае необходимости на вопросы клиента о квалификации консультанта. Это позволит клиенту избавиться от ошибочных установок и ожиданий, среди которых можно назвать следующие: психолог решит проблему за клиента (избавитель), даст умный совет (авторитет), пожалеет и посочувствует (хороший человек), видит клиента насквозь и сам знает, что тому надо для счастья (волшебник); поставит диагноз и выпишет лекарство (доктор), осудит и вынесет суровый приговор (судья).Этап 2. «Выявление проблемы клиента». Цель: выявление проблемы и формулировка задач, которые клиент ставит перед собой в процессе взаимодействия с консультантом. На этом этапе клиент начинает рассказывать о том, что привело его к психологу, какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета.
Этап 3. «Планирование изменений и оказание воздействия» предполагает обсуждение с клиентом возможных продуктивных вариантов его реагирования и поведения, которые бы способствовали достижению его психологического благополучия и улучшили качество отношений с окружающими.
Этап 4. «Завершение консультирования». На этом этапе психолог вместе с клиентом подводят итоги консультирования, обсуждают вопросы, касающиеся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. Для консультанта важно ориентироваться на достижение тех целей и задач, которые ставил клиент в начале консультационного процесса.