Обмен веществ и превращение веществ в клетке


Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Класс 9.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: систематизировать знания учащихся о процессах обмена веществ как одном из важнейших свойств живой клетки, используя материалы для подготовки к ГИА
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, карточки для работы у доски.
Ход урока: Эпиграф к уроку
«Человек должен верить,
что непонятное можно понять,
иначе не стал бы
размышлять об этом».

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности 
(2мин) Мы изучили строение клетки, химический состав клетки, обменные процессы, происходящие в ней.
Живая клетка – сложная система. В клетку постоянно поступают вещества, активно работают органоиды, в которых происходит расщепление одних веществ и образование других, новых, необходимых для самой клетки.
Используя знания, давайте докажем, что анаболизм и катаболизм – две стороны единого процесса обмена веществ и энергии.
(Обмен веществ и превращение энергии в клетке)
- Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
- Запись темы урока в тетрадь
Актуализация опорных знаний и умений.
 
(1мин)
(12мин) -На уроке работают эксперты, ребята определяют результаты вашей работы.
1) Работа с терминологией
2)Работа у доски учащихся
3)Фронтальная работа с учащимися
Объяснение работы с терминами и у доски
1) Работа с терминологией
Задание 1 . Работа с терминами. На доске представлены термины-метаболизм, катаболизм, анаболизм, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, биосинтез.
Ученик - эксперт принимает знание терминов. Учащиеся выбирают термины 5 на оценку «5», 4 на оценку «4», 3 на оценку «3».
2) Индивидуальная работа у доски
Задание 2. Установление соответствий.
Установить соответствие между процессом, происходящим в клетке, и видом обмена веществ.
процессы вид обмена
1) анаболизм 2) катаболизм 3) диссимиляция 4) диссимиляция 5) расщепление 6) синтез А) Пластический
Б) Энергетический
Задание 3. Установление соответствий.
Установить соответствие между названием органоида и процессом, происходящим в нем.
органоиды процессы
1) митохондрия 2) хлоропласт 3) рибосома 4) лизосома А) синтез белка
Б) синтез АТФ
В) разрушение органических веществ
Органоиды представлены в виде рисунков.
Ученик – эксперт проверяет и анализирует работу.
3) Фронтальный опрос
Задание 4. Вопросы написаны на карточках. Ученик выбирает карточку с вопросом, отвечает.
- Что такое диссимиляция? Перечислите ее этапы.
(Диссимиляция – энергетический обмен, процесс распада сложные веществ на более простые, с выделением энергии. Этапы: подготовительный, бескислородный, дыхание).-В каких структурах клетки осуществляется синтез АТФ?
(Синтез АТФ осуществляется в органоидах клетки – митохондриях, хлоропластах, т.к там энергия накапливается и синтезируется).
-Какие типы питания вам известны, дайте краткую характеристику?
(Существуют два основных типа питания: автотрофное питание – создание органических веществ из неорганических, данный тип питания используют растения – фототрофы, и бактерии – хемотрофы; второй тип – гетеротрофный – потребление готовых органических веществ, его используют животные и грибы).- Что такое ассимиляция? Перечислите этапы биосинтеза белка.
(Ассимиляция - пластический обмен, синтез сложных веществ из более простых, с поглощением энергии. Этапы биосинтеза: в ядре клетки происходит транскрипция (переписывание информации с ДНК на РНК, второй этап происходи в цитоплазме клетки – трансляция – синтез белка по принципу комплементарности).
Ученик – эксперт, комментирует, анализирует ответы учащихся.

Фронтальная работа. Слушает, комментирует, помогает.
Заслушиваем работу экспертов. Вывод: мы вспомнили основные понятия, протекающие процессы.
?Попробуем выяснить, почему метаболизм называют примером закона единства и борьбы противоположностей. Активное повторение, обобщение, осмысление.
(10мин) На доске слово
Метаболизм – это обмен веществ.
Основу метаболизма составляют катаболизм и анаболизм.
МЕТАБОЛИЗМ
(обмен веществ)
КАТАБОЛИЗМ АНАБОЛИЗМ
- Запись с тетрадь МЕТАБОЛИЗМ
(обмен веществ)
КАТАБОЛИЗМ АНАБОЛИЗМ
Задание 5. Перед вами процессы. Определите, к каким видам обмена веществ относятся данные процессы? Докажите, что эти процессы взаимосвязаны.
-фотосинтез
-биосинтез
-дыхание
-пищеварение
-брожение
Учащиеся выполняют работу самостоятельно в течение нескольких секунд.
Правильно: МЕТАБОЛИЗМ
(обмен веществ)
КАТАБОЛИЗМ АНАБОЛИЗМ
пищеварение фотосинтез
брожение биосинтез
дыхание ?? Как эти процессы взаимосвязаны?
ЭНЕРГИЯ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ
сложное – простое + простое простое + простое - сложное
Два ученика доказывают.
ВЫВОД: катаболизм производит энергию, которая расходуется на построение клетки и ее жизнедеятельность. А и К направлены на обновление живого материала.
Закрепление.
(17мин) Предлагаются выполнить задания разного уровня.
Самостоятельная работа – 10 мин
Обсуждение результата
2 мин
2 мин
3 мин Задание 6. Работа с дифференцированными заданиями.
Представлен текст. Обмен веществ и превращение энергии.
Метаболизм – совокупность всех химических реакций, протекающих в живом организме. Значение метаболизма состоит в создании необходимых организму веществ и обеспечение его энергией. Выделяют две составные части метаболизма – катаболизм и анаболизм.
Катаболизм (или энергетический обмен, или диссимиляция)- совокупность реакций, производящих к образованию простых веществ из более сложных (углеводы до глюкозы, глюкоза в пировоноградную кислоту, ПВК до углекислого газа и воды). Катаболические реакции идут с высвобождением энергии и аккумуляции ее в АТФ.
Анаболизм (или пластический обмен, или ассимиляция) – понятие, противоположное катаболизму, - совокупность реакций синтеза сложных веществ из более простых (образование белков из аминокислот, образование глюкозы из воды, углекислого газа). Для протекания анаболических реакций требуется затраты энергии АТФ.
Процесс пластического и энергетического обмена неразрывно связаны между собой. Все анаболические (синтетические) процессы нуждаются в энергии, поставляемой в ходе реакций диссимиляции. Сами же реакции расщепления (катаболизма) протекают лишь при участии ферментов, синтезируемых в процессе ассимиляции.
Задание 1.
Задание для слабой группы:
Заполните таблицу, вставьте пропущенные пропуски:
признаки сравнения анаболизм
(пластический обмен) катаболизм
(энергетический обмен)
Задача процесса Обеспечить клетку строительным материалом, ферментами Химические соединения Сложные распадаются на простые
Энергия Затрачивается АТФ Образуется, накапливается
Правильный ответ
признаки сравнения анаболизм
(пластический обмен) катаболизм
(энергетический обмен)
Задача процесса Обеспечить клетку строительным материалом, ферментами Обеспечить клетку энергией
Химические соединения Из простых веществ образуются (синтезируются) в более сложные Сложные распадаются на простые
Энергия Затрачивается Освобождается
АТФ Расходуется Образуется, накапливается
Один из учащихся анализирует, комментирует ответ.
Задание для средней группы:
1) Определите последовательность процессов, происходящих при энергетическом обмене.
1)дыхание 2) из одной молекулы глюкозы образуется две молекулы ПВК и АТФ 3) гликолиз 4) образуется углекислый газ и вода и АТФ 5) подготовительный этап 6) поступивший кислород соединяется с ПВК и ферментами
(532164)
Правильный ответ
1)подготовительный этап
2)гликолиз
3)из одной молекулы глюкозы образуется две молекулы ПВК и АТФ
4)дыхание
5)поступивший кислород соединяется с ПВК и ферментами
6)образуется углекислый газ и вода и АТФ
Один из учащихся комментирует, анализирует ответ.
Задание для сильной группы:
Ознакомившись с текстом, ответьте на вопросы:
Что является признаком живого? Докажите, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса.
Ученик - эксперт. Анализирует ответы одноклассников.
Подведение итогов.
(2 мин) ? Для чего мы дышим и получаем пищу?
На данный вопрос каждый из вас может дать ответ.
(для того, чтобы жить)
? Что такое жизнь? (Жизнь – способ существования белковых тел …)
? Как создаются живая материя?
(благодаря пластическому и энергетическому обмену).
Сущность метаболизма – преобразование энергии которая необходима для роста, движения, поддержки температуры и других процессов.
Метаболизм – это признак жизни.
Прекращается метаболизм, прекращается жизнь.
Домашнее задание.
(1мин) В романе Жюля Верна описывается случай. Путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось, что мясо несъедобно. «Быть может оно слишком долго лежало?» - спросил один путешественников. «Нет, оно слишком долго бежало», - ответил ученый Паганель.
Действительно мясо гуанако съедобно, если животное поймано во время отдыха. Почему?